О новом министре иностранных дел Украины

Jun 20, 2014 13:06

Оригинал взят у kostyad в О новом министре иностранных дел Украины
Оригинал взят у dipkor в О новом министре иностранных дел Украины
Вчера Верховная Рада Украины большинством голосов одобрила предложенную Петром Порошенко кандидатуру Павла Климкина (послужной список) на пост министра иностранных дел Украины.
Как представляется, это очередной сильный ход нового украинского президента и его формирующейся команды.
"Назначение Климкина приведет к разрыву шаблона у многих российских политиков, политологов, журналистов и пропагандистов", - так охарактеризовал данное изменение в правительстве Украины Павел Шеремет в своем интервью телеканалу ДО///ДЬ накануне события.
"Мало того, что он родился в России - в Курске - и закончил в Москве физтех, он является, по сути, одним из авторов договора об ассоциации Украины и ЕС ... Поэтому мы имеем теперь или будем иметь министром иностранных дел Украины русского по национальности, воспитанника физтеха, абсолютного евроинтегратора и патриота Украины. Это трудно ввести в эти жесткие рамки российской пропаганды последних месяцев", - пояснил он свое предположение.

Дополню от себя: Климкин никогда не занимался предпринимательской и коммерческой деятельностью (декларация о его доходах), следовательно, он неуязвим и с этих позиций.

Сегодня ночью мне не в личку сбросили интересный материал с рассуждениями Татьяны Силиной (ZN,UA) на затронутую тему. Изложен он в весьма восторженных тонах, но мы подобное поведение женщинам прощаем с превеликим удовольствием :)), тем более, что сказанное журналисткой полностью коррелируется с мыслями моих киевских друзей, как русских, так и украинцев, с которыми я не прерываю контакты.
Озаглавлен материал так: "МИД: Климат Климкина".
Воспроизвожу его без всяких купюр:

Ожидания от назначения министром иностранных дел Павла Климкина весьма велики. Это вдохновляет, но и ко многому обязывает. Хотя, возможно, эти ожидания и завышены.

Могу ошибаться, но, кажется, еще никогда МИД не встречал назначения своего нового главы с такими чувствами - радости и надежды.

Это весьма необычно для чиновничьей среды вообще, а для дипломатической в особенности - не сказать кривого слова о коллеге, получившем повышение (да еще такое!) Но вот в адрес Павла Климкина не было произнесено ни одного плохого, ехидного или недоброжелательного замечания (во всяком случае, в многочисленных и вполне доверительных беседах ZN.UA с сослуживцами Павла Анатольевича).

"Это наиболее удачный выбор", - мнение одного из "зубров" дипслужбы, который, по убеждению многих, и сам был бы весьма "удачным выбором". "Это мечта МИДа", - определение представителя молодого и продвинутого поколения украинских дипломатов.

Аргументация, почему Климкин - "лучшее решение", у всех примерно одинаковая. Профессионал. Видит не только то, что под ногами, а мыслит стратегически. Системен во всем. Высокообразован. В работе, скорее, технократ. В отношении к жизни, пожалуй, буддист. Четко мыслит и четко излагает. Убедительно аргументирует свою позицию. Не боится и не бежит от сложных вопросов. Хорошо знает дипломатический процесс. Отлично ведет переговоры. Сдержан, терпелив, обладает железными нервами. Способен долго и тяжело работать. Эффективен. Умеет организовать работу других. При этом вызывает не только уважение, но и симпатию коллектива.

Поскольку демократичен - незаносчив и внимателен к окружающим. Но и панибратства не допускает. Повидавшие на своем веку немало руководителей дипломаты не слышали от него не только матерных, но и просто грубых слов или повышенного тона. "Я - начальник, ты - дурак", - абсолютно чуждый ему стиль управления. Умеет не только говорить и отдавать распоряжения, но и слушать. Еще одно редкое качество - любит умных и сильных женщин. "Никогда не был замечен ни в каких "шкурняках", "договорняках" и прочих коррупционных моментах". Как и в интриганстве. Особое уважение и признательность коллег, привыкших неделями, а то и месяцами обивать порог и дожидаться начальственной подписи под необходимым документом, заслужил еще и тем, что в бытность замминистра - руководителем аппарата министерства не уходил с работы, пока не подпишет последнюю бумагу.

