5. Фокусирование на основе выборки и «труба в трубе»
Женщина варит вкусный суп из набора обычных продуктов, мужчина строит хороший дом по своему плану, ребёнок играючи оборудует себе игровое место из любых предметов… Что это? Простой набор, знание, умение выбирать необходимое и достаточное или что-то ещё? Скорее всего, это и первое, и второе и третье и что-то ещё.
И, если почти для всего в культуре есть слова, то для этого «что-то ещё» слов-то и нет. Чутьё? Инстинкт? Подсознание? А если творчество, тогда - что выступает его основой? На мой взгляд, это - чувство меры. С ним рождаются и его можно развивать и выстраивать на нём любое творчество. Кто развивает - тот и осваивает генетический потенциал, заложенный в нём природой, проживая жизнь «полной мерой». «Освоил», «своё», «своим умом», «сам» - только так.
Чувство меры согласовано у человека с объемлющими его мерами множества предметов и образов окружающей действительности. День за днём множится совокупность жизненного опыта человека вместе с прогнозом на будущее. Всё тело человека, вся его биохимия приспособлены для жизни на планете Земля, включая мутационное выживание в мегаполисах. Если бы такого «гомеостаза» не существовало бы, то и человек бы не приспособился, не выжил.
Однако, темой здесь является не совокупность знаний и наук и человеке и его месте в природе и эволюции, а вопрос о развитии чувства меры.
Рискну оспорить тезис Козьмы Пруткова: «Нельзя объять необъятное». Именно этим делом с самого своего рождения и занят ребёнок, включая в играх весь мир в себя. Включение в себя мира в целом - есть способ его познания, и детям он хорошо знаком. Тысячи ежедневных вопросов так и сыплются окружающим, пока отвечающие не устанут на них отвечать. Проблема начинается дальше, когда взрослые слишком ограничивают это включение. И далее взрослеющий ребёнок воспроизводит ограничения и живёт с ними. Однако, часть взрослеющих оставляли в себе это включение «необъятного» мира, поэтому и продвинули всё человечество в знаниях и науках о мире. Включение в себя «необъятного» - и есть максимально возможный прогноз. Можно и нужно «объять необъятное», руководствуясь при этом чувством меры. На мой взгляд, афоризм Козьмы Пруткова должен звучать так: «Нельзя без меры объять необъятное». И современная наука, наращивая меры понимания и инструменты познания, раздвигает ими горизонты ранее необъятного.
Каждый из нас имеет некую специализацию, делая выборку из множества интересов и возможных дел. Далее мы на этой выборке фокусируемся и живём с ней, не замечая объемлющей выборки самой жизни. Правильный подход в том, чтобы, фокусируясь на выборке своих дел, видеть её будущее в развитии объемлющей жизни.
Представить себе это можно на модели «труба в трубе»:
- первая «труба» - выборка, куда входит наш ежедневный набор дел и интересов с ближайшей перспективой и планами (у кого - 2 недели, у кого - год…);
- вторая «труба» - объемлющая нас выборка жизни, включающая интересы и планы других людей (у кого - только близких, у кого - многих: у кого - на несколько лет, у кого - за пределами жизни).
«Трубы» в модели взяты для образности, чтобы понимать, что жизнь именно течёт, движется, развивается в задаваемых нами «трубных» рамках. Иногда вторая труба зажимает первую так, что в первой всё останавливается. Иногда, наоборот, первая прорывает вторую, и жизнь индивида течёт уже по второй трубе. Но вот что интересно: тот, кто видит и может прогнозировать потоки во второй трубе - успевает подрегулировать свои потоки в первой так, чтобы не было зажима или даже так, чтобы поток во второй трубе увлекал и помогал потоку в первой.
Не каждый способен на прорыв, но каждому возможно согласование потоков в трубах.
Причём, границы труб - условны, поэтому даже при отсутствии прогноза, сама жизнь заботится о человеке, например:
- скука индивида в первой трубе - есть пожелание, идущее от второй - изменить поток в первой;
- тревога, возникшая в первой трубе - есть предупреждение об опасности от второй;
- первая любовь, стремление быть лучше и развиваться дальше, тяга к прорыву и т.п. - всё это сигналы второй трубы.
