Мы встретились в крепости, неподалеку от каземата пыток. Вокруг бродил палач с картонным топором в поисках туристов, работы не было.
У Леры на груди белела изящная мертвая девичья головка, собственной работы.
Конечно речь о Лере Сергевне
Cordocentrika Мурыссе - яркой, заметной художнице, скульпторе-миниатюристе, задорно матерящейся блогерше с внушающим стажем, и авторе сколь мрачной, столь и невероятно тонкой авторской бижутерии из полимерной глины.
Говорить, не переходя на загробный шепот и инфернальные интонации, в сложившейся вокруг обстановке (колокола, дети туристов) было непросто. Но нам удалось.
Путь
В школе есть такая процедура, когда перед первым сентября дошкольника приводят на собеседование. Ребёнку задают несколько вопросов, проверить, не дебил ли он. К примеру вопросы по мотивам кошки, охотящейся за мышью, и прочие логические задачки. По крайней мере, такой тест посчастливилось проходить мне. В финале беседы завуч попросила меня нарисовать человека. Я решила уточнить, дяденьку или тетеньку? На меня странно посмотрели и сказали, что без разницы. Так я нарисовала свою первую голую тетеньку.
Хэндмейд в моей жизни начался по абсолютно девочковой причине: хотелось красивых вещей, а денег не было. Поэтому начали появляться расписные бусины, рисунки на шмотках и первая убогая лепка. Это был год 2006-2007-й.
1 начало 2009г. Набор "Domestic pathology".Первая серьёзная работа в филигранной стилистике. С него и началось краткое, но полезное увлечение декоративным стимпанком. Тогда ещё шестерёнки были великим раритетом и приходилось вручную разбирать старые часы, а не закупать наборы на Ебее)
Удовлетворив первичные потребности в аксессуарах собирала композиции из венецианских масок и всего, что находилось в технической кладовой. Однако громоздкие массивные вещи оказались не моим стилем, поэтому постепенно большего внимания удостаивалась миниатюра.
Тем временем так же приходило осознание, что с чемоданом барахла в нирвану не проскочишь. Желание самообеспечения угасало, зато окружающим напротив же, хотелось иметь что-то из моих работ. Так начались первые продажи.
2009 Clockwork heart
Ставшее уже "фирменным " механическое сердце со вставкой викторианской текстуры.
Первыми клиентами были друзья. Друзья покупали своим девушкам, девушки приводили своих подруг, ну и так далее.
Основам рисунка нигде не училась, у меня нет художественного образования . Возможно это и к лучшему, так как незнание и неумение только подстёгивало к самообучению и постоянной практике. По образованию я преподавательница украинского языка и этнограф. В те годы я прониклась идеей популяризации украинского языка, литературы и фольклора.
Но учительницей мне поработать толком не довелось, было лишь несколько месяцев университетской практики. Очень нравилось, но постоянно выкладываться по полной по ту сторону класса оказалось мне не по силам. Всё же я не стала изменять идеалам, а изменила лишь курс деятельности.Зато сейчас я могу довольно неплохо представить свою страну в творческом плане.
В Питер переехала три года назад по причине личного характера, то есть к мужчине. Совместное увлечение кинематографом закончилось моим эпическим переселением с юга на север. Уволившись с работы, мрачным ноябрьским днём, с чемоданчиком, забитым полимерной глиной, красками и рисунками, без обратного билета.
С учетом моей специальности, надо было срочно найти себе новое занятие, более способствующее заработкам. Так и зародился гримуарный магазинчик. Привлечь интерес, удержать внимание невозможно штампуя однообразные и массовые вещи. Поэтому постепенно менялась концепция мурысячьего "брэнда". Ведь заставить по-настоящему поверить людей в своё произведение можно только вложив в него свою жизнь.
2010 Ammonoidea /Аммониты
Был один большой плюс - клиенты меня уже немного знали, при этом цены были вполне стандартные и чтобы встать на ноги в плане работы я бралась практически за все заказы. Это, в общем-то, и позволило первое время держаться на плаву. В перерывах между заказами работала над своим, более авторским, впрочем, понятно что с тортиками-цветочками ко мне и в тот период никто не обращался.
На второй год уже практически отказалась от работы на заказ. Дело в том что, как правило заказывали то, что мне было уже не интересно, не давало личного развития в техническом плане и не требовало поиска новых тематик и форм. А позволить себе один шаг вперёд и два шага назад я не могла. Поэтому и сосредоточилась на собственных идеях.