Просьба назвать недостатки нового министра, чтобы его портрет получился все-таки без ангельских крыльев за спиной, как правило, вызывала у наших собеседников затруднения. Поразмыслив, кто-то вспоминал, что тот "с тяжелым сердцем реагировал на критику, в том числе обоснованную" или "недостаточно публичен как для министра". Некоторые указывали на то, что во время Майдана Климкин не продемонстрировал своего отношения к нему, не делал заявлений, обличающих власть, не подписывал никаких писем и обращений дипломатов. Однако тут же сами напоминали, что ни один из украинских послов публично не выступил в поддержку Майдана, и задавались риторическим вопросом: "Где посол Климкин был бы полезнее Украине - в отставке на Майдане или же в одной из ключевых столиц Европы?" К слову, напомним, что в ноябре прошлого года, после злосчастного постановления азаровского Кабмина, посол Климкин в эфире немецкой радиостанции RBB выразил разочарование решением властей Украины "приостановить" евроинтеграцию. Это было в то самое воскресенье, когда накануне Вильнюсского саммита в Киеве впервые собралось многотысячное Вече…

Что еще из недостатков? Некоторые считают, что в нынешней ситуации "дипслужбой, как и всеми силовыми ведомствами, должны руководить ястребы, а Климкин излишне осторожен для этой функции". Да, он не ястреб. И не цербер. "Грищенко всегда говорил, что он слишком мягок даже для должности замминистра, что его любит коллектив, а министру на этом месте нужен был цербер". Кстати, путевку в дипломатию, как рассказывают, Климкину дал именно Константин Грищенко.

В МИДе не любят "чужаков", людей со стороны. Даже если те близки по убеждениям и приходят с миром и желанием "возродить министерство". В ведомстве с одной из наиболее жестких иерархических структур с пристрастием оценивают пройденный по служебной лестнице путь каждого. П.Климкин прошел его от атташе до министра. Но в МИД в 1993 г. попал не из МГИМО или КИМО. Украинская дипслужба тогда еще только формировалась, специалистов с нужным образованием и опытом катастрофически не хватало, вот и заимствовали кадры у "смежников", в случае П.Климкина… у Института электросварки им.Патона. Украина тогда активно занималась вопросами разоружения, МИДу были необходимы люди и с техническим образованием. П.Климкин - выпускник факультета аэрофизики и космических исследований престижного Московского физико-технического института. Можете поверить человеку, также имеющему техническое образование: МФТИ - это круто. В МГИМО попадали люди в основном с хорошими связями, а вот в МФТИ - с очень хорошими мозгами.

Можно по-разному относиться к К.Грищенко, но мозги он всегда ценил, а молодежь любил и некоторым давал шанс развиваться и продвигаться. Тем более что в те времена он сам еще не сильно заматерел - возглавлял управление контроля над вооружениями и разоружения МИД. Так молодой специалист Павел Климкин под крылом К.Грищенко из научного сотрудника в системе НАН превратился в атташе в системе МИД. Ну а дальше - step by step, не торопясь, по лестнице, ведущей вверх.

Работал в департаментах экономического сотрудничества и европейской интеграции, первое место службы за границей (еще третьим секретарем) - Германия, во вторую длительную командировку поехал уже советником-посланником - в Лондон. Возглавлял департамент Европейского Союза, затем стал замминистра и руководителем аппарата МИД. Вел переговоры с Евросоюзом по Соглашению об ассоциации. В Германию "отпустили" только после парафирования этого сложнейшего документа.

Работа послом пришлась на весьма и весьма непростое время - "посадка" Тимошенко, резкая реакция на нее Запада и Берлина в частности, "заморозки" в отношениях с ЕС, "оттепель" и ухабистый путь к Вильнюсу, пролегающий через Берлин, опять же с Тимошенко на устах европейских партнеров. К чести Павла Анатольевича, коллеги отмечают, что он не боялся информировать руководство об истинном положении дел. В отличие от некоторых послов, да и последних глав МИД, старавшихся смягчить или приукрасить реальную картину (особенно касательно международной реакции в "вопросе Тимошенко") в глазах Януковича. Климкин всегда считал такую тактику неправильной и даже вредной для государства. И был прав. Остается надеяться, что П.Климкин и на посту министра останется верен собственным принципам и не станет скрывать от президента даже самые плохие для него и для страны новости.

