Сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс (Sir Edward Coley Burne-Jones, 1833 - 1898) родился в английском городе Бирмингем. Это уникальный человек - близкий по духу прерафаэлитам, английский живописец и оформитель, один из наиболее видных представителей "Движения искусств и ремёсел".
Сэр Эдвард Бёрн-Джонс широко известен во всём мире прекрасными витражами, которые исполнил с самым близким другом всей его жизни Уильямом Моррисом. Они познакомились в Оксфорде, во время учёбы и далее шли по жизни вместе.
Витражи, выполненные по его эскизам и картонам в "Morris & Co", можно увидеть в церквях по всей Англии.
В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой Макдональд (1840-1920). В 1860 году пара поженилась.
Интересно, что вторая сестра Джорджианы вышла замуж за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью сера Стэнли Болдуина (Stanley Baldwin 1867-1947), с 1937 года 1-го графа Бьюгли (1st Earl Baldwin of Bewgley) - британского политика, члена Консервативной партии Великобритании, премьер-министра Великобритании в 1923-1924, 1924-1929 и 1935-1937 годах. Именно он настоял на отречении Эдуарда VIII в 1936 году, но после коронации Георга VI в мае 1937 года ушёл в отставку, получив от нового короля титул графа Бьюгли.
А третья сестра Макдональд стала - матерью Джозефа Редьярда Киплинга (Joseph Rudyard Kipling,1865-1936) - английского писателя и поэта. Его лучшими произведениями считаются "Книга джунглей", "Ким", а также многочисленные стихотворения . В 1907 году Киплинг становится первым англичанином - лауреатом Нобелевской премии в области литературы.Таким образом и Киплинг и Болдуин были племянниками сера Эдварда Бёрн-Джонса. Как всё же интересно устроен мир.
Но вернёмся к витражам - сложному и трудоёмкому виду декоративного искусства. Это коллективный труд, требующий крепкой материальной базы и усилий многих людей. Поэтому руководить таким процессом должны крепкие и энергичные люди, уверенные в конечном результате. Сэр Эдвард Коли Берн-Джонс был именно из таких людей.
Витражи в церкви Святого Мартина (St Martin in the Bullring ) установлены сэром Эдвардом Бёрн-Джонсом, в 1875 году. Изготовление было осуществлено в "Morris & Co".
Во время Великой Отечественной Войны окна были демонтированы и чудом остались целыми. В 1941 году Совет приходского комитета церкви Святого Мартина принял решение против снятия витражей , но прямой Приказ от епископа Бирмингема, д-ра У.Е. Барнса ( Dr W.E Barnes ) потребовал их немедленного демонтажа.
"Спаситель."
"Святой Лука."
"Святой Марк."
Ночью стеклянные панели Сэра Эдварда Берн-Джонса были удалены - бомбардировщики прилетели утром, оставив все другие окна и церковь полностью разрушенными. Господь бережёт творения своих любимых художников.
"Моисей."
"Соломон."
"Мелхиседек."
"Давид."
"Илия."
Эти витражи являются весьма необычным примером работы Бёрн-Джонса и Морриса. Колористическая гамма имеет спокойную коричнево-зелёную окраску, приглушена по тону, обладает богатством оттенков.
"Поклонение волхвов."
"Благовещение."
"Рождество."
"Бичевание."
"Снятие с креста."
Сэр Эдвард Бёрн-Джонс не был великим художником в полном смысле этого слова. Он никогда не достигал абсолютного мастерства таких художников, как Рембрандт и Веласкес, но и среди великих художников он занимает свое место, бесспорно, в первом ряду. С самого начала своего творчества он обладал безошибочным чувством красоты формы и цвета, мощной и подавляющей оригинальностью, непревзойденным изяществом и тонкостью фантазии.
Витражи в церкви Святого Филлипа(St Philip, которая позже стала кафедральным собором) считаются лучшими произведениями cэра Эдварда Бёрн-Джонса и с этим трудно не согласиться. Это настоящее сокровище. В интерьере доминируют четыре превосходных витража,изготовленные в "Morris & Co" начиная с 1880-го года (три в апсиде, один находится в западной части).
"Рождество."
Это северо-восточное окно в соборе Бирмингема ( Birmingham Cathedral ).
Витраж с изображением Рождества Христова представлен в поразительной диагональной композиции, включает в себя Святое семейство с ангелами в пещере. В верхней части витража изображена еще одна группа из ослепительно красивых ангелов, взывающих к пастухам.
Яркий и сочный цвет, сложная игра красного и синего, фиолетового и различных оттенков зеленого, богатая оранжево-коричневая палитра.
Художник очень любил этот собор, ведь он в нём был крещён.
"Распятие."
Это юго-восточное окно в соборе Бирмингема ( Birmingham Cathedral ).
У витража сложное композиционное решение. Свидетелями смерти Христа на кресте оказывается множество зрителей, на переднем плане изображены все те, кто близок Христу, слева Жёны-мироносицы,в центре его мать Мария в синем, и Святой Иоанн в красном, Мария Магдалина плачет у подножия креста.
Центурион Лонгинус (тот, кто пронзил Ему ребра копьем, а затем раскаялся и стал христианином) стоит справа. На среднем плане изображены Римские легионеры в красных доспехах и с красными же штандартами, сочуственно наблюдающие за неизбежным.
Задний план отведен фигурам в ближневосточных одеждах, землянистых оттенков (это те, кто выбрал Варавву и предал Спасителя). Символика цвета просто поражает. И ведь это надо сделать в стекле, где управлять цветовым процессом - занятие не из простых.
"Вознесение."
Это восточное окно в соборе Бирмингема ( Birmingham Cathedral ).
Христос возносится во Славе в окружении ангелов в прекрасных одеждах. Ниже стоят апостолы и Мария со страхом во взглядах. Их лица омрачены тяжелой разлукой и прошлым неверием.
"Страшный суд."
Это западное окно в соборе Бирмингема ( Birmingham Cathedral ). Оно является одним из четырех превосходных витражей сэра Эдварда Берн-Джонса, созданных для этой церкви в "Morris & Co" в 1880-х годах.
Христос изображён сидящим в суде, в окружении прекрасных ангелов в богатых красных и розовых одеяниях. Ниже - толпа людей, ожидающая своей участи. Они стоят в смятении и страхе при виде небесной кары, спускающейся к ним с небес.
Это, пожалуй, самый драматичный из всех викторианских витражей и великолепное свидетельство мастерства художника.
Автор текста: Борис Симкин
Источник 1,
Источник 2,
Источник 3.
Блог Оченьдаже