Вероятность прихода оккупанта на собственный двор - это не только картинка в телевизоре

Mar 28, 2014 19:32

Иная реальность

«Вероятность прихода оккупанта на собственный двор - это не только картинка в телевизоре»




Роман Гривинский
27 марта, 2014 - 18:23







ВЕСНА. ВОЙНА. ДЕВУШКА / ФОТО РЕЙТЕР

Ситуация в Крыму, на Юге и Востоке Украины до сих пор остается напряженной. Трудно спрогнозировать, как будут развиваться события в дальнейшем. Для украинского медиасообщества такое положение дел - совершенно новый опыт. С одной стороны хватает военных журналистов,  работавших в горячих точках. С другой -  они освещали войну в Сирии или Ираке. А это - не одно и то же, что в родной стране. Следовательно, как отмечают медиа-эксперты, сегодня в материалах украинских СМИ, прежде всего, не хватает точности, холодного ума и избегания панических настроений. Это - черты, отличающие профессионального военного журналиста от репортера.

Насколько наши журналисты (а, следовательно, и их миллионная аудитория) осознают реальность распространения российской агрессии на другие регионы страны? Способны ли они адекватно освещать такую перспективу в своих материалах, не провоцируя панику и, в то же время, не оставаясь безразличными посторонними наблюдателями? Поняло ли наконец государство всю важность информационной безопасности? Ответы на эти и другие вопросы «День» искал у ведущих украинских журналистов и военных экспертов.

«ЕСЛИ ЛЮДИ НЕ ВЕРЯТ ГОСУДАРСТВУ, ВОЙНУ МОЖНО СЧИТАТЬ ПРОИГРАННОЙ»

Дмитрий ТИМЧУК, координатор группы «Информационное сопротивление», руководитель цента Военно-политических исследований:




- Перспектива вторжения России на континентальную Украину является абсолютно реальной. По нашим оценкам, в последнее время численность российских войск на границе немного уменьшилась (приблизительно с 80 до 70 тысяч человек), но это никоим образом не свидетельствует о том, что россияне отказались от своих планов. Перебрасывать свои войска они начали еще в начале марта, то есть некоторые из них находятся в полевых условиях, на сухпайках и в дырявых палатках уже месяц. Как известно, для армии ожидание - хуже любых действий. Понятно, что морально психологические качества солдат за это время существенно снизились. Вероятно, их решили частично заменить. Но и той группировки, которая есть сегодня, вполне достаточно для того, чтобы дойти до Киева... В то же время под прикрытием учебных действий, которые проводят вооруженные силы Приднестровья, в район прибыло около двух тысяч «казачков» и 1,5 тыс. российских солдат. Из них 700-800 - это спецназ ГРУ. Их основная задача - диверсионно-разведывательная деятельность. Они не будут идти в атаку развернутым боевым порядком, как Вермахт в 1941 году. Спецназ могут забросить на определенную территорию для того, чтобы потом они по сигналу осуществляли провокации, теракты и тому подобное. Эти группы уже пытаются просачиваться в Украину, но сегодня наши границы практически на замке - СБУ, МВД и пограничники работают достаточно согласованно и отлавливают всю эту нечисть. Индикатором возможного развития событий является ситуация в восточных городах (Донецк, Харьков, Луганск). На 95% я уверен, что Путин не полезет на Восток и Юг Украины без предварительной дестабилизации ситуации. Одесса, Херсон - это сегодня ключевые регионы, которые нужны ему, чтобы контролировать Крым. Города восточной Украины - это объекты большие по масштабу, но не такие важные по значению. Возможным является вариант с захватом местных органов государственной власти на Востоке или Юге и последующим призывом к России вводить войска для защиты «соотечественников» от «бандерофашистов». В таком случае Путин может применить армию. Поэтому сегодня мы должны сосредоточить свое внимание прежде всего даже не на возможностях военного противодействия (хотя и это - чрезвычайно важно), а на работе СБУ и МВД в проблемных регионах. Если они обезглавят сепаратистские движения (а эта работа уже активно ведется) и будут отлавливать диверсантов, - вторжения не будет.

Наблюдая сегодня за СМИ, я не могу сказать, что имеет место какое-то существенное искажение информационной картины. Граница между объективным информированием (констатацией того, что угроза реальна) и провоцированием паники - очень тонкая, и сегодня она, к счастью, сохраняется. Возможно, не все журналисты понимают, насколько мы близки к наихудшему развитию событий, но было бы значительно хуже, если бы СМИ посеяли в Украине панику, и народ из Донецка массово убегал бы в сторону Киева.

В гражданских СМИ в Украине есть журналисты, которые регулярно освещают военную тематику, но они работают лишь на уровне репортеров - то есть показывают «картинку», но не углубляются в суть тех процессов, которые происходят. В частности, поэтому украинское общество до настоящего момента не понимало, для чего нам содержать армию. Янукович и его «стратеги» говорили о том, что Украина не имеет военных угроз. Еще с 2010 года, когда мы объявили себя внеблоковой страной, я постоянно писал о том, что армия не может формироваться, учитывая наиболее вероятные угрозы. Страна должна готовить свои вооруженные силы к наихудшему из возможных вариантов, каким бы маловероятным он ни был. Вторжение России казалось нам очень маловероятным, но по своим масштабам - это очень серьезная угроза. Акцентировать внимание общества на этом имели бы в частности и журналисты. Не может 45-миллионная страна иметь такое маленькое войско! Конечно, аналитика реформирования вооруженных сил вряд ли заинтересует рядового зрителя, но говорить, например, о том, почему нельзя уничтожать комплексы «Скад», журналисты были обязаны.