Конечно и сейчас бывают исключения. Иногда желания и мысли клиента настолько плотно соприкасаются с моими, что отказать я не могу. К примеру, последним интересным заказом была Кровавая графиня Батори. Личная симпатия к клиенту, интерес к неоднозначному персонажу, в конце-концов, меня попросту подкупало, что человек знает чего хочет, зачем, и готов доверить материализацию своих желаний мне.
Bathory Erzsebet/ Эржебет Батори и Lotus/Лотос
2013. Филигрань и скульптурная миниатюра.
Подобные заказы налагают невероятное чувство ответственности. В результате получилась весьма мрачная эстетика в виде кулона с фатальной дамой, кровью и отрубленной головой.
Гримуар "Черная Курочка" - это средневековый трактат о создании волшебных артефактов. Ничто не приносит большей радости, чем отзыв клиента, в котором изготовленная мной вещь уже не просто игрушка или декоративная цацка. Привлекает мысль о том, что украшение становится настолько близким человеку, что расценивается как амулет, продолжение себя, передаёт и смысл и настроение. В то время как раз увлеклась идеями алхимии, и как метафору её можно было наложить на заглавную мысль своего творчества.
2010 Bouquet of irises/ Букет ирисов.
Одна из первых попыток на цветочную тематику. Каждый второй увидел в ирисах вагины, поэтому следующие пробы были уже через годы)
Привнеся алхимию в дело, я окончательно утвердила концепцию своей лепной лавки . Это конечно не "аптека сатаны", но всё же небольшая производственная магия. К тому же, она оказалась интересна людям. Очень важна подача материала: это и антуражные фотографии работ, и авторские пояснения, и исторические комментарии. Необходимо радовать человеку не только глаз, но и мозг. Сама придумываю и делаю себе инструменты, сейчас полностью переделываю рабочее место на манер лаборатории. Конечно же лепить можно и на коленке, но общая атмосфера влияет и на процесс, и на результат.
Коты
Я всегда любила котов… Большую часть жизни человек всё равно одинок, кем или чем бы он ни забивал своё пространство. Первое время жизнь в Петербурге казалась изоляционной, без друзей и знакомых и проводя весь день в одиночестве за работой у меня потихоньку начинала ехать крыша.
Как-то раз одна из клиенток пригласила меня совершить прогулку в Питерский музей кукол на Васильевском острове. Там я увидела кота, который с невероятно самодовольной мордой точил когти об огромную, старую куклу в парчовом платье. Это было до такой степени природно и нагло с его стороны, что не могло не вызвать восхищения. При выходе из музея, к нам под ноги выбежала небольшая компания мелких котанов с мамашей. Работница музея сообщила о том, что их лимит на котоводство уже исчерпан и предложили нам по образцу.
Через несколько дней я уже трепетно тащила домой черного котенка. Это было начало очень плодотворного сотрудничества и нежнейших отношений. У него прекрасная родословная подпольных ленинградских крысоловов и это единственное живое существо, которому я прощаю хамское отношение к своей работе.
2010. Venice/ Венеция Первая "питерская" работа. Лепка становиться единственным родом деятельности, начинаются первые потуги над разработкой концепции мурысячьего бренда.
К тому же Джованни Бармалини незаменимый сотрудник гримуара. Если официально, то руководитель пиар-отдела.
Зимний период 2010. Rat King/Крысиный Король
Creamy Horse/ Кремовые Лошади
Corvo scheletro/Вороний череп
Постепенный уход от стимпанковской темы в мир сказочных персонажей.
Для меня сейчас, ЖЖ это свалка, где донести информацию серьёзно, не вызывая бурления и закипания невозможно. Можно нести ересь в состоянии пятничного нетрезвого угара, часть людей поймет юмор, а кто-то вызовет санитаров.
Cordocentrika - появилась в жж лет 10 назад. Никакого особого смысла, кроме очевидного, туда не вкладывалось. Недавно, благодаря другу, обнаружилось более изысканное прочтение, Контрацептика. Тоже неплохая вариация.
2011 Четыре Гейши. Мифология и символизм.
Первые эксперименты с тем "что может вызвать много шума".
Появление эротических мотивов.
Когда все начиналось в жж, я была более чем далека от хэндмейда. Мне нужен был ресурс для общения с небольшой аудиторией товарищей по интересам. Когда же появился брэнд мурысы, пробовала завести себе второй аккаунт, для демонстрации. Но он не прижился, так как новые читатели всё равно попадали на основной.
