Оригинал взят из
Не так страшен11.12.13 - ровно три недели как родился социальный феномен, название которому ещё не дано: это уже не #Евромайдан, но ещё и не революция с каким-нибудь “цветным” названием. Майдан Незалежності, который при обычных обстоятельствах большинство жителей города сознательно обходит стороной, сегодня стал местом силы - сразу в нескольких смыслах.
Майдан. Фото: Олег Перковский
После “разгона Майдана” 30 ноября люди пришли туда уже не за Европу, а за чистую совесть. Пришли и остались.
На Майдане они построили альтернативное пространство, где в маленьких и больших заботах само собою появилось то, чего многим “евроинтегрирующимся” так не хватало в своей стране: расширение зоны комфорта от личного пространства до пределов города и даже страны. А поскольку в большинстве своём и город, и страна живут обычной жизнью Майдан(ы) - как место и как идея стали точкой сборки граждан. Тех, кто уже понял: случилось нечто во многом большее ожидаемого - рождение гражданского общества.
Забаррикадированный Крещатик
Улица Институтская
Поэтому и спешат туда люди - за ощущением себя в компании других - отличающихся способом жизни и убеждениями, но, при этом, способных отложить и убеждения, и повседневный комфорт в сторону ради честности с собой. Так и держутся вместе, иногда переставая верить в Майдан как эффективную акцию по улучшению власти, но понимая, что полученный заряд человеколюбия сильнее скептических прогнозов.
Теперь есть история “до” и история “после”.
У баррикад на Банковой улице
Проводя каждую ночь как на пороховой бочке, жители баррикад, тем не менее, всё больше утверждались в его правомерности. Люди за пределами баррикад относились к ситуации по-разному: с сочувствием, недоумением, равнодушием или даже раздражением от того, что “понаехавшие” мешают им жить. Тем временем, многие из людей Майдана впервые поняли, как гордятся своей страной и как не хотят её потерять. Поняли, что нравятся себе самим не только в соцсетях, на работе или избранном кругу друзей - а в обществе своих сограждан, следующих неписанному нравственному коду. Поэтому продолжют стоять, понимая хрупкость момента, который хочется сохранить, растянуть, продолжить в будущее.
Священник убирает снег на Банковой улице
Всячески пытаясь не допустить агрессию, которая порождает агрессию, Майдан сработал по формуле “добро порождает добро”. Посильная помощь друг другу сработала по
“стратегии тёплого океана”: люди начали спрашивать себя - чем я со своими знаниями и умениями могу помочь Майдану? Маленькие дела закрутили большой водоворот и вот уже тотальный флешмоб доброты прошивает людей
революцией 3.0: интернет разрывается новостями о таксистах, везущих людей бесплатно, о машинисте красной линии метро, призвавшем людей в вагонах идти на Майдан, об аполитичных ранее людях, повсеместно обратившихся в бескорыстие и взаимоподдержку.
Роман из Ивано-Франковска. Уже больше недели на Майдане. Охраняет баррикады на Банковой. Спит в палатке
Баррикады на Банковой
Силу множественности в этом случае так просто не сломить. Когда все собираются вместе - Майдан в безопасности. Но в то же время можно повлиять на отдельного человека, прибегая к стратегиям запугивания, наполняя новостные ресурсы дезинформацией - для того, чтоб на Майдан было страшно выйти, чтоб он пустел, замерзал и в итоге - сдулся.
Кордон ВВ возле Администрации Президента Украины
Но каждый эволюционер Майдана уже знает - самое страшное место - возле телевизора, фейсбука и твиттера. Даже когда весь Майдан - от правительcтвенного квартала до Прорезной и Михайловской оцеплён тысячами срочников внутренних войск и Беркутом, - люди подтягиваются вечером в центр и устраивают гоголевские гулянья, перебираясь от одного блокпоста к другому. Майдан удивителен тем, что нагоняет страху только тем, кто не там.
