Оригинал взят у
aldanov в
Персидское влияние на музыкальную украинскую культуру.Продолжая коллекционирование примеров влияния соседей на Русь/Россию и набрав уже 250 таких эпизодов для периода с 9 по 17 вв (вскоре я эту базу данных представлю вместе с очерком на тему истории русской учебы у соседей), я пока оставляю в стороне примеры влияния Запада на народ и культуру будущих Украины и Белоруссии для времени после монгольского нашествия.
Хотя этот сегмент достаточно интересен, потому что он демонстрирует несколько иные формы влияния - западные, византийские, восточные. Правда, западные влияния опосредуются Польшей и Литвой, в чем есть некоторая специфика. Интересно будет во всем этом разбираться - со временем.
А вот пример восточного влияния на украинскую культуру.
Ю. Арбатский:
«Персидские элементы, до сих пор обнаруживаемые в народных музыкальных культурах Украины, при сопоставлении их с трудами музыкальных теоретиков ближнего Востока, относящихся к периоду как предшествовавшему завоеванию Руси татарами, так и позднейшему, могли бы быть объяснены именно влияниями этого времени. Особенно интересно присутствие «вводного тона» в украинском народном многоголосьи, о чем писалось достаточно, и в наличии которого украинские ученые видели непреложное доказательство влияния Запада. Они тем самым старались доказать разницу происхождения народных музыкальных культур великороссов и малороссов.
Сравнивая функции вводного тона Запада с «вводным тоном» украинских народных музыкальных культур, невозможно не отметить сразу же бросающегося в глаза факта, что они не тождественны и даже не схожи. Первый - непременный фактор функциональной гармонии Запада, второй есть атрибут расцвечивания, свойственного персидской музыке, фактор эпического возбуждения, экстаза. Уже Сокальский отмечает наличие украинского «вводного тона» в народных культурах ХIV-ХV веков, и таким образом утверждение украинских ученых об его западном происхождении, лишается исторического основания. Вводный тон получил права гражданства в западной Европе значительно позже. Происхождение элементов Востока в народных музыкальных культурах Украины, а также и у казаков до сих пор не выяснено, а манера ученых, касавшихся этой проблемы, создает впечатление, что они были бы склонны вообще умолчать об этом в силу предрассудков «господства низшей расы и культуры» и «эпохи упадка и всеобщего угнетения».