Формат блога? Как то раз с поиска по своему жж-позывному попала на форум благородных девиц и достопочтимых мамаш, которые, видимо в перерыве между борщом и пеленками, развернули диспут с половниками на тему здравости и вменяемости моего творчества. После такого хочется немного подразнить... В блоге мало личного, ещё меньше размышлений о сущном, это скорее холодный и едкий блог о становлении рабочего процесса.
2011 Respirator, Venera, Camera, Madonna.
Масштабный проект с серией кулонов - фигур. Кибер-панк,биомеханика и оголенная натура.
Любимая музыка весьма разнообразна: от нойза до Аркадия Северного. Но одно из самых любимых произведений это
Carmina Burana, которую могу слушать час за часом. Работаю исключительно под музыку, так как тишина несколько угнетает и ,как ни странно, не даёт сосредоточиться. Поэтому либо музыка, либо фон из старых добрых фильмов ужасов.
Любимый фильм, наверное, - "Господин-Оформитель". Кино и музыка - это дело вкуса. Прекрасное я люблю наравне с отвратительным, среднячок же привлекает мало внимания.
Любимые художники -
Бексиньский , Франц фон Штук, Фернан Кнопф, Вильям Блейк и Рерих.
Декоративное искусство Рене Лалика, Альфонса Муха, ценю не менее. И вообще думаю, что достойный столяр лучше очередного художника.
2012. Статуэтка Мефистофеля в виде скрипки.
Дело
Часто спрашивают, почему черепа, почему кровь и прочие не самые приятные сюжеты… Занимает именно эта тема, ведь многих она пугает, отталкивает, а мне хочется преодолеть это сопротивление, подать её с позиций красоты и естественности.
2012. Forest owl/Лесная сова
Первые попытки воссоздать в полимерной глине стилистику ар-нуво.
Мне сейчас уже интереснее грань, где хэндмейд переходит в искусство. А таких авторов немного. Где работы своим уровнем относятся уже не к ярмарочному сырью, а удовлетворяют какие-то внутренние потребности.
Сейчас все больше клиенток, далеко не юных девушек, женственных и удивительных, которые нормально воспринимают всю эту "жесть", которую я леплю. Иногда они сами подкидывают идеи, полезную информацию на тему искусства, о других мастерах. Кто-то доктор, кто-то работает в банке, у всех семьи, никто не лечится в дурдоме.
Полтора года назад работала над короткометражным мультфильмом. Довольно длинный и тяжёлый для просмотра и понимания ролик. Музыкальное сопровождение тоже было сложное для восприятия. Но это был интересный опыт, хотя таким проектом тяжело заниматься одному или вдвоем. Ведь надо подготовить весь материал, все снять, смонтировать. В тот период я сделала серию скульптурок в виде женских тел. Тогда это было в новинку и мне, поэтому дело захватило целиком и полностью.
Сначала появилось три первые статуэтки, позже вылепила еще десяток, пытаясь затронуть разные темы и настроения. В течении месяца прыгала по болотам и свалкам в поисках материала для съёмочной площадки. К тому же коллектив, музыку которого выбрала для аудиосопровождения дал добро на использование своих композиций. Кроме личной заинтересованности появилась ещё ответственность перед людьми. Кроме личного удовлетворения получился и неплохой коммерческий ход. Те,кто заинтересовался мультфильмом, рано или поздно выходили на украшения. А те, кому понравились изначально скульптурки-кулоны узнавали, что это еще и полноценный мультфильм.
Сейчас незаметно приходит понимание клиентурой того, что все эти вещи не несут какого-то зловещего оттенка. У меня были в свое время некоторые конфликты с коллегами и зрителями, в большинстве происходившие как раз от недопонимания. Они считали, что эти работы несут в себе темную энергетику. Но я ее не чувствую и в работы не вкладываю.
2012 Egyptian scarabs /Египетские Скарбеи.
Последний год мне немного сложно стало справляться с процессом в одиночку. Миниатюра становится более тонкой сложной, материалы стараюсь выбирать всё более качественные, ведь кроме идеи должно быть и качество, и долговечность. Поэтому техническое совершенствование неизбежно. При том, что цена на изделия возрастает, работы распродаются очень быстро и я могу удовлетворить лишь небольшую аудиторию. Сейчас я всё чаще сталкиваюсь с тем, что закрома пусты и все свежие украшения уже раскупили. И нужно выпить кофе, вставить спички в глаза и снова приниматся за работу.