До назначения министром вряд ли кто-то мог назвать П.Климкина "человеком Порошенко" или вообще "чьим-то". В отличие, скажем, от посла Украины при ЕС К.Елисеева, которому приписывали "доверительные отношения" то с Клюевым, то с Левочкиным, то с Яценюком, да и с Петром Алексеевичем Константин Петрович общался достаточно много, особенно в последние месяцы. К слову, возглавляя МИД, "пришлый" Порошенко в основном опирался на трех китов-старожилов - первого зама В.Хандогия, замминистра К.Елисеева и директора департамента секретариата министра Ю.Онищенко (а вот Климкин с ним пересекался тогда отнюдь не часто). Именно Елисеева называли одним из основных претендентов на кресло министра иностранных дел после победы Порошенко, тем более что талантливый и успешный дипломат давно и небезосновательно мечтал об этом кресле. И год назад, еще при Януковиче, многие были уверены, что в случае успеха в Вильнюсе быть Константину Петровичу следующим главой МИД - ярким и достаточно своевольным после бесцветного и послушного Кожары. Нам доподлинно неизвестно, что стало определяющим в решении П.Порошенко отвергнуть эту кандидатуру, но, возможно, ярлык "слуги режима Януковича", приклеенный к Елисееву после его назначения уполномоченным "по всем международным вопросам" в АП и готовности перейти туда на постоянную работу после завершения миссии в Брюсселе, стал одним из пунктов в графе "против" расчерченного пополам листа. Да и в МИДе излишне резкого и жесткого Елисеева очень уж многие не любят, о чем Порошенко был информирован.

"Технократ" же Климкин в каких-либо "порочащих политических связях" не замечен. Коллектив его любит и уважает. Для широкой публики он - новое и достаточно молодое и симпатичное лицо. Для Запада - очень европейское (поговаривают, что Берлин замолвил словечко за так полюбившегося ему украинского посла). Для Москвы - не вызывающее идиосинкразии (во всяком случае, пока), тем более что место рождения нового украинского министра иностранных дел - г.Курск, место учебы - Московский физтех, и флеш-мобы он под российским посольством, даю голову на отсечение, устраивать не будет.

Вполне вероятно, что при назначении Климкина сыграло мнение и Валерия Чалого, которого до недавних пор называли наиболее вероятной кандидатурой на пост министра. В свое время Порошенко, возглавив МИД, пригласил В.Чалого, замгендиректора Центра Разумкова по международным вопросам, на должность замминистра. С Михайловской В.Чалый ушел "по политическим причинам", публично не согласившись с введением режимом Януковича внеблокового статуса Украины. Майдан прошел от начала и до конца. Возможно, широкой публике не известен тот факт, что Валерий Чалый был одним из всего лишь двух непоколебимых членов Совета Майдана, наотрез отказавшихся одобрить подписание "тройкой лидеров" позорного меморандума с Януковичем 21 февраля. Отказавшихся, несмотря на жесткий прессинг, подчас граничащий с истерикой, трех европейских министров. Пройдя с Порошенко всю предвыборную кампанию в качестве советника по международным делам, В.Чалый вполне реально мог рассчитывать на кресло министра иностранных дел. Но кто остался бы "в лавке" с Порошенко? "По обоюдному решению" Петр Алексеевич оставил Валерия Алексеевича при себе курировать внешнеполитическое направление на должности замглавы АП.

Сразу пресечем вероятные слухи о возможной конкуренции между двумя дипломатами - В.Чалым и первым помощником президента Ю.Онищенко. У них разные "огороды" и задачи: у Чалого - политические, у Онищенко - организационные. По определению коллег, "бюрократ в хорошем смысле этого слова" и "труженик" Ю.Онищенко призван организовать, упорядочить и изо всех сил стараться "не выпускать" из графика президента, склонность которого заниматься всем и сразу, причем самому, хорошо известна.

Но более важно в нынешних тяжелых для страны внешних обстоятельствах отсутствие конкуренции и конфликтности по линии МИД - АП. Сегодня им необходимо работать как никогда в унисон, а механизм их взаимодействия должен быть отлажен, как швейцарские часы. Думается, что кандидатура Климкина была одобрена с учетом и этой необходимости. По идее, Чалому и Климкину работать вместе должно быть вполне комфортно. Оба они люди неконфликтные, взвешенные и чуждые интриг. К тому же, почти ровесники и поддерживают дружеские отношения. "Кто главнее?", надеемся, выяснять не начнут, тем более, всем и так понятно, что "главнее" все равно Петр Алексеевич, считающий себя непревзойденным дипломатом и вряд ли имеющий намерение позволять кому-либо самостоятельно рулить внешней политикой. Впрочем, как и во всех остальных сферах тоже…

Задачи же перед МИД стоят такие, что каждой из них в отдельности хватило бы для круглосуточной загрузки всего министерства.

Нормализация, если это слово вообще нынче подходит, отношений с Россией. Пока непонятно, в каком формате и на каком уровне будут (если будут) проходить переговоры с россиянами после назначения Климкина министром. Будет ли МИД вообще задействован на российском направлении или же президент, как и его предшественник, замкнет все контакты с Москвой на себя?

Стимулирование международного сообщества к более решительным и эффективным действиям для прекращения российской агрессии в Украине, в том числе и к введению Западом третьего, секторального, уровня санкций против России. Мир не должен оставить нас один на один с Москвой.

