Короли эпизода советского кино.

Jan 19, 2016 05:05

Оригинал взят у kievlyanka_ira в Короли эпизода советского кино.

Фаина Раневская

Фаина Раневская (Фельдман) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Отец ее, Гирши Хаймович, был зажиточным купцом, владельцем магазина и фабрики сухих красок, имел несколько домов, а также пароход «Святой Николай». Все это обеспечивало семье безбедное существование. Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Белла. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».
В родительском доме будущая актриса чувствовала себя потерянной и одинокой. Отчасти это происходило от того, что она заикалась, отчасти от ее повышенной ранимости и сложных отношений с отцом. Известно, что Гирши Хаймович говорил о своем ребенке [Spoiler (click to open)]«Фанечка у нас далеко не красавица, к тому же заикается. Бедное дитя».





В 1916 году после окончания театрального сезона Фаина Раневская осталась без работы. Так начались ее скитания по различным провинциальным театрам. Раневская посетила Керчь, Феодосию, Кисловодск и Ростов-на-Дону. Мать втайне от отца отправляла дочери денежные переводы. В 1917 году состоятельная еврейская семья Фельдманов была вынуждена бежать от революции, не сулившей ей ничего хорошего. Эмигрировать они решили на своем собственном теплоходе, однако младшая дочь ехать за границу категорически отказалась - Раневской было невыносимо расставание с горячо любимой родиной.
В 1918 году в Ростове-на-Дону Раневская познакомилась с Павлой Вульф - женщиной, ставшей ее верным другом и наставницей на всю дальнейшую жизнь. В те годы Вульф уже являлась именитой провинциальной актрисой. Она вспоминала, как один раз после спектакля к ней в раздевалку ворвалась «рыжая нескладная девица», начав сразу же выказывать свое восхищение и просить помочь ей стать актрисой. Раздраженная подобным поведением незнакомки Вульф порекомендовала ей выучить из предложенной пьесы любую роль на собственный выбор. Раневская отдала предпочтение персонажу итальянки.
Дабы избежать провала и прекрасно осознавая, что это ее единственный шанс, Фаина Георгиевна разыскала в городе булочника-итальянца и усердно репетировала с ним более недели. Когда она выступила перед Вульф, та быстро поняла, что встретила настоящий талант. На тот момент ее труппа отправлялась в Крым, и не было никакого способа устроить Раневскую. И тогда Павла Леонтьевна приняла единственно возможное решение - взяла девушку к себе. С той поры Фаина Георгиевна являлась как ее ученицей, так и полноправным членом семьи. Став известной, Фаина Георгиевна ни от кого не терпела замечаний, кроме Вульф, и только ей доверяла в полной мере. Умерла Павла Вульф в 1961 году на руках у Раневской, для которой ее смерть стала сильнейшим потрясением - она бросила даже курить, хотя пятьдесят своей жизни не могла обойтись без сигареты.



