Как я делаю ЭТО

Oct 24, 2013 15:06

Некоторым френдам хорошо известно, как я читаю книги и смотрю фильмы: я всегда всё делаю с конца.

Именно оттуда я узнаю имя настоящего главного героя, что из начала художественного произведения далеко не всегда бывает очевидно. Я всегда ощущаю замирание сердца в этот момент. Признаюсь, что ужасно хочу хэппи-энда, окончательного и не подлежащего никакому пересмотру. Безальтернативного, розового и сопливого. И я всегда испытываю разочарование, если действительно что-то подобое там нахожу. Это сразу же снижает степень доверия к автору на две трети.

Потом я, смирившись с судьбой героев, начинаю читать с первых глав, чтоб вникнуть в детали. Чем закрученнее детали, чем больше напрягает автор мозг читателя, тем приятнее. То, что я знаю окончание, никогда не портит впечатления, потому что книга вцелом всегда значимее своей последней главы. Это же очевидно? А язык, развитие сюжета, выписка характеров? Наблюдения и размышления автора? Какие-то культурные коды, общие для автора и читателя, которые задевают душу и будят многослойные воспоминания и размышления? То, как автор справляется с поставленной задачей, и вообще, то, какую он себе задачу-то поставил? Разве все эти вещи ничего не стоят без финала? Уверена, что мой способ - самый лучший для погружения в произведение, если там хоть что-то есть. Если в произведении присутствует  мораль, то она доказывается автором и воспринимается читателем вовсе не в финальной главе.

Единственное, для чего мой метод чтения совершенно не годен  - это для получения полноценного эмоционального потрясения. Ну, это  авторы так думают: им катарсисы подавай. На самом деле, они ошибаются. Литература - не секс, в ней можно и без оргазма. Эмоциональное потрясение всё только портит. По-крайней мере, оно всё портит для меня, потому что я привыкла держать свои эмоции под собственным контролем и не готова делиться. Я не готова быть манипулируема снаружи кем бы то ни было - не важно, кем, и для чего. Обычно, слушая, что человек хочет до меня донести, я исключаю эмоциональную составляющую. Идеи до меня никогда не доходят через чувства, потому что я чувствам не верю, и не верю ничему, что идет от них и через них.

Впрочем, если человек дурит мне мозги, мне это нравится до тех пор, пока не затрагивает чувства. По этой причине люблю детективы с плоскими героями, большими пистолетами, запутанной интригой и непредсказуемым финалом, и испытываю тяжелую неприязнь к  серьезным драматическим произведениям. В них авторы-садисты пытаются до меня добраться путем искусственного стимулирования сопереживания, чтоб под шумок сбыть мне какую-то свою контрафактную идею. В этом отношении методы Достоевского не сильно отличаются от методов платных экстасенсов, снимающих или наводящих порчу (я не говорю о побуждениях и целях).

Кстати, я музыку слушаю так же. Не в том смысле, что задом наперед, конечно. Просто я редко слушаю что-то подряд целиком. Обычно дроблю на мелкие и средние кусочки. Что-то ставлю на повтор, другие части вообще опускаю. Думаю, хорошо, что среди моих френдов нет композиторов. Им уж точно лучше не знать, что бывают такие слушатели, как я.

Что для вас важно в художественном произведении? Для чего сопереживание именно вам, если конечно оно вам вообще для чего-то нужно? почему позволяете себе поддаваться искуственным возбудителям эмоций?

psykho

Previous post Next post
Up