Возвращение в международную повестку дня темы аннексии Крыма и его возврата Украине.

Обсуждение и наработка с ключевыми партнерами Украины действенного механизма гарантий безопасности нашей страны.

Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и начало настойчивой работы с национальными парламентами стран Евросоюза для его скорейшей ратификации, а также начало временного применения Соглашения. Правда, не исключено, что в этой сфере МИД немного разгрузят. На Банковой размышляют над координацией евроинтеграционной работы всех органов исполнительной власти.

К слову, создание правительством в каждом министерстве должности заместителя главы ведомства по евроинтеграции специалисты, реально ею занимающиеся, считают кардинальной ошибкой, свидетельствующей о полном непонимании самого понятия "евроинтеграция". Поскольку это не какой-то отдельный процесс, которым будет заниматься лишь отдельный замминистра, это не поездки в Брюссель, не составление программ, планов и графиков "евроинтеграции". Евроинтеграция - это глубокое реформирование каждой отрасли и переход на европейские нормы и стандарты работы. Евроинтеграция - это задача всего министерства или ведомства. И каждого из них.

Возможно, для координации этой деятельности будет создано Министерство евроинтеграции. Не исключено, что ограничатся все же введением в правительстве поста профильного вице-премьера. Вероятно, что "евроинтеграционным" министром или вице-премьером назначат К.Елисеева. Во всяком случае, из Брюсселя его отзовут точно. А там - как договорится…

И тут мы подходим к следующей проблеме-задаче: где взять достаточное количество "крепких" послов, адекватных нынешним вызовам? Без устали тормошащих руководство стран пребывания; регулярно появляющихся на телеэкранах и активно инициирующих экспресс-комментарии по ситуации в Украине для местных СМИ; оперативно, полно и объективно информирующих Центр.

Некоторые посольства в ключевых столицах уже "оголены" - в Берлине, Париже, Лондоне, Варшаве. Скоро за ними последует Брюссель, да и в Вашингтоне и Москве А.Моцик и В.Ельченко уж засиделись на своих местах. По уму, говорят сами мидовцы, менять нужно около четырех десятков послов. Возможно ли это в нынешних условиях? Вряд ли. И дело не только в военном конфликте с Россией и отсутствии средств. Ни для кого не секрет, что МИД за последние годы был серьезно обескровлен и значительно лоботомирован. Дипслужба тяжко больна. Зачем-то торопливо проведенная и.о. министра Дещицей реорганизация МИД, впрочем, как и поспешный отзыв множества послов, у здравомыслящих людей вызвали лишь недоумение и негодование. Вряд ли в ближайшее время у министра Климкина в силу наличия более горячих проблем будет время и возможность кардинально реформировать МИД, но вернуть статус департаментов пониженным (и униженным) до уровня управления политическому и юридическому подразделениям он, думается, не замедлит. Как, возможно, и реанимировать вообще вычеркнутый из структуры ведомства экономический департамент. Вряд ли президент согласится с тем, что "по Яценюковскому велению, Дещицыному исполнению" у него прямо из-под носа, из его парафии - внешнеполитического ведомства изъяли экономическое подразделение, лишив МИД последних рычагов влияния на внешнеэкономическую деятельность. И это в условиях, когда Украина потеряла огромный российский рынок, когда поиск новых рынков сбыта и лоббирование интересов украинских производителей должны стать еще одной основной и "горящей" задачей МИДа.

Внешнеполитическое ведомство должно быть сегодня на передовой и на информационном фронте. Поэтому для интенсивной работы в военное время на "усиленное питание" - кадрами, техникой, средствами - должны быть посажены информационный департамент и пресс-служба.

Многие обитатели Михайловской нынче надеются, что у нового главы ведомства найдется не только рецепт бережного, вдумчивого и действенного излечения внешнеполитической службы, но ему еще и выделят денег на врачей и лекарства. С финансированием МИД и зарубежных диппредставительств полная катастрофа уже давно. Понятно, что сейчас приоритет - у армии. Но если "все для фронта, все для победы", то стоит помнить, что ее куют сегодня и на дипломатическом фронте тоже.

В общем, ожидания от назначения министром иностранных дел Павла Климкина весьма велики. Это вдохновляет, но и ко многому обязывает. Хотя, возможно, эти ожидания и завышены. Ведь далеко не все зависит от министра. Посмотрим, как быстро президент Порошенко поймет, что даже Юлию Цезарю не под силу было бы решать одновременно и самолично все свалившиеся на Украину проблемы.

В порядке ликбеза, Украина

Previous post Next post
Up