Кино дебют Раневской состоялся в 1934 году в фильме «Пышка» М. Ромма по новелле Мопассана. В дальнейшем Ромм, тогда еще только начинавший свою деятельность, стал любимым режиссером актрисы. Фаина Георгиевна получила роль госпожи Луазо, и сыграла ее великолепно. Приехавший в Советский Союз популярный писатель Ромен Роллан, увидев фильм, был от него в восторге, а среди актеров в первую очередь выделял именно Раневскую. Он попросил показать фильм во Франции, и там «Пышка» также имела огромный успех.
Затем Фаина Раневская сразу снялась в трех фильмах: «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина» и «Подкидыш». Роль самоуверенной дамы из последней киноленты подарила Раневской всенародную любовь. Для комедии актриса самостоятельно придумала ряд фраз. Одна: «Муля, не нервируй меня!» - преследовала ее потом всю жизнь. Многие люди, встречая Фаину Георгиевну, в шутку говорили ей слова, которые, по идее, предназначались подкаблучнику-мужу, а не героине самой Раневской. Это раздражало актрису, впоследствии возненавидевшей роль, принесшую ей популярность. Существует история, что в 1976 году Леонид Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, вместо приветствия выкрикнул: «Муля, не нервируй меня!». Раневская мгновенно отреагировала: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются или хулиганы, или мальчишки». Смутившись, генсек только и произнес: «Простите, я очень люблю вас».
В 1947 году вышла в показ комедия «Весна» с неподражаемой Любовью Орловой и Николаем Черкасовым. Малюсенький эпизод, отводимый героине Раневской, актриса сочинила сама - режиссер фильма Григорий Александров разрешил ей создать для себя роль. На пару с Ростиславом Пляттом она внесла в кинофильм занимательные комедийные фразы, и в итоге их пара запомнилась даже больше, нежели исполнителей главных ролей. В это же время Фаина Георгиевна снялась в роли Мачехи в знаменитой сказке «Золушка». Сценарист Евгений Шварц, крайне болезненно относившийся к любому лишнему слову, также разрешил ей самой додумывать тексты. Отрицательный персонаж в ее исполнении вышел настолько обаятельным и правдоподобным, что уже более полувека радует зрителей разных поколений.
За свою жизнь Раневская сменила множество театров и всегда по различным причинам.

Рассказывая о Фаине Раневской, необходимо отметить ее крайне непростые отношения с коллегами. О ней болтали всякое: некоторые артисты жаловались на ее своеволие и невыносимый характер, другие - обожали и искренне восхищались. Одно известно точно - она не относилась к тем людям, кто стесняется говорить в лицо правду. Высказывания Раневской стали основой не одного сборника афоризмов, только она могла так саркастично и метко отражать действительность. Многие коллеги всерьез боялись превратиться в объект ее колкостей. Но на самом деле Фаина Георгиевна была крайне ранимым человеком, понимающим и сочувствующим. Ее острый юмор являлся своеобразной защитой от окружающей действительности. Близкие люди прекрасно знали, что за колкостью фраз и внешним ехидством прячется доброе сердце отзывчивого человека. С детства актрису преследовали различные сомнения и страхи, и на первый взгляд капризные выходки зачастую были продиктованы необходимостью. Раневская, например, боялась закрытых и открытых пространств, передвигалась лишь на такси, поскольку не могла заставить себя ездить на метро. Всю жизнь она переживала по поводу своей внешности, а в юности, как это ни странно, боялась сцены и даже обращалась к врачам, которые помогли ей выработать собственную методику самовнушения.
Фаина Георгиевна не нашла счастья в личной жизни, у нее не было ни детей, ни своей семьи. Она говорила: «Все, кто любили меня - мне не нравились. А кого любила я - меня не любили».
В 1970 году Раневская порадовала самых юных телезрителей - в мультфильме «Карлсон вернулся» обаятельная домомучительница фрекен Бок говорила голосом Фаины Георгиевны. Также на телевизионных экранах жители нашей страны увидели Раневскую в телеверсии спектакля «Дальше - тишина». Тринадцать лет эта постановка Театра Моссовета пользовалась зрительским успехом. А в октябре 1983 Фаина Георгиевна навсегда оставила сцену - здоровье актрисы стало слишком слабым. Она ушла буднично, без речей и проводов, просто уведомив директора театра о своем решении.
За долгие годы творческой работы Фаина Георгиевна не сыграла из мирового репертуара ни одной главной роли. Раневская часто повторяла, что не сумела до конца выполнить свое предназначение: «Мне хорошо известно, что я талантлива, но что я создала? Пропищала и только… Я появилась на свет недовыявленной и из жизни ухожу недопоказанной». Однако всенародная любовь утверждает обратное. Количество ее экранных и сценических работ не велико, зато какие это работы! Сыгранные ею эпизодические персонажи врезались зрителю в память гораздо сильнее, нежели роли первого плана.
В старости Фаина Георгиевна была очень одинока, несмотря на постоянные посещения друзей. Она шутила по этому поводу: «Старость - время, когда свечки на именинном пироге выходят дороже самого пирога, а половина всей мочи уходит на анализы» и «Одиночество, как состояние, лечению не поддается». Единственной радостью актрисы был пес, которого она называла Мальчиком. Мальчик был обычной дворнягой, которого еле живого с перебитыми лапами нашли на улице и спасли. Оставаясь одна, собака начинала жутко выть и, тем не менее, была горячо любима своей владелицей.
Весной 1984 Раневскую с пневмонией и подозрением на третий инфаркт положили в больницу. А летом она, упав, сломала шейку бедра. Страшные боли преследовали ее до последних дней жизни. 19 июля великая актриса умерла и была похоронена рядом с сестрой в некрополе Донского монастыря.
Заслуженная артистка РСФСР (1937). Народная артистка РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премий СССР. Народная артистка СССР (03.03.1961). Награждена: 1947 - орден «Знак Почёта». 1950 - орден Трудового Красного Знамени. 1976 - орден Ленина



