Витражный мастер из Риги.

Dec 14, 2011 17:27


Как вы уже поняли из прошлых постов наверное, дорогие читатели, в начале декабря мы были в Риге и познакомились там с мастером, который в свободное от работы время, создает витражи. Он любезно согласился дать нам интервью, которое мы и публикуем. Это интервью мы решили оформить в стиле журнала Esquire. Вроде получилось.

Итак, знакомьтесь, Алексей.





На сайте ярмарки мастеров я всего полгода и пока он подходит скорее для рекламы, чем для продажи изделий. Коллеги-витражисты  присылают туда положительные отзывы, одна мастерица из Москвы попросила научить ее технологии изготовления витражей Тиффани, после курсов писала, что ей мое обучение пригодилось.




Для меня витражи - это скорее хобби, но в дальнейшем хотелось бы, конечно, превратить это увлечение в бизнес. Среди туристов витражи пользуются не очень большим спросом. Им проще купить магнитик на память о Риге, чем витраж, и к тому же он будет дешевле раз в 10.










В основном у туристов пользуются  спросом небольшие сувениры: ангелочки, яблочки, грушки, стоимостью до 20 долларов. Тем более, что в центре в сувенирных магазинах очень большая накрутка и любое изделие получается слишком дорогим.










В основном все мастера стараются ориентироваться на крупные заказы. Витражные окна, межкомнатные перегородки, другие большие объекты. На таких заказах есть где развернуться и мастеру-витражисту, и художнику, чтобы наиболее полно выразить свой замысел.







В Риге много исторических зданий в  югенд-стиле конца ХIX - начала ХХ века, которые в своем интерьере имеют витражи. Поэтому при их реставрации или ремонте часто требуется заменить старый витраж или изготовить новый в стиле дома. Такие заказы всегда очень интересны и привлекают много мастеров.







Идея научиться делать витражи мне пришла в 2004 году. Как раз был кризис и захотелось поискать дополнительный источник дохода. Не знаю, почему захотелось делать именно витражи, но я сразу начал смотреть в интернете информацию по технологии, закупил оборудование, благо оно не дорогое, и стал методом проб и ошибок учиться.







Первая работа, которую сделал? Хм, бабочка пожалуй. А вообще по моим расчетам, я уже около 128 витражей сделал.










Одна из самых больших работ - это каминный экран «ЖАР-ПТИЦА» Примерно 80х90 см. Делал не на заказ, просто на перспективу. Очень хорошо играет, когда горит огонь в камине. Интересно, что когда художник рисовал эскиз, мы не считали сколько фрагментов получится, но получилось ровно 600.







Еще очень запомнившийся проект - витражная веранда в одном частном доме в Юрмале. На этой веранде стоит стол для настольного тенниса, в который очень любит играть наш заказчик с дочкой. В какой-то момент ему надоело то, что мячик постоянно вылетает на улицу и он решил застеклить веранду. Да не просто стеклом, а сделать витраж.







В итоге получилось 11 витражей, и мы потратили больше года на этот проект. Интересной особенность проекта было то, что витражи в классической технологии  со свинцовым переплетом сочетались там с элементами в технологии Тиффани, получилось очень красиво. Запомнилось и то, что витражи получились очень тяжелыми, и чтобы поставить их в рамы веранды, поднимать пришлось втроем.







Классический витраж - это когда стеклянные элементы соединяются между собой свинцовым профилем. Если приглядеться к старинным витражам, то во многих стекло начинает съезжать, буквально «течь», и это конечно очень портит витраж. Хотя для больших витражей и применяют латунные профили, которые более жесткие, но все же это не очень укрепляет их.







Потом Луи Комфорт Тиффани изобрел технологию витражей, которая позволяла использовать более мелкие и фигурные детали, которые скреплялись между собой медной фольгой, а потом спаивались. Сразу появилась возможность создавать более ажурные вещи.




Простые эскизы я рисую сам, а более сложные мне рисуют знакомые художники. Можно конечно скачать картинку из интернета, но копировать что-то - это не профессиональный подход.

Для создания эскиза хорошо подходит как фломастер, так и компьютер. А вот например, жар-птицу мне рисовал художник. Правда изначально он нарисовал мне более схематичное изображение, а потом я его попросил нарисовать более четкими линиями. Художники, они ведь такие - тут полутень, тут примерно вот так…




Затем я пришел к такому способу - я вырезаю из самоклейки необходимую деталь и наклеиваю ее на кусочек стекла. Можно, конечно, маркерами обводить, но это не технологично, потому что дело происходит в мокрой среде и маркер стирается.







Стеклышко обрезается близко к контуру при помощи стеклореза. Обкусываются края.







При работе со стеклом надо быть очень осторожным, очень легко можно порезаться. Обтачиваем деталь в шлифовальной машине.







Стекло я заказываю в основном через интернет. В Риге сейчас сложно достать хорошие материалы.







Берем фольгу и обматываем кусочек, аккуратно разглаживаем и паяльником припаиваем детали.










После припоя можно использовать патину, чтобы придать контурам витража медный или черный цвет.




Иногда можно мелкие детали подрисовать витражными красками, чтобы не вытачивать. После такой подрисовки стеклышки надо обжечь в духовке в течение 30 минут. Очень даже хорошо получается.

Когда-то участвовал в украинском заочном конкурсе, вот даже грамоты есть. Отправлял  на конкурс жар-птицу и вид старой Риги. Несмотря на большую конкуренцию, удалось занять неплохое место.










Эта лампа - один из моих первых опытов. Храню ее, как память и в дальнейшем планирую доделать.







Что я могу пожелать тем, кто решит заняться витражами? Прежде всего, они должны понимать, что это кропотливая работа, требующая большой аккуратности и сосредоточенности. Кто не может усидеть на месте несколько минут без перемены занятия - тому в витражном искусстве делать нечего. Ну а у кого терпения не занимать - у того все получится! Желаю всем удачи и творческих успехов!

Кстати, поподробнее узнать про витражи Тиффани можно из этого нашего поста.

Репортаж, Стекло, Витраж, Прибалтика

Previous post Next post
Up