Маленькие слабости

Sep 26, 2014 06:00






Суровый и невежественный народ, прославившийся на весь мир любовью выпить, мародёрством и оргиями, в свободное от основных дел время успевал ценить изящество и украшать свой быт с необыкновенной тщательностью.






Контейнер для хранения брошей и колец - около 950 г. Швеция
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Скандинавы, хоть и не гнушались разбоев и убийств, всё же сильно возносили и восторгались великолепным, но очень утонченным искусством.




Речь идет о сложнейших узорах, которые они наносили на оружие, предметы ежедневного обихода и инструменты. Совершенно все свои творения ремесленники украшали сложными узорами. Эти узоры были на изготовленных из дерева флюгерах больших скандинавских судов, клинках, воинских топорах, конских сбруях, заколках, которыми и мужчины, и девушки закалывали свои длиннополые плащи, памятниках, стенах домов.




Великолепный ларец из дуба и слоновой кости с металлическими деталями, около 1000 г.
 Bayerisches Nationalmuseum.

Естественно, сосуды, в которые складывали золотые и серебряные драгоценности и другие символы власти и достатка, также были украшены орнаментами.




Серебряная чаша из погребения на Готланде, около 1050 г.

Мастера-викинги добились вершин искусства в чеканке по металлу и резьбе по дереву к началу IX века. К тому времени, когда группы беспощадных морских храбрецов начали поднимать свои паруса, готовясь в походы за рабами и трофеями; мастера продолжали улучшать родное художество, изготовляя на свет узоры замечательной красы на протяжении чуть более чем 3-х веков, по самого заката эры варягов.




"Брошь из Питнея", вторая половина 11 века, сплав золота и серебера, найдена:  Pitney, Somerset, England
Британский музей

Родиной викингов была Скандинавия, впрочем, они вторгались и на территории других стран, особенно Франции, Великобритании и России, оставляя следы своей культуры повсюду, где бы ни появились. За ними сохранилась слава варваров и мародёров, но викинги были ещё и торговцами и искусными ремесленниками. Хотя гигиена не были сильной стороной этих прославленных воинов, они очень гордились своим внешним видом. Одним из их отличительных знаков были красивые украшения, созданные под влиянием мифических верований.




Серебряный браслет из клада на острове Готланд, реконструкция

Изготовленные викингами украшения отражали их стойкую веру во многих богов, от которых они надеялись получить силу, мудрость и удачу. Один - главное божество древних скандинавов - изображался в виде волка или двух воронов, символизировавших мышление и память. Считалось, что он был одержим знаниями.






Бог-страж Хеймдалль охранял, согласно легенде, мост, ведущий в Асгард - обитель богов, связывающую физическое тело с душой. У него был рог, который должен был объявить Рагнарёк - гибель богов. Оба эти предмета появляются в дизайнах ювелирных украшений викингов.






Брошь, 11-й век, найдена: Kiaby, Skåne, Швеция

Богиню Фрейю изображали с ожерельем брисингамен, обещавшим красоту и удачу в любви. Её животным воплощением считался сокол. Когда древние скандинавы оседали в чужих землях, плодородная почва и благополучное деторождение становились главными факторами выживания. У них было несколько богов плодородия. Фрей, которого символизировал отлитый из золота вепрь, должен был принести успех в делах.






Брошь 9 века, известная как брошь из Стрикленда, Британский музей. I

Стопа бога морей Ньёрда также была распространённым символом плодородия, использовавшимся в украшениях викингов. Оба символа имеют мужское происхождение, что указывает на более важную роль мужчин в культуре викингов.






Сделанные викингами украшения чаще всего носились в качестве защитного амулета. Истории о скандинавских божествах наделяли каждый символ своим особым значением. Но ещё украшения указывали на богатство и положение в обществе. Люди высшего сословия носили золотые и серебряные изделия, тогда как представителям низшего класса оставались бронзовые и оловянные украшения. Делали викинги драгоценности и на продажу.




Чаще всего викинги носили украшения ради защиты, и они часто изображали скандинавских богов, обычно в форме животных. Кроме волков и воронов, Одина - короля скандинавских богов - изображали в виде змеи и дракона. Такое украшение носили, если хотели обрести удачу и силу.

Один из наиболее популярных дизайнов - молот Тора. Тор - бог грома и молний. Древо вселенной, которое по легенде связывало всё в этом мире, тоже было распространённым символом.




На дизайны ювелирных изделий викингов оказывали влияние и другие древние культуры, с которыми они контактировали, особенно кельты. Поэтому в украшениях викингов довольно часто изображены руны и кельтские узлы.







Много украшений викингов делались путём создания вручную формы из воска. Восковая модель окутывалась твердой массой (глина, гипс) и прокаливалась. Воск выгорал, в образовавшуюся полость заливался металл, после остывания форма разбивалась. Это так называемый «метод литья по восковым моделям». Проживавшие на территории Дании викинги вставляли в свои изделия найдённый в тех местах янтарь.