Внемлет человек призывам жизни - развивается, не внемлет - без развития течёт его жизнь до какого-нибудь вентиля-случая, вентиля-события и дальше - как повезёт.
В эзотерических системах знаний и религий есть духовная практика для получения, так называемого, «озарения» (у суфиев - «таджалли»). Это и есть прорыв «сквозь трубы», видение и понимание всех прогнозных вариантов, включая наилучший из возможных. Как видение всего в целостности, «озарение» - есть результат прогнозирования развития целостности. Условно, самая маленькая кукла в «матрёшке» (русская кукла-игрушка, родственная по смыслу китайским шкатулкам и египетским саркофагам, вставленным друг в друга) вдруг видит все прочие куклы и всё, что с ними происходит. Однако эзотерические системы знаний, в силу их замкнутости на личные практики авторитетов и учителей, так и не решили проблему трансляции знания всем желающим. В публичное поле методология «озарения» не вышла, так как включала в себя дефект закрытости эзотерических систем и всё, что с этим связано. То, что есть в каждом человеке от природы - не требует 20-летних монастырских практик, поэтому оно спонтанно проявляется практически у каждого, особенно, в экстремальных ситуациях. Кстати, долгая и тяжёлая научная работа - также экстремальный вид деятельности, поэтому Д.И. Менделеев и «увидел» свою периодическую таблицу элементов. Да и в любой отрасли деятельности, где человек прилагает серьёзные, почти пограничные, усилия, его творчество вознаграждается маленькими «озарениями» или видением. Например, известный хореограф Пина Бауш владела видением и нацеливала на него своих танцоров так, что они сами творили из себя лучшее, что есть в них. В результате «придумывались» совершенно новые и очень действенные в передачи образности движения и спектакли.
Каждому и в любом деле не помешает «увидеть» оптимальный/ наилучший вариант развития его дел, контактов и жизни в целом и направиться именно к нему.
Про «озарения», «откровения», «просветления», «нисхождение духа» и проч. - написано так много, что не стоит здесь повторяться. Одно замечу - наличие данного навыка (именно, навыка) говорит об объективной возможности его освоения всем и каждым, причем, без особых лишений и без выпадения из текущей жизни. Занимайтесь прогнозированием, взращивайте в себе чувство меры, а видение и «осенённость» умными мыслями и идеями не заставит себя ждать.
6. Когда программирование, когда прогнозирование
Тело человека от рождения - сплошь генетические программы. Планы и цели человека при долгосрочном планировании и простейшие действия в настоящем и ближайшем будущем - тоже могут считаться программами. Глупо отрицать очевидную пользу для человека упорядоченных и последовательных действий. Именно отсюда программирование заняло
«1-е место» в управленческих технологиях цивилизации. Почти всё наше образование и частично воспитание - есть набор программ. Военное дело просто выросло из программирования коллективных действий. Политика, экономика, наука, СМИ - активно программируются. Не слишком ли много программирования в культуре цивилизации, как в обществе, так и по каждому индивиду? Мы явно достигли такого уровня в программировании, когда его полезные свойства в силу их тотального использования стали откровенным злом. При этом много говорят о развитии, инициативах, демократии, свободах, правах, гражданских позициях, мол, «никто не мешает - проявляйте». Однако, «инструмент» не выдали для такого проявления, а значит, это - обман. «Пойди туда, не зная куда, найди то, не зная что». Это - об инструменте, суть которого свести риски к минимуму при выходе человека за рамки программ.
Этот инструмент - прогнозирование на основе чувства меры.
Как принято судить: прошлое - в прошлом, настоящее - ускользает туда же, а будущее - как бы скрыто. Поэтому, большинство людей живёт прошлым, какая-то часть - настоящим, и совсем небольшая - будущим. Что значит «жить будущим»? Прогнозировать. В современном человечестве появился широкий класс управленцев, которые просто обязаны прогнозировать жизнь своего объекта управления. Но и управленцы, имея методики управления, планирования и маркетинга, отвечают на изменения и неприятности по факту. Метод критического пути и управление изменениями - есть всё тоже планирование и попытка контролировать сроки и стоимость проекта. Менеджеры не знают существа природного собственного инструмента прогнозирования - чувства меры. Конечно, лучшие и самые опытные из них спонтанно - сознательно развивают в себе то, что зовут «видением» и успешно им пользуются. Большинству же остаётся просчитывать или, как говорят, взвешивать риски. Интересно, а чем взвешивать? Все скажут - «чем-то внутренним», интуицией, ощущением, а по сути это будет прогнозирование на основе имеющегося чувства меры.
