Сегодня как и обещала продолжение
темы.
Сама начала
отслеживать все свои состояния в течение дня. И конечно же там пока очень много из того, что было описано вчера. Но одно дело, когда это беспокойство присутствует в твоей жизни и ты этого просто не замечаешь. Вернее замечаешь, но замечаешь только самые сильные и яркие его проявления. И даже тогда не знаешь, что с этим сделать потому что не понимаешь откуда это всё исходит. И совсем другое, когда ты осознанно постоянно стоишь на дозоре и засекаешь даже самые малые проявления этих состояний.
Оказывается, что иногда достаточно просто осознать, что сейчас это уже беспокойство и оно уже не имеет над тобой никакой власти. Ведь нами рулит всё неосознанное. А всем осознанным рулим уже мы!
Небеспокоящие эмоции
Ни в санскрите, ни в тибетском нет слова «эмоция». В этих языках говорится о различных умственных факторах, из которых состоит каждый момент нашего потока ума. Умственные факторы подразделяются на беспокоящие и «небеспокоящие», а также на созидательные и разрушительные. Причём эмоции, которые включает в себя каждая из этих пар, не полностью совпадают друг с другом. Кроме того, некоторые умственные факторы не относятся ни к одной из этих категорий. Таким образом, то, что мы называем на Западе эмоциями, разделяется на беспокоящие и небеспокоящие эмоции. В буддизме мы вовсе не стремимся избавиться от всех эмоций - только от беспокоящих. Здесь два этапа: на первом мы добиваемся того, чтобы беспокоящие эмоции перестали нами управлять, а на втором - того, чтобы они вообще не появлялись.
Какие эмоции относятся к небеспокоящим? Можно предположить, что это любовь, сострадание, терпение. Однако если проанализировать эти слова в наших европейских языках, мы увидим, что у каждой из этих эмоций есть беспокоящая и небеспокоящая разновидность. Поэтому важно быть внимательными. Если под любовью мы понимаем чувство: «Я так сильно тебя люблю, я нуждаюсь в тебе, никогда не оставляй меня!» - такая любовь на самом деле является довольно беспокоящим состоянием ума. Ведь если другой человек не отвечает на наше чувство или не нуждается в нас, мы сильно расстраиваемся, злимся и внезапно наша эмоция меняется: «Я больше тебя не люблю».
Таким образом, если проанализировать то или иное состояние ума, возможно, мы назовём его эмоцией, например «любовью», но на самом деле оно состоит из множества умственных факторов. Мы не испытываем одну эмоцию, саму по себе. Все эмоциональные состояния включают множество составляющих. Любовь, при которой мы чувствуем: «Я люблю тебя и не могу без тебя жить» - это, очевидно, разновидность зависимости, и она довольно беспокоящая. Но есть и небеспокоящая разновидность любви - желание, чтобы другой человек был счастлив и обладал причинами счастья, независимо от того, что он делает. Мы ничего не ожидаем взамен.
Например, любовь к своим детям может быть небеспокоящей: нам ничего не нужно от них взамен. Это не всегда так, но обычно мы любим своего ребёнка, что бы он ни делал. Мы хотим, чтобы он был счастлив. Но, опять же, часто к этому примешивается другое беспокоящее состояние ума, когда мы хотим сами сделать наших детей счастливыми. Мы чувствуем себя очень плохо, если пытаемся порадовать своих детей, например берём их в кукольный театр, а им это не нравится: они бы предпочли поиграть на компьютере. Мы расстраиваемся, потому что хотели стать причиной счастья наших детей, а ей стала компьютерная игра. Тем не менее, мы называем это чувство любовью: «Я хочу, чтобы ты был счастлив и постараюсь сделать тебя счастливым, но я хочу быть самым важным человеком в твоей жизни».
Основной смысл этого подробного объяснения в том, что нам нужно очень внимательно наблюдать за своими эмоциональными состояниями, не останавливаясь на уровне слов, которыми мы называем различные эмоции. Нужно исследовать, какие аспекты наших состояний ума нас тревожат, лишают умственного спокойствия, ясности, самообладания. Вот над чем нужно работать.