Афоризмы и цитаты Фаины Раневской:

«Деньги я проем, а стыд останется» - ответ Раневской на предложение сняться в какой-то картине.

«Хочешь сесть на шею - раздвигай ноги!» {выделено G.N.
}

«Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть».

«Я себя чувствую, но плохо».

«Оптимизм - это недостаток информации».

Раневская приглашает в гости и предупреждает, что звонок не работает: «Когда придете, стучите ногами». «Почему ногами, Фаина Георгиевна?» «Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!»

«Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья».
Раневскую спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности: брюнетки или блондинки?» Не задумываясь, она ответила: «Седые!»

Сотрудница Радиокомитета N. постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт. Раневская называла её «жертва ХераСимы».

«У Любови Петровны Орловой в шкафу столько мехов, что моль никак не научится летать».

«Фаина, - спрашивает ее старая подруга, - как ты считаешь, медицина делает успехи?» - «А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а теперь достаточно язык показать».

Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила: «Надеюсь, я вас не шокировала тем, что курю Беломор».

«В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает».

«Если больной очень хочет жить, врачи бессильны».





Зиновий Гердт

Зиновий Гердт (настоящее имя - Храпинович Золман Ефраимович) родился 21 сентября 1916 года в бедной еврейской семье в городе Себеже, Витебская губерния. Там он прожил до 11 лет, учился в еврейской школе, знал идиш. Когда старший брат Борис уехал в Москву и обзавелся там семьей, младший брат переехал к нему.
С юных лет Гердт увлекался поэзией, сам писал стихи, мог часами читать Пушкина, Самойлова, Пастернака, все произведения которого знал наизусть. Тягу к поэзии будущему актеру привил школьный учитель литературы.



В 15 лет окончил ФЗУ Московского электрозавода имени Куйбышева и работал слесарем-электриком на строительстве московского метро. При заводе был Театр рабочей молодёжи (ТРАМ), в котором актёр играл свои первые роли. Окончил театральную студию А. Н. Арбузова. С 1937 года - актёр Театра кукол при Московском Доме пионеров.
С началом Великой Отечественной войны Зиновий Гердт, имея бронь, ушел добровольцем на фронт. Был старшим лейтенантом саперной роты. 12 февраля 1943 года принимал участие в разминировании минных полей для обеспечения прорыва танков к г. Харькову и получил тяжелое ранение в ногу. Четыре года он мог передвигаться только на костылях, перенес 11 сложнейших операций, но одна нога все равно навсегда осталась короче другой на целых восемь сантиметров, хромота осталась на всю жизнь.
В 1945-1982 годах Гердт состоял в труппе Центрального Театра кукол под руководством Сергея Образцова. Он подарил свой голос множеству персонажей, наиболее знаменит конферансье из «Необыкновенного концерта». В этой роли Гердт завоевал мировое признание. В каждой стране он вел партию конферансье на местном языке и был столь убедителен, что зрители верили, что актеру их язык известен в тонкостях: Гердт в совершенстве владел искусством звукоподражания.
В кинематограф Зиновий Гердт вошел как актер дубляжа. Голосом Гердта говорили герои зарубежного экрана, также принимал участие в озвучивании множества фильмов, в том числе анимационных.



