Sep 04, 2012 11:06
Оккупай в действии.
Еще раз о Pussy Riot и о духовной революции в России
17 августа, в день оглашения приговора участницам группы Pussy Riot ненадолго приостановил работу протестный лагерь #ОккупайСуд, чья деятельность вплотную связана с этой группой. Сейчас мои коллеги и единомышленники вплотную занимаются узниками Болотной площади, но тот трехмесячный период нашего общего «стояния» у трех судов города Москвы в целом подошел к концу.
С 17 августа прошло еще очень немного времени, но иной раз почти физически ощущаешь, как сделанное всеми нами становится историей. Та работа, которую «оккупаевцы» провели за три месяца, должна быть сохранена для потомства. Это уже очевидно. И сейчас моя задача - рассказать о нашем оккупае, поскольку потом всё это будет искажено и переврано, а многие люди, не имевшие к нам никакого отношения, захотят присвоить себе наш труд. К тому же пока про #ОккупайСуд знают очень немногие - не только в России, но внутри самого московского протеста 2012 года. В силу всех этих причин, отложив в шкаф туристические пенки и спальные мешки, я сажусь за стол и начинаю записывать то, чему был очевидцем и в чем принимал посильное участие.
Лагерь #ОккупайСуд открылся 11 мая, буквально на следующий день после начала бдений у памятника Абаю на Чистых прудах. Инициатором его открытия был журналист-стример Кирилл Михайлов, известный в узких кругах как Regaemortis. Поскольку дело Pussy Riot уже тогда будоражило общественность, то некоторые белоленточники эту идею горячо поддержали. Я могу ошибаться в некоторых деталях, поскольку включился в работу #ОккупайСуд лишь в конце мая, но мне кажется, что безусловным вдохновителем нашего первоначального «стояния» у стен Мосгорсуда также была гражданская активистка Татьяна Болотина.
С самого начала составилось некоторое ядро оккупая - небольшая группа людей, далеко не во всем поддерживающих Pussy Riot, но сочувствовавших их несправедливому аресту. Это были активисты Илья Морозов, Татьяна Болотина, Николай Птицын, Надежда Посыпанова, Анна Домбровская, Аркадий Аленичев, Александр Фокин и Дмитрий Куминов… Боюсь, что указываю далеко не всех и потому прошу людей, обойденных моим вниманием, не обижаться за то, что не внес их в анналы. Я сам прибился к #ОккупайСуд вполне случайно и долгое время состоял в нем лишь на правах гостя. Нас было тогда очень немного, но ведь повышенного внимания общества к делу Pussy Riot вообще не могло бы появиться без одного-единственного одиночного пикета всё у того же Мосгорсуда. «Автобусная выставка» и апрельский Таганский фестиваль начнутся потом, а начинать надо всегда с малого. Это аксиома, очевидная почему-то далеко не каждому.
Все мы испытали на себе, каково это - агитировать за немедленное освобождение девушек среди озлобленных, к тому же распропагандированных телевидением людей. Чего только про нас не говорили! Нас упрекали, мягко скажем, в гомосексуализме - вот уж чего мы точно не практиковали - а также едва ли не в общении с потусторонними силами. Это, наоборот, даже несколько возвышало. Когда тебя зовут чернокнижником (назад в средневековье, не так ли?), подобные обвинения, как правило, льстят и ты чувствуешь себя почти доктором Фаустом.
Движение «оккупай» в России очень молодо, ему пока нет и года. Но самыми долгоиграющими оказались на первых порах именно мы плюс еще ассамблея #Исаакий в Санкт-Петербурге. Это при том, что всех оккупаев, больших и малых, на обе столицы накопилось не меньше двенадцати штук - а сколько их еще будет впереди! Надо задуматься о причинах, благодаря которым мы так долго продержались. Я считаю, что в основе любого коллективного проекта должна лежать не только материальная подоплека - хотя без нее тоже никуда. Участников одного общего дела должна скреплять некая сверхидея, пусть даже утопичная, наивная, подростковая или донкихотовская. Если многие питерские оккупаевцы были в недалеком прошлом ролевиками и основывали свой политический протест на философии Толкиена, то среди нас носилась некая, может быть, не вполне даже и оформленная религиозно-мистическая идея.
