Прославленные на весь мир брюссельские кружева во все времена считались роскошью, хоть в работе мастерицы и не использовали золотых или серебряных нитей. Основой кружев была лишь тончайшая льняная нить, практически невидимая при прядении.
(На первом фото: бабочка, названная в честь предмета данного поста - Brussels Lace)
Изящнейшие элементы орнамента - чаще фантазийные, со стилизованными растительными элементами выполнялись отдельно. Соединение производилось тюлевым фоном - тонким неимоверно, или же связками (так соединяются мотивы в разновидности брюссельских кружев, именуемой "дюшесс"- кружево, не имеющее фона, в котором орнаменты соединяются непосредственно друг с другом).
Создание такого великолепия "из ничего" (шитые кружева очень метко были названы современниками "шитьём по воздуху") кажется чем-то сверхъестественным.
Работа над кружевами была очень кропотливой и малопродуктивной: для создания нескольких сантиметров кружева мастерице приходилось трудиться целый день, но совершенство технических приёмов в производстве ажуров поражает до сегодня.
Популярность брюссельского кружева за границей в прошлые века была невероятной! Кружевами украшали пышные многослойные туалеты придворных дам. В мужском костюме не только воротники и манжеты, но даже отвороты сапог и перевязь оружия дополнялась дорогим ажурным шитьём. Кружевом отделывали даже внутреннюю обивку карет королевских особ.
Увлечённость знати кружевами в Англии и Франции была чрезмерной, и объёмы средств, что шли в оплату драгоценных иностранных кружев, были ощутимым ударом по экономике.
Чтобы стимулировать развитие кружевного дела внутри страны, в Англии запретили ввоз брюссельских кружев. Распространяемое контрабандой под видом английского, кружево из Брюсселя называли "англетер" (Point d'Angleterre).
Брабантское кружево во многом подражало брюссельскому, во Франции (Mirecout), Англии (Honiton) плели кружево в этом стиле, но французское и английское кружево плелось из более плотной нити, оно более"плотное", "тяжеловесное".
Но повторить изящество линий ажурного рисунка и добиться необходимой плотности переплетений в изделии в полной мере удавалось лишь брюссельским мастерицам.
Автор текста:
Элла Вебер.