В кино дебютировал в 1958 году в эпизодической роли в фильме «Человек с планеты земля». Признание публики пришло к актеру после первых крупных ролей - Кукушкина в фильме «Фокусник» (1967, режиссер Петр Тодоровский) и Паниковского в экранизации романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (1968, режиссер Михаил Швейцер). Всего на счету артиста роли более чем в 70 фильмах.
Зиновий Гердт известен в первую очередь как мастер эпизодических, преимущественно комедийных ролей, его называли «гением эпизода» - среди десятков ролей, сыгранных им в театре и кино, почти не было главных. Но даже самая маленькая роль этого актера запоминалась зрителям: ведь в нее были вложены весь его талант, вся бескомпромиссность, все чувство собственного достоинства.
Зиновий Гердт также работал на телевидении. Он был первым ведущим одной из самых популярных советских телевизионных программ «Кинопанорама», первый выпуск которой вышел в эфир в 1962 году. В 1990-е годы вел популярную авторскую программу «Чай-клуб».
Зиновий Гердт скончался в Москве 18 ноября 1996 года.
Призы и награды: Орден Красной Звезды (1947), Орден Отечественной войны I ст. (06.11.1985), Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996). Заслуженный артист РСФСР (9.05.1959), Народный артист РСФСР (1969), Народный артист СССР (09.07.1990).



Ирина Мурзаева

Ирина Мурзаева родилась 15 мая 1906 года в Красноуфимске Вятской губернии. Отец был художником, преподавал рисование. Мать учительствовала в начальной школе. Судьба кидала их семью по разным городам российской глубинки, пока, наконец, Мурзаевы не осели в Москве. Здесь под мамино руководство отдали двухэтажный детский дом на Шаболовке. В педагоги пошла вся родня: и папа, и тетка, и бабушка. Жили на первом этаже, работали на втором. Здесь же отец организовал театр теней и Ирина впервые соприкоснулась с таинством театрального искусства.
Учась в гимназии, девочка отыскала ближайший драмкружок и стала постигать азы актерского мастерства. А руководил тем драмкружком не кто иной, как юный Николай Плотников - звезда вахтанговской сцены, профессор ВГИКа.



Но контакт Ирины Мурзаевой с Плотниковым был недолгим. Она развернулась и ушла, впервые проявив свою врожденную принципиальность и бескомпромиссность, когда будущий мэтр советской режиссуры позволил однажды щелкнуть девушку по носу. «Глупенькая, - сказал ей молодой педагог - Ты никогда не станешь артисткой...». Он глубоко ошибся! Ирина Мурзаева решила доказать, в первую очередь себе, конечно, что актрисой она станет. И поступила в Московский государственный театральный техникум им. Луначарского, который окончила в 1927 году. В 1927-1928 и в 1930-1931 годах - актриса Свердловского ТЮЗа. С 1937 по 1956 годы - актриса и режиссёр Московского ТРАМа (с 1938 года - театра имени Ленинского комсомола).
Во время работы в Ленкоме проявился комедийный талант Мурзаевой. Несмотря на то, что играла она самые разные роли, наибольшим успехом пользовались Сваха в «Женитьбе», Шарлотта Ивановна в «Вишневом саде», миссис Уильфер в «Нашем общем друге» Диккенса. Но через год Ирина Мурзаева из театра ушла. Ушла навсегда. Она не приняла нового руководства, вновь проявив свою принципиальность. Сцена оставалась с ней только в кружках художественной самодеятельности, которые она вела долгие годы.
Актриса была очень далека от кино. Она считала себя не фотогеничной и терпеть не могла фотографироваться вообще, даже в ролях.



