Dismaland - открылся и в сеть стали попадать первые кадры с выставки Бэнкси. И до чего же приятно увидеть среди экспонаты работы знакомого лично мастера. Хочется вспомнить тот разговор летним вечером в Вильнюсе. Всего то три года назад.
Хочется просто поздравить Северию! Тот самый пост:
Вы наверняка встречали работы Северии Инчюраускайте-Кряунявичене (
Severija Incirauskaite-Kriauneviciene) в интернете? Ее необычное творчество - вышивка по металлу, стало сенсацией в рунете и спровоцировало огромное количество статей, посвященных ее работам.
Но не многие осознают, что в работах Северии заложен определенный смысл, а не просто тяга к оригинальному декору. Для того, чтобы рассказать чуть больше о творчестве Северии мы отправились в Вильнюс, где она любезно согласилась немного пообщаться с нами о своих работах.
Северия встретила нас в маленькой галерее в центре Вильнюса, где как раз заканчивалась выставка работ ее студентов.
Сейчас Северия, в основном, преподает и на творчество остается не очень много времени. Наш разговор периодически прерывали ее ученики, которые приходили в галерею пообщаться, да и просто ради тусовки.
Идея вышивки по металлу возникла из ностальгии по старым кастрюлям с розочками, цветочками, помните, раньше такие были в каждом доме? Для своей первой работы я попросила старую кастрюлю у своего отца, с ней было довольно тяжело работать. Ведь технология была еще совсем не налажена.
Мои родители - художники, отец - художник по металлу, а мать преподает каллиграфию. Все считают, что творческая жилка у меня от них, возможно, они и правы.
На каждое мое изделие уходит примерно неделя от эскиза до воплощения, но ведь самое главное - это заложенная в них идея, а вот она может созревать довольно долго.
В поисках картинок для вышивания, я изучала различные журналы со схемами вышивок, которые брала у друзей, искала где только могла. А при поиске объектов для вышивания приходилось обходить различные барахолки, часто что-то приносили друзья.
Например для этого торшера я нашла барабан от старой стиральной машины, тут даже стоит знак качества СССР.
Идея покрыть вышивкой элементы кузова автомобиля мне пришла в голову в 2008 году. В то время Литва занимала одно из первых мест в Европе по количеству автокатастроф. На обочинах дорог тогда было много венков из пластмассовых цветов. Так мне пришла в голову идея посвятить этой проблеме серию работ.
Последнее время мне было интересно создавать работы, балансирующие между искусством и функциональностью. То есть чтобы их можно было использовать по назначению. Например лампочку в торшере вполне можно включить, тогда видны только дырки, сама вышивка становиться не видна.
Вообще, с подсолнухом у меня несколько работ. В основном это светильники, потому что подсолнух - это ведь солнечный цветок, он все время поворачивается к свету.
Работы Северии участвуют в многочисленных выставках в различных странах. Бельгия, Италия, Франция, Украина, даже в Санкт-Петербурге была выставка. Северия не только вышивает, серия ее принтов также очень оригинальна.
На большинстве моих работ есть лишние дырочки. Я специально их оставляю, чтобы видно было, что вышивка не приклеена.
Вообще, я всегда сначала готовлю эскиз, делаю дырочки, а уже потом вышиваю. Пожалуй, самая крупная моя работа - это вышивка гипсокартонной стены.
В самом конце разговора Северия рассказала нам о том, что в России совсем не умеют ценить авторские права. В Литве есть специальные организации, которые отслеживают, чтобы авторские права не нарушались. Но с Россией они ничего поделать не могут.
Я видела свои работы в русской сети, многие их копируют, не спрашивая у меня разрешения. А например сайт культурология даже ставит на них свой копирайт, удаляя мой. С какой стати они считают это возможным мне непонятно.
Мне совсем не нравится когда мои работы воспринимают исключительно с декоративной точки зрения. Прежде всего, я - художник и техника вышивки по металлу для меня - это не китч, а способ выразить свое Я.
Блог Оченьдаже. Июль 2012.