Лейтенант милиции - стеснялся, но от общения не отказался
Почему же тем нескольким сотням, выходящим на ночную вахту на Майдан не страшно? Пусть даже на заднем фоне и маячит трезвая мысль: “что делать, если? куда прятаться? куда бежать?” они греются у бочек, с такой же целью пляшут под Марию Бурмаку, которую в обычной жизни навряд ли стали стали бы слушать, внимают обращающимся со сцены Руслане и священникам, каждый час поют гимн и верят: если будут держаться все вместе - Майдан продержится ещё одну ночь. Верят: если будут держаться вместе - нас бить не посмеют. Оставляют страх - получить дубинкой “беркутовца” или получить срок за какое-нибудь пришитое дело - где-то внутри себя, потому что на Майдане уже ощитили то, за что стоит упорно стоять - свободу выбора. Или даже так - множественность этих свобод.
В то время, как другие не выходят на Майдан, говоря “это не наша война”, люди продолжают стоять, потому что понимают - это не война вовсе. Враг неясен. Если это Президент, прикрывающийся тысячами срочников, “Беркута” и “титушками” для уверенности - то это не враг, а демонстрация слабости “начальника” государственного аппарата, увольнение которого лишь вопрос времени. Враг - это точно не те тысячи голодных, замёрзших “космонавтов”, злых на своё руководство за бесчеловечность. Многие из них уже поняли, что на стороне зла нет печенек и уход оттуда лишь вопрос времени. Тем временем митингующие продолжают носить им еду, дарить цветы и играть на пианино - воистину, что же это теперь за срочник без цветов!
За последние два дня новостей о бунте в рядах “Беркута”, индивидуальных поступках бюджетников, рискующих потерять работу, но отказывающихся исполнять неправомерные указы руководства или делающих добрые поступки для тех, кто едет на Майдан становится всё больше. Капля за каплей эти новости собираются в мощный информационный поток. Власть, которая вооружилась информацией как мечом, рискует от него же и погибнуть. Или, как минимум, покинуть поле боя с тяжёлыми ранениями. Майдан уже стал мощнейшей социальной силой и дело уже не в том, как долго простоят баррикады. Активные деятели Майдана уже сейчас думают о том, какие индивидуальные усилия можно приложить в будущем для того, чтобы растормошить сознательность общества. Усилия простые, понятные, легковыполнимые и, главное, нацеленные на заботу о ближнем.
Автобусы, блокирующзие правительственный квартал. Заклеены антиправительственными наклейками
Эта ночь была поворотной в истории Майдана, а красивая дата 11.12.13, без сомнения войдёт в учебники истории независимой Украины. Две недели до этой ночи, люди оставались на Майдане, говоря себе “мы не боимся”. Теперь они это знают наверняка. Мы это знаем наверняка. На штурм Майдана были согнаны тысячи силовиков, “беркута”, “титушек” и сотрудников МЧС - ситуация, в которой помочь устоять могло только чудо. Кто-то молился, кто-то кричал “бросайте щиты”, кто-то просто недоумевал или был занят чем-то ещё - но люди остались. А затем произошло чудо: Майдан, на который уже почти собирались махнуть рукой многие, стал пополняться вновь прибывшими людьми - в два часа ночи, три, пять - прибывают и до сих пор. Их везут бесплатно, отпускают с работ, всячески помогают. Потому что уже знают: от этих бессонных ночей зависит наше будущее в стране, план побега из которой будет не нужен. Майдан - это вопрос совести, вопрос честности с самим собой - такой путь пройти нелегко, но не страшно.
Улица Грушевского. Заблокирована автобусами силовиков
Жительница Липок. По её словам, "понаехавшие выродки мешают жить"
Кордон "свободовцев", охраняющих пост в правительственном квартале. В случае малейших движений со стороны силовиков - настроены радикально
Житель Липок Павел. Угощает слоняющихся по блокпостам митингующих сыром сулугуни и чаем
Ставшая местной достопримечательностью надпись на заборе по улице Шелковичной
Баррикады на Лютеранской улице
Возле Дома Профсоюзов
Майдан Незалежності
Впереди - ещё одна ночь, ещё одна надежда на сохранение мирного протеста, ещё одна попытка быть услышанными, ещё одна волна человечности для человечества.
Приходите на Майдан.
Ася Баздырева