Куклы из бересты от Веры Верхотуровой

Jan 13, 2013 12:00


Вера Верхотурова - один из талантливейших мастеров Иркутска. Её работы отличаются разнообразием форм и приёмов изготовления - это туеса, шкатулки, бижутерия с самоцветами, сумочки, лапти, босоножки, детские погремушки, но настоящую славу ей принесли неповторимые - «верхотуровские» - куклы




Работы Веры - это не игрушки, а примеры прикладного искусства, которые высоко ценятся знатоками. Её берестяная игрушка занимает достойное место среди образцов традиционной народной игрушки



Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.



Петрушка - пилигримм. Путешественник, а чтоб лапти не сносить - за спиной носит . Автор: Верхотурова Вера

Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.



Береста, дерево. Вышивка берестой, тиснение, тонирование, резьба, плетение. Автор: Верхотурова Вера

По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.

Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки



Жбан, фляжка под вино. Береста, дерево. Автор: Верхотурова Вера

Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала



Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.



Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.



Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.



Арлекин ... Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу Берста, дер .. Автор: Верхотурова Вера

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту



Вера Ивановна Верхотурова родилась в исконно русских землях -- на нижегородчине, в маленьком разъезде Саконы. Время было послевоенное, и семье пришлось не раз переезжать. Казахстан, Забайкалье, Ангарск. Родители Веры были люди мастеровые. Мать, Тамара Павловна, как водится у хороших хозяек, сама шила, вязала, вышивала. Дом всегда украшали всевозможные скатерти, салфетки. Узоры мама любила продумывать сама



Домовенок. Береста, дерево. Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна

Отец - Иван Михайлович - очень уважал дерево. Знал все его свойства, сам делал мебель, сам построил дачу. Вот от родителей, наверное, и переняла дочь чуткость к красоте и стремление создать что-то свое, новое, самобытное. Не может просто вышивать крестиком или гладью, она изобретает свои стежки, например, точечные - меньше миллиметра.



А вообще-то в детстве я была отчаянной девчонкой. Другие - с бантиками да с куклами, я же носилась в мальчишечьих ватагах, гоняла мяч, делала какие-то балаганы...



После окончания в 79-м году Иркутского училища искусств Верхотурова занималась резьбой по дереву. Делала дверки для мебели, разделочные доски, гардины, рамы для зеркал. Работала в художественно-оформительской мастерской и здесь познакомилась с Сергеем Павловичем Судленковым. Мастер от Бога, он владеет чеканкой, живописью, знает бересту, кроме того, охотник, рыбак, великолепно чувствует природу и ценит ее неподдельную красоту. Он-то и стал наставником Веры, помог ей найти себя как берестянщицу.



вторская кукла. Варька (За грибами пошла ...) Береста, дерево. Вышивка, плетение Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна

Я занимаюсь берестой с 1994-го года и училась вместе со своими учениками. Однажды показывала им, как надо работать резцом и линейкой. Объясняю, а сама - "вжик" - и палец порезала. Говорю: вот так делать не надо... Но до сих пор помню свой первый маленький туесок. Распаришь бересту в кипятке, и она вдруг оживет, станет гибкой, теплой, эластичной, словно кожа. И рождение туеса превратится в радость, таинство.



И все это - гибкость, податливость березовой коры, навыки, привитые матерью, стремление Веры работать по-своему - соединилось в своеобразном стиле ее произведений. Вышивка по бересте - удивительна! Будто замшевая -- сумка с тончайшим цветочным рисунком, туески с веселыми скоморохами, затейливыми узорами, орнаментами..



Купец. Береста, дерево. Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна

Пусть будут и фарфор, и керамика, и металл, особенно, если они гжельские да жестовские. Но все мои знакомые, попробовавшие использовать берестяные изделия, уже от них не отказываются. Как красивы сухари да баранки в сухарнице: все это вместе будто солнцем облито, жаром сияет. Подстаканники не жгут руки, соль в солонке не отсыревает, крупы в туесах хранятся долго, а хлеб в хлебнице не портится около недели... Будет больше изделий - больше и ценителей. Сначала традиции надо возродить, а потом уж они сами за себя скажут.





В настоящее время Вера проживает в городе Саянске.



Блог Оченьдаже

Источники (1), (2), (3)

Если материал вам понравился, возможно, вам будет также интересен пост " Воздушные стружки" об удивительных работах Сергея Бобкова

Россия, Куклы, Дерево, Этника

Previous post Next post
Up