Купля-продажа это естественный социальный момент, но иногда мне не хочется продавать совсем незнакомым людям. То есть, возможно покупатель просто не понимает, что это такое. Как бы я не старалась занять альтернативную позицию к моде, вещи моего производства привлекают внимание необычностью. Поэтому стараюсь немного пообщаться с клиентом по каждой работе. Меня интересует почему человек выбрал конкретную работу, что он видит. Если он не видит ничего, а просто повелся на шокирующую штуку, необходимую только чтобы привлечь внимание окружающих, то обычно ничего не получается. Все же эти работы стоят мне довольно много крови.
Под прошлый новый год я с треском вывалилась из работы по состоянию здоровья на несколько недель. Спина, зрение, нервы - всё это страдает в первую очередь. На одно изделие уходит около 36 полных часов работы. А ритм у меня такой, что просыпаясь - сажусь работать и пока меня не оттащат от стола ночью - я не прекращу. Сидячая, достаточно неудобная работа, плюс, я работаю без линз, без каких-то увеличительных предметов - зрение падает очень серьезно. А после серии работ, наступает ещё и внутреннее опустошение. Но теперь я сам себе хозяин и показывать справку от доктора некому, поэтому стараюсь побыстрее снова стать на ноги.
С мужской скульптурой я пока не работаю. Мне ближе женская сущность чем мужская, я по крайней мере знаю, о чем говорить. В рисунке еще могу себе позволить, в лепке нет. У меня нет никаких табу, я действительно боюсь, что где-то что-то не так понимаю и ощущаю. В этом плане хочется больше честности.
2012 (верхние две фотографии) Heart of Atlantida /Сердце Атлантиды. Совмещение природных материалов (кораллы, перламутр) и пластики.
Хотя был один характерный опыт. Мать моей подруги, представитель столь важной ветви медицины, как урология, пожелала для себя небольшой бюст-кулон. Отказать женщине бодрого украинского нрава с прекрасным чувством юмора, было нереально. Поэтому вдохновляясь скульптурой Давида я опробовала и мужскую миниатюру.
Действительно, доктора одни из самых частых и приятных клиентов. Если я леплю сердце или разрезанную грудную клетку, у них нет психологического неприятия этого. Напротив, скорее они укажут на технические неточности исполнения.
2012. Bone phalanges. Костяные руки-заколки, часть первой тематической коллекции ко Дню мёртвых Día de los Muertos
Когда я только начинала лепить, в Киеве реально было найти только польскую полимерную глину. У нее не было стабильных качеств: то она мягкая, то она твердая, в общем никогда не угадаешь. Изначально подстраивала технику под нее. Это был хороший опыт, но нужно было искать более надёжные варианты. Сейчас пользуюсь в основном полимерной глиной русского производителя Ёзки. По своим свойствам она хорошо подходит как для скульптуры,так и для мелких деталей филиграни, для особых эффектов использую глины марки Sculpey.
Раньше я никогда не делала эскиз к работе, то есть мне легче начинать изделие "по сырому", отталкиваясь от смутного образа, а мозг сам подает сигналы, что и как делать. В один из периодов когда не могла сидеть за рабочим столом, начала рисовать эскизы, чтобы просто не забыть. При моем образе жизни большинство идей рождаются и моментально забываются.
Наброски были схематичными и не отличались особой красотой, поэтому позже перерисовала их более тщательно. Постепенно это вылилось в ещё один пункт Гримуара: "расписные короба для украшений". Это значительный аспект подачи клиенту свой работы. Ведь намного приятней получить заказ не в полиэтиленовом кульке, а в упаковке, которая дополняет образ изделия. В будущем планирую запустить серию фирменных открыток.
2013 Mechanical nightingale/Механический соловей и ядовитая птица Pitohui dichrous.
Я ценю свою постоянную клиентуру, не ради стабильной кормушки, а потому как это настоящее человеческое общение . Некоторых отпугивают как мои работы, так и мой образ. Иногда в блоге перегибаю палку в словесности и люди начинают меня опасаться. Текстовое оформление действует как своеобразный фильтр. Если потенциальный клиент преодолевает барьер неприятия этой подачи, мы переходим в область адекватного взаимодействия.