К сожалению, украинское руководство и до сих пор не осознало важности обеспечения информационной безопасности. Антикризисные центры, функционирующие сегодня, были созданы усилиями волонтеров, а не государства. Они очень полезны, но могут выполнять лишь ситуативные задачи. Нам же необходима система. Ее могут возглавить только государственные структуры, например, на уровне СНБО. Кстати, меня приглашали в СНБО на совещание по поводу создания такого механизма, но я туда принципиально не пошел. Объясню почему. Еще 2 марта наша группа приняла участие в написании докладной на имя заместителя секретаря РНБО Виктории Сюмар о создании соответствующей структуры. В СНБО нам ответили, что такой необходимости нет - мол, существует «Укринформ» и этого достаточно.

Информационная война - очень сложное явление, требующее значительных расходов. В таких условиях государство должно координировать деятельность гражданских СМИ. У нас же несогласованность действий часто демонстрируют даже пресс-службы разных государственных ведомств! Были случаи, когда ГПСУ опровергала информацию министерства обороны и тому подобное. В такой ситуации у народа может возникнуть недоверие к государству. На мой взгляд, это - преступление. Если люди не верят государству, войну можно считать проигранной еще до ее начала. Нельзя дезориентировать народ - он должен понимать, что и для чего делается. Кроме того, учитывая информационную активность России, Украина должна создать мощную контрпропагандистскую машину. Необходимо проводить соответствующие информационно-психологические операции. У нас есть профильные структуры, но они не могут работать эффективно без единого координирующего органа.

«КАТАВАСИЯ С КРЫМОМ ВЫГЛЯДИТ КАК ХОРОШО СРЕЖИССИРОВАННЫЙ СПЕКТАКЛЬ...»

Павел КУЖЕЕВ, ведущий «112-Україна»:




- История с Приднестровьем, Абхазией, Южной Осетией для страны уроком не стали. Хотел бы ошибиться, но и Крым может нас ничему не научить. Слабая позиция официального Киева «не поддаваться на провокации», беззубое поведение армии, спортивный интерес населения: заберут - не заберут, будет война - не будет? Принесите еще попкорна! Это выглядело так. Можно много разглагольствовать о низкой явке на т.н. референдуме и еще меньшей поддержке вынесенных на него вопросов, но была ли высокой явка несогласных на акциях протеста, которых не было? Вдруг все «від «Сяну до Дону» начали посыпать голову пеплом и каяться в мизерном внимании к проблемам Крымской автономии. Но неужели люди в Крымской автономии все годы украинской независимости были оставлены на произвол судьбы? Курултай, Меджлис, Верховный Совет и Совет министров АРК, народные депутаты Украины... Сколько еще нужно было нянек? Или, может быть, на Винниччине или Сумщине у людей меньше проблем с заработками, коммуналкой, медициной? Или местный телевизор предлагает другой репертуар? Даже не смешно. А вся катавасия с Крымом выглядит как хорошо срежиссированный спектакль, сценарий которого был известен многим засекреченным как в Киеве, так и в Москве задолго до утреннего захвата админзданий в Симферополе.

До недавнего времени вся страна знала только «как нужно играть в футбол», «какие законы необходимы народу», «что делать с коррупционерами» и «как поднять экономику». Сегодня проявляются уже и чудеса компетенции в военном деле и геополитике. На самом деле, вряд ли на материковой Украине, особенно удаленных от Юга областях, люди массово испугались возможного начала войны. СМИ сильно «попаслись» на этом информационном поле и нагнетали как могли - о состоянии вооруженных сил, международной системе безопасности, безъядерном статусе, гражданской обороне, беженцах и тому подобное. Однако как-то не видно, что народ уж очень проникся и верит в вероятность прихода оккупанта в собственный двор - это же всего лишь картинка в телевизоре и до нашего села вряд ли докатится канонада!

Точно о ситуации могла бы информировать военная журналистика. Но ее у нас практически нет. Пресс-служба Минобороны и отдельные журналисты-одиночки, которые «сидят» на военной теме. Работают информационно-аналитические центры соответствующего профиля, однако они не могут, да и не обязаны, выполнять работу репортера непосредственно на месте событий. По-видимому, редакциям пора обратить внимание и на это направление в профессии. Жизни, как «до Крыма», уже не будет, а событий на определенную тему ожидаем немало. К сожалению.

«ВТОРУЮ ДИРЕКТОРИЮ НАША СТРАНА НЕ ПЕРЕЖИВЕТ»

Артем ШЕВЧЕНКО, журналист:




- События в Крыму показали опасность общественного пацифизма, политики умиротворения агрессора ради национальной безопасности государства. Считаю их актом военной агрессии, которому нужно давать отпор. В том числе и вооруженный.

Возможность вторжения России на континентальную Украину абсолютно реальна. Это - наиболее вероятный вариант развития событий, на мой взгляд. Считаю, что в медиа подготовка к возможной войне все еще уступает место абсолютно лишней риторике политической борьбы и выяснению постмайдановских отношений. Вторую Директорию наша страна не переживет. Медиа должны сегодня максимально сосредоточиться именно на патриотическом, военном, оборонном дискурсе. Профессионализм военной журналистики измеряется только одним - опытом работы в таких условиях. Постепенно украинские медиа его наращивают. К сожалению, на примере войны в собственной, а не чужой стране.

Роман ГРИВИНСКИЙ, «День»

Рубрика:

Медиа

Газета:

№56, (2014

Информационная война, Дайджест, Украина

Previous post Next post
Up