Режиссёр Константин Юдин обладал удивительной способностью находить актеров. Он и открыл двери в кино Ирине Мурзаевой, хотя это было поначалу нелегко. На него произвела большое впечатление экстравагантная нашлепка на носу актрисы. Накануне Ирина Всеволодовна по рекомендации врача лечила насморк большой синей лампой, да и «клюнула» ее носом. И он тут же предложил Мурзаевой роль Маникюрши.
После выхода на экраны в 1944 году комедии «Сердца четырёх» Ирина Мурзаева «проснулась знаменитой». Вечная Маникюрша со змеиной улыбкой - такой она осталась в памяти многих поколений советских кинозрителей. Ирину Мурзаеву весь советский народ знал, как разведчиков со студии имени Довженко - только в лицо. За 44 года работы она сыграла шестьдесят с лишним ролей - соседок-моралисток, фрейлин-вредин, смотрительниц, маникюрш и аккомпаниаторш - в фильмах.
А десять её ролей именовались в титрах просто «бабушка» и «бабка». Губы в ниточку, хват под локоток, смех плечиком к щеке стали фирменными шаржевыми приемами актрисы-миниатюрщицы. Универсальная тетушка в вуальке, сваха в капоре, бабка в фартуке и старушенция в панамке, одинокая такса-общественница, королева замочных скважин и диспетчер очередей, она была незаменимой next-door-Шапокляк для бытовых комедий и сатирических киножурналов.
Комедийные роли второго плана, блистательные эпизоды сопровождали её в течение всей жизни, с каждым годом отодвигая во вчера надежду сыграть что-то значительное, главное.
Героини Ирины Мурзаевой разные, хотя большей частью и комичные. Они не похожи одна на другую, даже если это ряд деревенских бабусь. Какая-то из них глуповата, какая-то мудра, одна шустрая и озорная, другая - уставшая и нерешительная. Сколько образов - столько характеров. Конечно, актриса далеко шагнула за пределы амплуа «комической старухи», углубила его. А иной раз актрису просили просто поприсутствовать в кадре, понимая, что для пробуждения улыбки у зрителей необходимо показать лишь лицо именно Ирины Мурзаевой. И она охотно на это шла, понимая, что от профессии никуда не денешься. Хотя актриса была достойна большего.



Судьба во второй половине жизни снова вернула её к детской аудитории - самые яркие её киноработы зафиксированы в выпусках «Ералаша», где ей были предназначены бесконечные бабушки, сторожихи, пенсионерки и вахтёрши. С опытом она профессионально освоила законы малых форм и была в них неподражаема. Мало кто вспомнит её фамилию - но на экране узнают всегда, это ли не главное завоевание актрисы, чьи героини часто даже не имели имён". Так прошла вся жизнь.
Как ни странно, в жизни Ирина Мурзаева была совсем иным человеком. Ничего общего с экранными героинями у актрисы не было. Серьезная, образованная, интеллигентная, замкнутая. Все качества, которые были у Ирины Мурзаевой, поражали своим объемом. Если принципиальность - то до конца! Никаких компромиссов, никаких прощений, никаких уступок! Ее закрытость от всего лишнего в окружающем мире была феноменальной: она никого не помнила и не знала по фамилиям. На работу она ходила, как на работу. Пришла, снялась и ушла. Когда на киностудии все проходящие мимо улыбались и здоровались, она мило отвечала на приветствия, но спрашивать ее «кто это?» было бесполезно.
Любимым занятием актрисы было вязание. За спицами она могла просидеть весь день, а если не находилось работы, брала книгу и уходила в парк. Дом кино или другие какие общественно-творческие места она не посещала. Предпочитала общество подруг, которых искренне любила с гимназических времен, оставаясь верной им всю жизнь.
Так прошла вся жизнь. Шустрая, неуемная, быстрая, как ртуть, однажды Ирина Мурзаева сдала. Все вдруг осознали, что она уже старая женщина, что ее подтянутость, стройная фигура, прямая спина - не вечны. И, наверное, к счастью, такой ее видели совсем недолго. Ирина Мурзаева ушла из жизни в январе 1988 года, сохранив в памяти образ веселой, бойкой, жизнелюбивой бабушки. Образ блистательной «комической старухи».







Так..на всяк случай, Славные люди

Previous post Next post
Up