Хотя многих привлекает именно та самая недопонятая ими "тёмная сторона". Одни акцентируют внимание на эротическом содержании, другие на жестокости изображаемого. Однако после обращения ко мне как к "Повелительнице плоти", продолжать общение у меня желания мало. Ведь "оголенность" фигур используется не в каком-то сексуальном контексте, а как символ открытости. Поэтому неадекватное прочтение символов меня моментально отталкивает.
Мои работы это средство коммуникации. С конкретным другим человеком или с общностью. Я прекрасно понимаю, что не создаю ничего нового. Я пытаюсь откопать старое, стряхнуть с него немножко пыли и показать его людям привлекательным или просто вызывающим размышления.
Когда не хватает натуры, леплю сама с себя, отчасти поэтому миниатюра носит феминный характер. Я не чувствую себя взрослым всезнающим человеком, ко многим вещам в жизни была абсолютно не готова. Но всё же я не в той возрастной категории, чтобы чувствуя себя изломанной печатать мокрые тексты о невосприятнии мира. Мне хочется преодолеть это, ведь творчество это настоящее излечение, способ борьбы. Ты не избавляешься от того, что тебя не устраивает в реальности и не убегаешь под кровать, но в процессе работы переосмысливаешь какие-то вещи и принимаешь себя и мир таким каков есть.
Иногда мне не хватает знаний, образованности в культурных моментах. Чувственной сферой обладает каждый человек, поэтому я практически не уделяю внимания художественной литературе , а предпочитаю копаться в истории, религиоведении, истории искусства, в том числе ювелирного. Но фольклор и мифология на первом месте конечно.
Работы за 2011- 2012 -2013год. Органика и некроорганика
Aquarius/Водолей 2011
Violinist/ Скрипач 2012
Gerb/Герб 2012
статуетка Persephone/ Персефона 2013
Нельзя стремиться к идеалу в чем-то одном. Перфекционизм должен проявляться во всём. Если я готовлю борщ, то это должен быть самый лучший борщ.
Вера
Работы за 2012 - 2013 год.
Египет, ар-нуво и немного оккультизма)
Eye of Horus/Око Гора
Black pullet/ Чёрная курочка
Primavera/Весна
Lushan/Лушань
Я не выступаю поборником религиозных идей. Но то, что в последнее время происходит в России, вся эта православная кутерьма, она скорее отпугивает и озлобляет. Меня больше интересуют первобытные религии, более чистые и не изгаженные личными мотивами амбициозных людей. Ни одна религия не досуществовала бы до наших времён, если бы не несла ценного в общечеловеческое, но современное прочтение канонов это страшная мутация ценностей, коверкающая неокрепшие мозги.
Поэтому скорее я не отдаю предпочтения ни одной из основных мировых религий.
В Петербурге можно молиться только на солнце.
Меня беспокоит тотальная необразованность. Необразованность в том плане, что все заострились на каких-то догмах, никто не хочет переосмыслить, пересмотреть что-то. Есть только одна точка зрения, мы уже не помним, откуда она к нам пришла, но другую сторону мы даже смотреть не будем.
2013. Украшения на мистическую тематику и использование натуральных камней.
Bajkal/Байкал 2013
Uroborus/Уроборос 2013
Одним из ярких примеров на эту тему произошёл в прошлом году. С коммьюнити по полимерной глине у меня изначально сложились непростые отношения. Сообщество, насколько я могу судить, состоит из девушек и женщин, которые обратились к хэндмейду по причине своего временно нерабочего состояния и понять некоторые вещи, которые я делаю, у них не получается.
2013 Рождение Гримуара Чёрной курочки. Коллекция посвященная алхимии. Сборник магических артефактов
Первые панические нотки появились, когда я представила на общий суд малышей в противогазах. Образ далеко не новый, но некоторых зрителей можно было выносить - возможно ранее не сталкивались, а может попросту не хотели пускать подобного в свой уютный мирок. Я никого не заставляю принимать свои идейные посылы, но считаю что это может иметь своё место. Меня, к примеру угнетают бесконечные психоделические колбасы и цветы-мутанты, но я ведь не падаю в обморок.
Дочери Мары
Крампус же стал апогеем нашего взаимонепонимания. С самим персонажем Крампуса познакомилась в блоге
marinni, позже, путешествуя по Германии и Чехии обнаружила рождественские открытки с чертом в абсолютно легальной продаже . И вернувшись, я решила,что настало время познакомить с этим образом и полимерный мир.