Это вообще было довольно далеко от идеологических установок группы Pussy Riot с их призывами к тотальной толерантности и признаниями прав секс-меньшинств. Если феминизм тут и был задействован, но несколько в ином ключе. Слова из панк-молебна «Богородице, Дево, стань феминисткой!» трактовались большинством из нас не в русле западных требований борьбы за равноправие полов, а скорее в духе идей Владимира Соловьева и символистов Серебряного века. Сквозь призму нынешних актуальных политических лозунгов вырисовывалось лицо Вечной Женственности, о которой в первый месяц #ОккупайСуда мы могли рассуждать до бесконечности. Разговоры о Богородице, Жанне д’Арк, женском мистическом начале, Непорочном Зачатии и т.п. доставляли нам несказанное удовольствие. Первым эту идею стал развивать в беседах Илья Морозов, а до формата лекций ее развил такой интересный мыслитель как Артур Аристокисян, частый гость и участник некоторых «стояний».
Это был довольно неожиданный поворот темы, заставивший многих из нас двигаться и развиваться дальше уже в русле общефилософских и религиозных исканий. Лично я через Pussy Riot пришел к пониманию толстовства, к которому испытывал склонность еще с детских лет, но истинную глубину этого учения постигаю только теперь. Итогом моего духовного перерождения для меня стало личное участие в коллективной акции «Блаженны милостивые» у Храма Христа Спасителя, разумеется, по формату весьма далекой от панк-молебна 21 февраля.
Но это было потом, а тогда ночевки на Мосгорсуде с их роскошными мистическими беседами сопровождались постоянными провокациями со стороны подговоренной милицией шпаны, арестами и сверхъестественными по скорости судами над активистами с последующей отсидкой в Симферопольском спецприемнике. Приходилось довольно туго, но я успевал в это время делать свою самиздатовскую протестную газету с очень маленьким тиражом. Тогда я вообще работал гораздо больше, чем работаю сейчас, но при этом вспоминаю июнь 2012 года как самое счастливое время в своей жизни.
Когда слушания по делу Pussy Riot были перенесены в Таганский суд, мы перебазировались и стали действовать несколько даже наглее. Ночевали обычно на скамейке у стен суда, горячо спорили с судебными приставами, гоняли окрестных наркоманов, а дни проводили в маленьком детском парке отдыха неподалеку. Эти круглосуточные бдения были крайне изнурительны, но тогда сама собой создалась система ночных и дневных смен, благодаря которой нам стало удобнее распределять время. Вообще, теория «оккупаевских» действий постигалась многими из нас на практике, путем набивания шишек.
Творческими удачами стали Второй и Третий Таганский фестивали во время открытых судебных слушаний. Напомню, что Первый Таганский проходил в апреле без нашего участия и прославился выступлением рок-группы «Аркадий Коц» и легендарным «винтажем» (задержанием и отправлением в автозак) Кирилла Медведева. Но летние фестивали по размаху оказались даже круче. Всех творческих находок и всего креатива, который у нас там был, перечислить невозможно. На достаточно беззубую поправку к Федеральному Закону «О митингах», принятую тогда Госдумой («участники массовых акций не вправе надевать маски и предметы, скрывающие лица»), мы откликнулись веселой хохмой - нанесением «легальных» овощных масок на лица, после чего дежурившие омоновцы начали целенаправленно «винтить» всех, кто данную маску себе на лицо нанес. В те роковые минуты я вел себя самым вызывающим образом, но мне капитально повезло по одной простой причине: маску я на своем лице не нарисовал, ибо вечером мне предстояло поэтическое выступление в одном из клубов и не хотелось ехать неопрятным. А вот на Третьем фестивале (4 июля) меня «свинтили» самым первым из всех остальных, и я ставлю себе это в заслугу.
