Часто для меня гораздо большее значение имеют
не сами действия, а то состояние в котором они совершаются. Ведь даже посуду можно помыть с раздражением и накручивая себя тем, что тебе
приходится это делать так как все остальные такие неблагодарные и только пользуются результатами твоего труда, а сами даже элементарное сделать не хотят. Знакомое состояние?
И в результате мытьё посуды превращается в каторгу не только для тебя, но и незримо отражается на состоянии всех остальных, потому, что мы все чувствуем друг друга, особенно те, с кем постоянно общаемся.
Или есть ещё вариант того же самого действия. Ты с радостью моешь посуду, потому, что очень любишь этого человека и тебе приносит счастье сделать для него эту малость.
И результат совсем иной. И для тебя эта работа, может и не очень любимая, становится в радость, потому что ты делаешь её для близкого тебе человека. Он тоже чувствует от тебя эту искреннюю любовь и заботу, и у него в ответ рождается подобное чувство к тебе, которое он может проявлять или не проявлять. Но оно есть!
Так и в этой ситуации с ребёнком, которого учитель рисования заставил отжиматься перед классом. Для меня важнее не само действие, а то чувство с каким учитель это сделал.
Ведь, как и с мытьём посуды, здесь может быть совсем по-разному:
1) Учитель не мог никак справиться со своим учеником и в отчаянье от безысходности заставил его отжиматься. Им руководило желание что-то доказать этому мальчику и унизить его, чтобы сломить его сопротивление и тем самым возвысится над ним. Заодно показав и всем остальным своё превосходство.
Что при этом испытывал сам мальчик? Конечно, он чувствовал посыл учителя и у него внутри возникло ещё большее сопротивление, а может ещё и обида, и другие чувства, связанные с тем, что все увидели его унижение, и что ему пришлось подчиниться более сильному на данный момент.
Это в дальнейшем рождает далеко идущие следствия на всю жизнь, рассматривать которые сейчас мы не будем (может позже уже в другой раз).
В любом случае это проигрышная ситуация не только для мальчика и учителя, который ещё больше теряет свой авторитет, вместо которого появляется страх перед ним. Но как ни странно и для всех, кто присутствовал при этом, так как у них тоже формируется культ силы. И так же, как и этот мальчик они будут потом в жизни исходить из неверных предпосылок. Хотя может быть и другая реакция, но об этом не сейчас.
2) Учитель понимает, что у ученика такое поведение родилось не на пустом месте, а из-за перенапряжения. И у него есть огромное желание помочь тому, кто сам этого не понимает. И учитель без унижения, добивается того, чтобы ученик снял это возникшее напряжение через физические упражнения, которые как нельзя лучше чередовать с занятиями творчеством.
В результате им движет любовь к этому маленькому человеку, который сам мучается и не может понять, как это можно изменить. Учитель точно понимает к чему это всё должно привести, и у него постоянно присутствует уважительное отношение ко всем ученикам.
Тогда после отжиманий мальчик чувствует, что ему стало действительно легче. А у подростков, да и у детей тоже обычно очень много сил и энергии, которые им трудно направить в нужное русло из-за отсутствия опыта. Он чувствует, как напряжение спало и теперь он может сосредоточиться на выполнении задания самого урока.
Так как он чувствовал уважение и любовь, которые сочетались с дисциплиной и строгостью, то он испытывает благодарность к учителю и у него растёт доверие и уважение к этому человеку.
Так внешне одно и то же действие, может исходить из разных побуждений и приносить разные следствия. Поэтому часто можно ошибиться, глядя на то, что происходит, если не уловить внутреннюю суть процесса.