Что не встретишь в наших музеях...

Apr 23, 2014 09:00






Хотя у некоторых девушек уже была какая-то собственная ювелирка до брака (обычно, серебро), достойное золото должен был преподнести жених и  делалось это перед церемонией. В некоторых брачных контрактах оговаривалось количество ювелирных изделий, ожидаемых от мужа и временные рамки таких "подарков"




Нормандия была одним из самых богатых регионов на протяжении 18-го и 19-го веков. Объяснялось это просто - налаженное производство молочных продуктов, льняных тканей, круп, развитая рыбная ловля и, конечно изготовление сидра и кальвадоса. Благодаря такому положению дел, женщины здесь, с достаточно давних пор, могли позволить себе украшать национальные костюмы уникальной бижутерией, в зависимости от региона их проживания.




Хотя у некоторых девушек уже была какие-никакие собственные запасы украшений до брака (как правило, серебро), достойное золото должен был преподнести жених, перед церемонией. В некоторых брачных контрактах оговаривалось количество ювелирных изделий, ожидаемых от мужа и временные рамки таких "подарков"




Часто, какое-то количество золота или старинных ювелирных изделий дарили молодой паре родители, в качестве посильной помощи. Эти подарки могли быть отданы ювелиру на переплавку или переделку в новые украшения, если того желала невеста. Получаемое таким затейливым образом приданное называлось в Нормандии "la mise", а сам поход к ювелиру с такой задачей "aller à dorlots"




Местные ювелирные изделия считаются одними из самых сложных по исполнению во всей Франции, и некоторые исследователи были здорово озадачены, откуда здесь вообще взялись работы такого уровня. Но, на самом деле, если приглядеться, и обращать внимание не только на музейные экспонаты, всегда можно увидеть постепенное усложнение работ. У каждой сложной вещи есть предшественники попроще и подешевле.




То есть само развитие отрасли обусловлено экономически. Стремительно богатеющие нормандцы заказывали все более сложные изделия и требовали от ювелиров все больше фантазии и умения. А те, в свою очередь, постепенно превращали обычные украшения в настоящие произведения искусства.




В каждом регионе, каждом городке и даже каждой деревне в то время были свои особенные наряды для дам, и где-то между 1810-м и 1830-ми годами появляется огромное количество кружевных чепчиков (coiffes).




Сами по себе чепчики на головах дам не держатся и ювелиры начинают изготавливать шпильки для чепчиков (coiffe pins).




























В 1801-м году месье Masson Saint-Amand префект департамента Eure отправил своему министру месье Chaptal отчет о положении дел, чтоб рассказать о развитии региона после революции 1789-го года:

"Женщины постарше носят достаточно скромные чепчики, а вот молодые, особенно те, что часто бывают на рынке надевают очень высокие чепчики, возвышающиеся будто пирамиды над их головами, с ниспадающими кружевами. Одно из их любимых требований в брачных контрактах, наряду с обручальным кольцом - золотой крест с сердцем, прикрепленным к черной бархатной ленте. Они носят эти кресты на шее"...




Золотые кресты "боссе" ("bosse") изготавливались с 1750-х по 1820-е годы. А из серебра их продолжали делать вплоть до 1840-х. Сами кресты делались методом штамповки, а вот эта штука сверху, названная русским словом "coulant" обычно декорировалась филигранью. Функциональное значение кулона велико - с его помощью корректировалась высота, на которой крест носили.







Слишком хрупкие, кресты "боссе" были вытеснены крестами "drille" с невероятными кристаллами кварца, а те, в свою очередь Руанскими.




Элементы креста "боссе" собранные в брошку




Заклепки на одежду, изготовленные под крест "боссе"

Кресты "Drille" или "croix de pierres" часто называют "кадрилями" ("quadrilles") особенно в окрестностях городка Сент-Ло. Название обусловлено процессом их изготовления. Металлическая форма прессуется на кусочек косточки каракатицы, получается отпечаток. Результат чернят пламенем свечи, чтобы защитить его и, чтоб сгладить мелкие неровности, оставшиеся от структуры кости.




Две таких заготовки соединяют вместе и в получившуюся емкость заливают расплавленный металл. Крест полируют и ровняют с помощью инструмента "Drille". Потом приделывают маленькие металлические конусы и когда все почти готово, вставляют кристаллы кварца или стразы.













Гости Руана в период с 1820-х по 1890-е весьма удивлялись, увидев огромные кресты Руана (croix de Rouen), уникальные для Нормандии. Изготовленные из слегка выпуклых листов золота, резные они были покрыты множеством страз, иногда бриллиантов. Обратите внимание, как постепенно форма этих крестов становится все более стилизованной.
















Доходит до того, что Руанские кресты настолько стилизованны, что достаточно сложно в этой изящной форме разглядеть сам крест.




Кресты Сент-Ло (croix de Saint Lô) носили не только в Сент-Ло, но и по всей Нормандии. Обычно сделаны из серебра и украшены стразами или же, более старинные - кварцем из гранитного рудника Alençon. Название происходит от места, где их изначально начали делать и вовсе не означает, что сам крест был сделан именно в Сент-Ло. Были популярны в Нижней Нормандии, где с деньгами было все не так хорошо и золотые кресты были почти не востребованы.













А городок Дьепп славился в 19-м веке своей резьбой по слоновой кости (Dieppe ivory work). Там жили лучшие мастера в этом деле во всей Франции. Драгоценности из слоновой кости носили не только в Дьепп , но во всю распространялись, благодаря туристам, и даже экспортировались...
















Вообще региональные ювелирные работы Франции - очень интересная тема, по которой у нас мало что публиковалось...

Это первая часть материала. Если будет интерес - продолжим...:)

Неделя Нормандии в блоге:




#calvados, Серебро, Этника, Кость, Бижутерия, Стразы, Ювелирные украшения, Кружево

Previous post Next post
Up