Именно Третий (т.н. Винтажный) был отмечен дичайшим разгулом креатива. Самым ярким и запоминающимся шоу была, конечно, акция с железной клеткой, куда засунули себя Дмитрий Куминов, Роман Зайцев и Роман Штурм. Все, даже самые случайные зеваки назвали этих ребят героями и моментально начали симпатизировать белоленточному движению. Когда толпа сбежалась и окружила клетку, мешая матерящимся омоновцам отцепить ее от загородки, я задудел в футбольную фановскую трубу вувузеллу (кстати, запрещенную во многих странах). По мощности не помню ничего подобного в жизни. Это был страшный рев, поражавший всё живое в радиусе трех метров. Естественно, ОМОН не обделил своим вниманием такого наглого трубача, как я, и забрал меня в автозак в первую очередь. Зато потом, оказавшись на свободе через пять часов, я это дело шумно отпраздновал в компании друзей в одном из уютных кафе, а потом перешел вместе со всеми на лоно природы, где мы хорошо выпили и закусили. День 4 июля удался во всех отношениях.
Перехожу к последнему периоду работы #ОккупайСуд, уже в окрестностях Хамовнического суда, где шел окончательный процесс по делу Pussy Riot и где всем уже было ясно, что девушкам, бросившим вызов «великому и ужасному» Путину, грозит реальный, а не условный тюремный срок. Один из самых молодых участников нашего оккупая Максим Лукьянов высчитал и спрогнозировал конкретную цифру - по два года для каждой из девушек. В начале оккупая все мы надеялись, что своими действиями добьемся их освобождения. Вышло по-другому, но наши руки теперь не опускались от отчаяния. Видя такую массовую поддержку и такую любовь москвичей к Надежде Толоконниковой, Катюше Самуцевич и Маше Алехиной, мы понимали, что наш скромный и незаметный труд оказался не напрасен и что мы всё же внесли достаточно хорошую лепту. Это была победа всей думающей России над тьмой, невежеством, насилием, мракобесием и всем тем, с чем в последнее время стала ассоциироваться у большинства наша власть. Президент Путин и патриарх Кирилл (Гундяев) могут завидовать этим трем слабым и беззащитным девушкам, ибо они вызвали такую горячую любовь к себе и такое желание служить им, которых у наших церковных и правительственных лидеров нет и никогда не будет. Любовь не покупается за деньги, не свозится на митинги автобусами, не набирается из спартаковских фанатов, как набираются (по нашим сведениям) некоторые отряды черносотенных активистов. Эта любовь искренна и не требует взаимности. Лично я ни с кем из девушек не встречался и, может быть, никогда не встречусь. Наверное, никто из них обо мне так и не узнает. Но я глубоко благодарен им за этот жертвенный поступок, за эту простоту и смелость, с которой они смогли сказать: «БОГОРОДИЦА, ПУТИНА ПРОГОНИ».
Так думал не только я один. Так думало уже большинство. В самый разгар этих абсурдных судебных прений, когда многим уже стала очевидной притянутая за уши позиция обвинения, четверо участников #ОккупайСуд, Аркадий Аленичев, Юрий Емельянов, Григорий Саксонов и Максим Виннярский устроили перфоманс, по дерзости равный акции в ХХС. На глазах у дежурившей полиции трое из них залезли по строительным лесам на козырек детской библиотеки напротив, надели балаклавы, зажгли файер и запели песню «Аркадия Коца» «Стены» («Давай разрушим эту тюрьму…»). Юра Емельянов, самый бешеный из всей четверки, так и не успел залезть на козырек, его задержала и первого доставила в автобус полиция. Четверка получила и честно отсидела положенные тюремные сроки в Симферопольском спецприемнике. Я во время акции работал, писал журналистские тексты и параллельно следил за твиттер-трансляцией из стен Хамовнического суда. Узнав о «выходке на козырьке», жутко обзавидовался. Потому что понимал: если бы мне повезло находиться там, то на козырек я бы полез обязательно. Кстати, это попытался сделать Дима Куминов, которого полицейские буквально стащили за штанину с лесов. Надо сказать, трехмесячное участие в нашем маленьком оккупае делает человека храбрым до отчаянности. Ты с удивлением обнаруживаешь в себе такие черты характера, которых раньше не замечал - не только мужество, но и желание бескорыстно помогать другу, забывать мелкие обиды и вообще вести себя лучше, чем ты вел до этого. Протест очищает. Если хотите стать добрее и свободнее, занимайтесь им.
