Оригинал взят у
aldanov в
Античное материнство.Как в Древней Греции и Риме рожали, кормили, как любили своих детей?
Вот изображение родов в Древней Греции:
Около 320 г, барельеф найден на пограничной территории между Аттикой и Беотией, Афины, Национальный музей
Из гинекологического пособия врача Сорана Эфесского, жившего в 1- 2 в.
К родам следует готовиться заранее. Во время работы акушерке необходимы:оливковое масло (чистое, не использовавшееся для приготовления пищи); теплая вода; теплые припарки (притирания для тела); мягкие морские губки, вата (шерсть?), бинты, подушки, ароматические средства, акушерский стул (принадлежит акушерке - она всякий раз приносит его с собой на роды); две кровати (жесткая для использования во время родов и мягкая для отдыха родильницы после родов), надлежащее помещение. Масло необходимо для смазки, теплая вода для очистки, теплые припарки для облегчения боли, морские губки для освежения, вата по необходимости, бинты для пеленания ребенка, подушка, чтобы на нее мог быть помещен новорожденный рядом с матерью, ароматические средства (болотная мята, грязи, ячменные зерна, яблоки, айва, если позволяет сезон, еще лимоны, дыни, огурцы) для приведения в чувство роженицы при потере сознания.
Хорошая акушерка - женщина образованная, начитанная (очень желательно ее знакомство с моим трактатом «Гинекология»), разумная, обладающая хорошей памятью, любящая свою работу, пользующаяся всеобщим уважением. Кроме того, у нее не должно быть серьезных изъянов в здоровье, а также дефектов зрения, слуха и обоняния. Некоторые к тому же обращают внимание на ее пальцы: хорошо, если они сильные и тонкие, с коротко подстриженными ногтями. Вовсе не обязательно, чтобы у самой акушерки были дети, - куда важнее, чтобы она была доброжелательной и уверенной в своих силах.
Каменный рельеф из Sacra Isola Dell, Остия, 1 век н.э.
Этот резной рельеф из слоновой кости прикреплялся к папирусу. Находка из Помпей, Национальный музей, Неаполь.
Итак, женщина рожает в позе сидя, сзади ее поддерживает одна акушерка, а вторая склонилась к коленям с губкой в руках.
Акушерка принимает ребенка. Wellcome Library, London
Купание ребенка - первое происходило после родов, вероятно.
Сценка купания с с младенческого саркофага, 2 век н.э, Агригенто, исторический музей..
Сцена, по всей видимости, сразу после родов: мать сидит, акушерка держит младенца, рядом стоят служанки. Аналогична сценка и на следующем барельефе:
Рим, около 160-180 г. Музей Лос-Анжелеса.
Древнегреческий отец танцевал по дому нагим, с ребенком на руках, совершая ритуальный танец. По по случаю рождения родственники и друзья делали подарки. На ворота дома вывешивался венок - из оливы, если рождался мальчик, и из шерсти, если девочка.
Кормление младенца.
Барельеф имперского периода Рима, Музей Ватикана.
Мать кормит ребенка - саркофаг Марка Корнелия Статия, Лувр.
Что касается отношения к рождению ребенка в Риме, достаточно сказать, что требовался огромный комплекс ритуалов, обращения к различным божествам, чтобы они сохранили мать и дитя, дали ребенку физическое и ментальное здоровье. Перечислим богов:
Витумн - дарует ребенку жизнь, Партула определяет продолжительность беременности, присутствует при первых родовых болях, Луцина заведует самим рождением, Диспитер дарует ребенку свет, Сентин - чувства. Ватикан или Вагитан открывает рот и производит первый крик новорожденного. Левана поднимает его с земли и представляет отцу, который признает его своим. Кинина охраняет колыбель. Румына приучает его сосать грудь, которую древние называли Ruma.. Нундина - богиня девятого дня - напоминает, что через девять дней после рождения мальчик, очистившись, получив имя и амулеты, которые должны оберегать его от дурного глаза, действительно вступает в жизнь; рядом с ней гении, маны и феи сулят ему счастливую судьбу.
"Ребенок растет. Иногда кажется, что боги меньше занимаются им, предоставляют его исключительно на попечение кормилицы, но вот его отняли от груди - сразу же появляются новые божества, которые окружают ребенка: Эдука и Потина учат его есть и пить; Куба следует за ним, когда он переходит из колыбели на кровать, Оссипага укрепляет его кости, Карна - мускулы. Ему нечего бояться упасть, когда он станет ходить: Статин, Статилин и Статина помогут ему держаться на ногах; Абеона и Адеона научат его идти вперед и возвращаться назад; Итердука и Домидука - ходить вне дома.
Вместе с тем развивается и душа ребенка, и тоже при помощи разных божеств: Фарин раскрывает уста и помогаёт испускатьпервые звуки; Фабул ин учит словам; Локуций - целым предложениям. Вслед затем появляются у ребенка разум, воля и чувства: разум вместе с Мене, богиней ума и в особенности здравого смысла, вместе с Катием - богом смешливости, Консом - богом мудрых решений, Сенцией - богиней мудрых советов. Воля образуется при помощи Волумна, Волумны или Волеты, которые, по-видимому, играют ту же роль, что и божества, способствующие принятию решений. Стимула возбуждает и увлекает; Пета заведует первым внешним проявлением воли; Агоний, Агенория, Перагенор приводят в исполнение задуманное действие; Стрения возбуждает мужество, необходимое для преодоления препятствий; Полленция и Валенция помогают продолжить начатое дело; Престана или Престиция - закончить его. Чувства рождаются при помощи Любии или Любентины и Либурна - божеств удовлетворения и Волупии - богини наслаждения. Клоасина была, вероятно, божеством грубых страстей; Венилия - богиней надежд, которые осуществляются, а Павенция - богиней смущения и страхов.
Особые божества заканчивают нравственное и телесное развитие ребенка, превращая его из подростка в юношу: Нумерия учит его считать; Камена - петь; Минерва заканчивает дело богини Мене, укрепляя его память; Ювентас - юность и «Бородатая фортуна» - оживляют тело юноши, вступающего в зрелый возраст".
http://www.designw.ru/relrjtcndf.html Между прочим, это внимание ко всем частям и деталям жизни ребенка и есть любовь к нему.
Уже дописывая этот текст, наткнулся на замечательное сообщение Маринни на тему родов
http://marinni.livejournal.com/617965.html