Барби для Тима Бертона

Sep 30, 2016 13:00





Слабонервным под кат совсем не нужно. Если бы однажды Тим Бертон задался идеей купить себе куклу, весьма вероятно, что он остановил бы свой на одной из работ этого автора.




Автор: Julien Martinez




Воплощением забытой детской страшилки. В них сочетаются забавные и неказистые черты персонажей из мультфильмов Тима Бертона, манящее и одновременно оттталкивающее очарование вампиризма и какая-то невыразимая вселенская печаль.




Знакомьтесь - вечный Хэллоуин в восхитительно страшных работах французского кукольника Жюльена Мартинес!




Этот француз, родившийся в Бордо, считается одним из самых талантливых и странных творцов-кукольников современности. И дело даже не в том, что его работы предназначены не для игры и детского тискания. Куклы Жульена  больше похожи на персонажи фильмов ужасов, чем на тех милых, позитивных, розовых пупсов, которых мы привыкли видеть.




А ведь свое вдохновение автор черпает вовсе не из жутковатых ужастиков: на создание подобных персонажей его вдохновляют современные сказки, мультфильмы и художественная литература.




Жюльен пришел в кукольное искусство благодаря марионеткам. Плененный фильмами Джима Хенсона, еще в юности он решил, что станет профессиональным кукольником. Учился методом проб и ошибок: больше десяти лет занимался исключительно марионетками, неустанно исследуя, экспериментируя и совершенствуясь. Жюльен вообще любил ручную работу и не мог дождаться, когда наконец закончится школа и можно будет заняться любимым делом полноценно.




И в Национальной Школе Искусств в Бордо, куда его приняли в 1990 году, Жюльен наконец почувствовал себя абсолютно счастливым. Марионетки оставались главным интересом его жизни, пока художнику не открылся новый удивительный мир. Юношей он начал коллекционировать промышленных кукол - винтажных Барби и ее аналоги из 60-х; а попав на выставку художественных кукол, Жюльен понял, что должен обязательно попробовать свои силы в этом направлении современного искусства. Как говорится, остальное - история.




Странные (и страшные) куклы - актуальный современный тренд. Куклам исторически предписывалось быть красивыми или по меньшей мере умилительными: если вспомнить, что западные авторские куклы "произошли" от промышленных кукол (а значит, детских, и соответственно, красивых и безопасных), причины этого явления становятся очевидными. И по сей день у красивой, но банальной авторской куклы больше шансов найти себе любящий дом, чем у нарочито-страшной, но самобытной работы.




Жюльену Мартинесу удается делать страшных кукол, которые пленяют и восхищают многих коллекционеров. От высказываний неколлекционеров "кукла
должна быть красивой!" и "я бы такую куклу ребенку не дала" мы не будем избавлены никогда - или по крайней мере до тех пор, пока кукольное коллекционирование не станет таким же популярным, как фотография или кино, а право взрослых на свои собственные игрушки не будет признано даже самыми стойкими сторонниками позиции "кукла - это для детей".




Но вернемся к работам Жюльена: в отличие от ряда мастеров, предпочитающих кровавый гиперреализм, он прячет девиации, смерть и тлен под хэллоуинской маской фантазийно-викторианской эстетики, что роднит его творчество с фантасмагориями Тима Бертона.




Любопытно, что Жюльен попробовал себя и в создании авторских игрушек - мишек и их друзей. Нарочито асимметричные текстильные звери со штопкой и тонировкой получаются хитрыми, забавными и вполне инфернальными.




Фабричные куклы не были забыты даже тогда, когда Жюльен активно работал над своими уникальными созданиями. Он продолжал собирать тиражных кукол, к которым в ранних 2000-х присоединились BJD и Blythe. На головастиков его "подсадила" сестра Аурелия, страстный коллекционер Блайз; меняющиеся глаза, гротескные формы и уникальная стилистическая пластичность Блайз покорили сердце художника.




Блайз подталкивает к активной игре и креативу даже тех, кто в мирное время к этому не склонен; можно представить, какое воздействие эта кукла оказала на профессионального художника! И Жюльен занялся кастомами, сообщая "головастикам" уникальные образы.




Глядя на кастомы Жюльена Мартинеса, трудно сказать, от какого этапа работы над ними он получает наибольшее удовольствие. Он с наслаждением "играет в парикмахера", сооружая на головах кукол шапки непокорных кудрей фантастических расцветок и заплетая смешные торчащие косички. Он проявляет безупречный вкус кукольного кутюрье, а его псевдо-викторианские аутфиты изобилуют крошечными деталями (какие кулончики, брошечки, флакончики, шнуровки, каскады кружев и бантов!). Он кропотливо прорабатывает мейк и тонирует даже глазные яблоки кукол, а его "фирменные" круглые кукольные ротики с крошечными зубками и радиально расходящимися кракелюрами восхищают зрителей до дрожи. Он сообщает композициям сюжеты, а куклам характеры - но не настолько доминантные, чтобы ограничивать воображение будущего владельца куклы.




О композициях стоит сказать отдельно. Этот мастер талантливо выстраивает вокруг куклы трогательно-пугающий микромир: главная героиня помещена в шкафчик, ящик или гробик, а рядом с ней - множество маленьких аксессуаров или ее собственных кукол. Аксессуары могут украшать и подставку куклы. Надо отметить, что кастомы Жюльена Мартинеса не предназначены для активного общения: они представляют собой завершенные художественные произведения, их нельзя переодевать и перепричесывать, но это с лихвой компенсируется сложностью и детализацией работ. Впрочем, вряд ли владелец решился бы нарушать авторский замысел, что-то меняя в этих куклах.




Жюльен Мартинес обычно продает своих кукол на кукольных шоу во Франции и на Ebay. Стартовые аукционные цены начинаются с 800-1000$.




Состарившиеся дети, побитые судьбой женщины, пожилые морщинистые дамы с опухшими веками, заплаканными глазами и перекошенными лицами: персонажи Жульена не располагают к умилению и восхищению. Скорее, наоборот, - те, кто хоть раз видел этих кукол «живьем», стараются больше этого не делать.




Что поделаешь, далеко не каждому под силу понять художника и принять его мировосприятие. Поэтому Мартинес не унывает, а продолжает мастерить своих бабуль и потрепанных жизнью женщин, срывая аплодисменты коллекционеров и натыкаясь на непонимание обывателей.




Франция, Куклы

Previous post Next post
Up