В ДОТУ в помощь управленцам рассмотрен метод динамического программирования. Суть метода - в разбиении сложного процесса на пошаговые задачи с методикой определения наиболее оптимального пути с максимальным итоговым выигрышем. Метод рассмотрен с социологической точки зрения. Ключевым здесь выступает тот факт, что «что расчётная схема может быть построена как из реального настоящего в прогнозируемое определённое будущее, так и из прогнозируемого определённого будущего в реальное настоящее». И далее, в случае понимания объемлющих процессов и качественного управления делается вывод, что «НЕ СУЩЕСТВУЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ РЕАЛЬНЫМ НАСТОЯЩИМ И ИЗБРАННЫМ БУДУЩИМ».
Это очень важный вывод.
Сказанное можно проиллюстрировать реальной историей, произошедшей с очень известным психотерапевтом и узником нацистского концлагеря Виктором Франклем, одним из основателей Третьей Венской школы психотерапии:
«После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра. ..
….Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему: «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию»...» (Википедия)
На самом деле таких случаев - масса, как в жизни известных людей, так и совсем обычных. Например, автор этих строк легко и абсолютно безболезненно бросил курить после 20-ти лет этой нездоровой привычки. Причем, идея именно так бросить курить как-то сама пришла ко мне в голову, а не была предметом мозгового штурма или следствием экстремальной ситуации. Я просто увидел этот вариант:
Чтобы бросить курить, я представил себя через 2 года после предполагаемой даты бросания курить, что «сижу в компании друзей и рассказываю о том, как два года назад легко отказался от курения». Увидел эту ситуацию в будущем и «пошёл к ней». Всё именно так и произошло… До сих пор делюсь опытом с другими курильщиками, рассказывая эту ситуацию. Кто-то бросил курить, кто-то «НЕ ПОШЁЛ» туда. Это очень важный момент - «идти туда». Для простого человека в его обыденной жизни - надо просто идти к своему избранному варианту развития. Идти, как это сделал Виктор Франкл, как делали и делают большинство успешных людей повсеместно.
И самое главное - я уверен, что это не программирование, а именно прогнозирование и избрание из многовариантного будущего наиболее оптимального и отвечающего целям варианта, и поход к нему.
Без похода к оптимальному варианту - реально существующий и достигаемый результат останется бесплодным мечтанием-фантазией.
Программированием и прогнозированием в индивидуальном плане каждый из нас пользуется по минимуму. Однако, это не вся сложность. Каждый из нас вовлечён ещё и в коллективную деятельность. Например, дружба, семья, воспитание детей, контакты на работе, коллективные интересы, социальные связи и т.д.. В коллективном плане очень важно согласование «общей картинки» со всеми участниками, которых мы берём с собой в поход к избранному будущему. Насильное программирование других людей в обход их сознания, введение в заблуждение, зомбирование, практики НЛП и т.п. - всё это не поддерживается объемлющими вариантами, не работает долго и бьёт в итоге по всем, включая организатора. Так печально всё заканчивается, потому что каждый из нас от рождения наделён свободой выбора и свободой воли. И в итоге зависимый сам просыпается от наваждения от организатора, или жизнь через других людей приходит к нему на помощь. Кто этого не понимает и продолжает вводить людей в заблуждение, тот разрушает любой союз людей, любое коллективное дело - от супружества и отношений с детьми до краха любого творчества и начинания. Не надо насиловать жизнь.