Ну, я потом как-то сумел компенсировать свое отсутствие на козырьке, когда 15 августа на крыльце Храма Христа Спасителя мы, нацепив балаклавы, взяли в руки по букве и выложили большую красивую надпись «БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ». Но я несказанно удивился, когда на слова Нагорной проповеди нашего Господа Бога слетелись церковные охранники. Я очень удивлялся, когда они били и заломили руку Алексею Шереметьеву только за то, что парень попробовал обороняться от их бешеного натиска. Еще более мне непонятны действия этих людей без бэйджиков, вполне в штатской одежде, но с рациями в карманах, когда они пнули ногой фотографа «Новой газеты», снимавшего нашу акцию, и испортили ему камеру. Всё же самое странное не это, а слова простых обывателей, видевших весь этот ужас, а потом говоривших, дескать, какие-то странные ребята в масках выложили сатанинское заклинание, типа «Астарот, Азазель, Бафомет и т.п.». Это сказали люди, искренне считающие себя верующими, но при этом, очевидно, не читавшие Евангелия. Напомню им место, где это написано: Матфей, 5; 7-8. Пусть заглянут, прочтут и удивятся, ибо «сатанинское заклинание» произносил - странное дело! - наш Господь Бог. И вот как эти слова звучат полностью: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут».
Блаженны-то они, конечно, блаженны, это само собой, но и отвратительный поступок охраны не надо спускать на тормозах. В настоящее время мы намерены составить судебный иск на превышение полномочий охранников, которые должны были всего-навсего попросить нас разойтись, а не кидаться, как звери, на евангельский текст, который мы (признаю это!) несколько необычным способом им напомнили.
Православный фундаментализм, который сейчас со всей очевидностью насаждается путинским режимом в России, не имеет ничего общего ни с истинным христианством, ни с религиозностью как таковой. Недавно я беседовал с одним из «ветеранов» нашего оккупая Романом Зайцевым. Он бывший священник, и некоторые вещи ему гораздо понятнее, чем мне, человеку вполне светскому. Роман считает, что объявлять Владимира Путина чуть ли не божественным помазанником на президентство, как это делает сейчас патриарх Кирилл (Гундяев), есть абсолютно антихристианский ход, свидетельствующий о том, что душами этих людей владеет уже не Бог, но Сатана. Хотя, по словам апостола Павла, и «несть власти не от Бога», но ставить президента на место Господа, возвеличивать его, петь ему осанну в храмах, призывать верующих голосовать за него, - это подмена понятий и, по сущности вещей, сатанизм, когда, по словам Христа, «придут лжепророки и будут свидетельствовать от имени Моего».
Но в таких печальных размышлениях мы, конечно же, отвлеклись от нашей основной темы - от рассказа об оккупае. Но тут стоит уже и закончить, потому что всё когда-нибудь приходит к закономерному финалу. Вчера мы шумно отпраздновавли день рождения двух наших друзей, Аркадия Аленичева и Саши Фокина в кафе «Завтра». Говорили пафосные речи, поздравляли, беседовали с новыми активистами и чувствовали, что жизнь продолжается. Несмотря ни на что. Девушек всё же посадили, и они, самые лучшие, светлые душами и свободные, сидят теперь за весь наш бедный и обездоленный русский народ. А мы, оккупаевцы, все пока еще на свободе и тюрьмы не заслужили. Видимо, еще не доросли. Но будьте уверены: мы постараемся.
23 августа 2012 года
Алексей Михеев
статья,
Михеев,
#оккупайсуд