2013 Шелкопряд натуральный и символический. Две работы на одну тему, но различное идейное наполнение.
Попыталась сделать его максимально нестрашным, ведь не ассоциирую его со злым персонажем, я вообще за баланс сил добра и зла. Тем более, что как у сотрудника Святого Николая, функция Крапуса необычайно полезна и даже педагогична.
Представив свою работу в сообщество с вечера и получив несколько разноплановых, но интересных комментариев спокойно села работать. Утром же обнаружила, что пост отсутствует, а вместо него замечание модератора, что за неуважение к религиозным чувствам верующих пост удален.
На случай, если кому любопытно:
Дубль оригинала поста,
высказывание модератора и
выводы.
Крампуса я так и не решилась продать, ведь это по сути уже знаковая работа. Поэтому он хранится с несколькими другими, столь же важными для меня лично, в музейном архиве, то есть, тумбочке.
2013 Развитие эротической темы в миниатюре.
Cali/Кали 2013
Eve/Ева 2013
План
Из ближайших планов - работа над несколькими коллекциями и совместные проекты с другими мастерами. Совсем недавно закончила коллекцию "Otrava" о природных ядах. Работая над коллекциями экспериментируешь с новыми техниками и формами, выдерживая всё же общую стилистику и атмосферность.
Colonia. 2013. Брошь с осами из коллекции посвящённой ядам.
К новому году предполагаю сделать коллекцию посвященную Рождественскому народному вертепу.
Salamandrina/Саламандрина и Datura/Дурман
2013. Эстетика ар-нуво в симбиозе полимерной глины и полудрагоценных камней.
Уже не первый год вынашиваю большой проект кукольного мультфильма, но это очень сложно. Сценарий составлен по произведениям Гофмана, Густава Майринка. Но пока не могу уделить этому замыслу всё своё время. В целом, куклы это больше для себя, я прекрасно понимаю, что есть существенно более достойные мастера в этом виде творчества.
Мне сложно делать мастер-классы. В полимерной глине можно свалить все в кучу, разрезать - это будет техника, которую можно повторить. А у меня повторять нечего, нет какой то особой техники, если ты умеешь лепить лицо - то ты умеешь, иначе же это уже будет не лицо . Не могу же я чугунными клешнями выравнивать у подопечных пальцы и закармливать морковью для остроты зрения.
Процесс лепки графини Батори.
Недавно попробовала снимать на камеру процесс создания украшения, пошагово: от бесформенного комка до обработки лаком. Записывая только значительные рабочие моменты видео вышло на 16 часов. После монтажа получилось материала на 2 часа. Но боюсь терпения на просмотр хватит не у всех.
Фрагмент поэтапного сотворения Бражника.
Из личных предпочтений на профильном уровне хотелось бы назвать дизайнера украшений
Киру Лисицкую.
Хотя обе мы работаем в одном жанре скульптурной миниатюры, её работы внушают уважение и восхищение, поэтому я одновременно и клиент и коллега по деятельности. Этот год оказался весьма плодотворен для многих : не могу не радоваться тому, что из общей массы всё чаще появляются мастера, которые серьёзно относятся к своему ремеслу, создают свою систему, в которой рукоделье выходит на новый уровень.
Повышается общая планка хэндмейда как по идейному наполнению, так и по качеству. С такими людьми хотелось бы делать общие проекты, совмещать различные умения ради одного результата. Ведь какими индивидуальными не были бы наши предпочтения, мы всё равно оказываем влияние друг на друга.
В далёких, но реальных планах у меня сформировалась вполне определённая цель: организовать совместную выставку, на которой можно было бы представить самые интересные образцы разных направлений современной ручной работы.
2013. Натюрморт ядовитой природы.
Насчет психического здоровья: если найдется человек, полностью психически здоровый - пусть первый бросит в меня камень. Для меня важнее не передавать свою ущербность дальше. Лучше я буду лепить.
Ядовитое яблоко и мачеха Белоснежки. Кулон из сердоликов, агата и полимерной глины.
Валерия в сети:
жж -
cordocentrikavk -
Гримуарный цех Чёрной курочкиЯМ -
Гримуар "Черная курочка"
ВНИМАНИЕ: вы можете поучаствовать в розыгрыше одной из замечательных работ от Гримуара "Черная курочка". Попасть туда можно, кликнув по картинке.
Блог Оченьдаже
Поделиться постом с друзьями в контакте можно
вот тут, а в фейсбуке
вот там, спасибо!