Тяга к прекрасному нашла также свое отражение в фибулах и других украшениях. С их помощью можно было не только приукрасить себя, но и выставить напоказ свое богатство. Вместе с тем, украшений, не имевших функционального назначения, было не так уж много. Это - браслеты, ожерелья, шейные обручи и разнообразные подвески на цепочках. Подобные подвески в основном представляли собою христианские или языческие символы, такие, как крестик или миниатюрный молот Тора. Перстни носили редко, а височные кольца были совершенно чужды скандинавской традиции. Это был чисто славянский феномен.




Приобретение украшений, таких, как браслеты, шейные обручи из драгоценного металла, являлось также способом накопления богатства, как это бытовало повсюду в мире.




Украшения, как правило, имели простую форму, а многие из них были к тому же соотнесены с определенной весовой системой, так что их стоимость можно было установить без особого труда. Таким образом, как женщины, так и мужчины могли носить свое богатство на себе и похваляться им. Об этом обстоятельстве сообщает в своих записках араб Ибн Фадлан, который, как уже говорилось, повстречался с викингами в районе Волги в 920-х годах. Впрочем, достоверность его утверждений не доказана.




По поводу женщин он писал следующее: «На шее у них были украшения из золота и серебра, потому что если супруг располагал десятью тысячами дирхемов (арабские серебряные монеты), то он должен был украсить свою жену драгоценной шейной цепью. Если же его богатство состояло из двадцати тысяч дирхемов, то он должен был повесить на шею жены два украшения и прибавлять по одному всякий раз, когда у него появлялось еще десять тысяч дирхемов. Так что часто на шее женщины бывает довольно много украшений».







Большая часть дошедших до нас скандинавских украшений изготовлена из серебра, а некоторые из них - из арабских серебряных монет, которые в больших количествах поступали на Север. Поскольку при торговых сделках в основном расплачивались серебром, причем по весу (в тех случаях, когда речь не шла о меновой торговле, то подобное украшение являлось очень удобным способом хранения ценностей. Если плата бывала ниже стоимости шейного украшения, то от него можно было попросту отрубить кусок или разрубить его пополам.




В украшениях использовалось и золото. Самое большое золотое украшение эпохи викингов (шейный обруч) было найдено близ озера Тиссе, на острове Зеландия. Во время весеннего сева его обнаружили накрученным на колесную ось сеялки. Шейный обруч был сплетен из четырех толстых золотых нитей самой высокой, 96О°/оо, пробы, и вес его при обнаружении оказался 1830 граммов. Первоначальный его вес был, очевидно, 1900 граммов, но небольшая его часть отсутствует. Несомненно, это украшение предназначалось для статуи какого-нибудь божества или для крупного человека с очень широкой выпуклой грудной клеткой.




До нас дошло множество украшений и фибул, относящихся к эпохе викингов. Их находят главным образом в зарытых в землю кладах и захоронениях. Примечательно, что происхождение их по преимуществу скандинавское и отражает сугубо скандинавские вкусы. Все металлы, за исключением железа, должны были привозиться извне. В других странах фибулы и украшения тоже, разумеется, были в ходу, но, как уже отмечалось выше, овальные фибулы, скрепляющие бретельки сарафана, были явлением исконно скандинавским. На них, так же как и на многих других предметах, встречается самая разная орнаментика.




Вместе с тем, некоторые из фибул представляли собою скандинавский вариант, навеянный чужеземными украшениями. Например, женские фибулы для накидок и плащей в форме трилистника являются вариацией трехгранных украшений для перевязей мечей, распространенных во Франции.




Щитовидная брошь - первая половина 11в  Британский музей
From Sutton, Isle of Ely, Cambridgeshire, England







Бытует представление, будто викинги любили украшать себя всевозможными предметами, привезенными из заморских стран. Но было бы неправильно представлять себе знатных и именитых викингов похожими на увешанную побрякушками рождественскую елку. Заморские украшения употреблялись весьма умеренно, чаще всего в ходу были исконно скандинавские. Складывается впечатление, что большая часть заморских украшений, найденных, в частности, в захоронениях Бирки, имеет восточное происхождение и отражает пристрастия, характерные для культуры Востока, в то время как украшения, обнаруженные при раскопках в Хедебю, были привезены из Западной Европы. Что же касается украшений, найденных в Норвегии, то их происхождение - Британские острова.




Находки, сделанные на территории Скандинавии, обычно принято рассматривать как единое целое. Но даже если речь идет об исконно скандинавских украшениях, то те или иные виды их отнюдь не были модными повсюду. К тому же, мода с течением времени менялась. Немалую роль играли также экономические возможности населения. Не каждый мог позволить себе приобрести ту или иную уникальную золотую фибулу, изготовленную знаменитым мастером. Многие были вынуждены довольствоваться серийной продукцией, позолоченными имитациями, бронзой или вообще не имели средств приобрести себе фибулу.










Таким образом, судя по фибулам, равно, как и по другим деталям одежды и украшений, внешний вид людей зависел от их географической и культурной принадлежности, их экономического положения и их места в обществе, - точно так же, как это бытует у всех народов во все времена.




Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8)

Блог Оченьдаже


Поделиться постом с друзьями в контакте можно вот тут, а в фейсбуке вот там, спасибо!

#blognorway, Этника, Ювелирные украшения, Скандинавия

Previous post Next post
Up