7. Мера - единственное, что мы берём с собой в посмертное бытие
Здесь можно написать и несколько страниц, а можно и тысячу. Но в любом случае - грош цена изложению, если оно не поможет хотя бы одной жизни. Одной поможет - уже не зря. Я не согласен с теми, кто говорит, что всё необходимое для самосовершенствования в культуре есть - только не ленись читать, думать и работать. Мол, если в лоб не работают материалы из университетских учебников, образцы классической литературы, труды философов и религиозных авторов, то в мифах, притчах и сказках в образной и иносказательной форме есть, чему поучиться. В плане культурного фундамента - да, я согласен, но этого мало. То, что прожито другими, пусть даже оно гениально разжёвано и разложено по полочкам - не будет иметь решающего значения лично для Вас. Только ОСВОЕНИЕ, СВОИМ ОПЫТОМ, В СВОЁ ВРЕМЯ, СО СВОЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, ДЛЯ СВОЕГО БУДУЩЕГО и СВОЕГО ВКЛАДА В ЖИЗНЬ позволяет человеку понять себя и происходящее. Повторять чужой опыт, руководствуясь книжной мудростью и старыми притчами в постоянно новых и уникальных обстоятельствах своей жизни - значит быть плохой копией уже отживших людей. Это как пользоваться старой схемой в новом лабиринте: дорога похожая, а выхода нет. В лучшем случае это приведёт к иллюзии безопасности и собственной значимости, в худшем - не поможет ни рисков избежать, ни прожить жизнь человека с уникальным вкладом в общее дело жизни.
Если жизнь каждого уникальна, а чужой опыт лишь отчасти может нам помочь, то, значит, существует некая «переходящая мера», определённая для конкретного времени и места. Всё время формируемый новый план для нового лабиринта. Этой «переходящей мерой» мы и живём. Наши родители нас задумали - спрогнозировали, зачали - наделили мерой (телом и прочим) и родили/вскормили/воспитали. Да и общество к нашему рождению также уже приложило всё необходимое для нашей жизни. А мы, в свою очередь, думаем-прогнозируем и готовим всё необходимое для следующего поколения людей. Такое непрерывное переходящее прогнозирование создаёт, с одной стороны, запрограммированность для вновь рождённых, которую религии и философии определили его, как карму, судьбу, предназначение и т.д. С другой стороны, обязывает каждого рождённого человеком прогнозировать своё будущее в конкретном месте и времени, как для себя, так и для других. Можно сказать, что каждый рождается в одном почти готовом слое жизненной «матрёшки» и принимает участие в проектировании абсолютно нового слоя. Вот почему нам не очень помогают назидания старших и опыт прошлых поколений - нам заново приходится создавать новый слой, в нём жить и оставлять его следующему поколению.
Можно сказать, что наша жизнь - и есть эта самая «переходящая мера», формируемая каждую долю секунды и уходящая через наши намерения в будущее. И если предположить, что мера - действительно живёт прогнозом («увидела оптимальное - туда и потекла»), то прогноз - стержень жизни, её движущая сила. Понятно, что данное размышление идёт в русле мировоззрения триединства «материя-информация-мера», а проверить его истинность каждый может только на практике своей жизни. Образно: материя - есть прошлое, информация - есть текущее, а мера - есть жизнь, соединяющая и материальное и информационное в триединство, и при этом сама - устремлённая в будущее. Поэтому мы всё материальное, включая тело, оставляем здесь, наше информационное продолжает какое-то время жить и после нас в наших детях и делах, а вот мерное (живую душу), возможно, мы берём с собой в посмертное бытие... И если мера - единственное, что мы берём с собой в посмертное бытие, то, овладевая её инструментом - прогнозом, мы сможем, наконец, понять и вечность и бесконечное многообразие жизни. Возможно...
*****
Оставляя здесь тела без сожаления,
Сохраняя в детях гены, память дел,
В вечность меры переходят поколения,
Завершив - кто как земной удел.
Что нас ждёт за мерным перевалом?
Смерить смерть мы сможем только там,
Нас любовь накроет покрывалом -
И не меньшим, чем от наших мам…
Сей прогноз мне мера нашептала,
И я верю, незачем ей врать -
Знает всё, сама везде бывала,
Жизнь дала, зачем ей отбирать…
Что от нас взамен она хотела,
Провожая в жизнь, растя, любя?
До какого мерного предела
Нам должно подняться здесь, друзья?
Каждый жизнью сам напишет строчку,
Автор и не должен поучать,
После смерти мы не ставим точку,
Будем вновь любить и познавать…
*****