Богословский десант УПЦ МП на Майдане

Dec 12, 2013 19:38

Оригинал взят у golishev в Богословский десант УПЦ МП на Майдане



В центре - архимандрит Кирилл (Говорун).

Он написал блестящую (на мой взгляд) статью-манфест "БОГОСЛОВИЕ МАЙДАНА".

Вот несколько фрагментов:

...На Майдане мы наблюдаем яркий пример осознания обществом своей собственной субъектности. На Майдане рождается или уже родилось сообщество, которое является хрестоматийным примером гражданского общества - его почти чистый субстрат. Это сообщество идентифицирует себя на основе общих ценностей: достоинства, честности, ненасилия, взаимопомощи, готовности к самопожертвованию. В таком чистом виде гражданского общества сейчас нет даже в Европе, где людей объединяют в основном общие интересы: пенсии, зарплаты и т.д. Я не могу себе представить ни в одной европейской стране, чтобы люди несколько недель мерзли под угрозой быть «зачищенными» в любой момент ради довольно абстрактных ценностей, не связанных с «улучшением жизни уже сейчас». Украинский Майдан, собравшийся «ради Европы», значительно перерос саму Европу и ее политиков. Мы видим, как европейские политики готовы предавать «европейские ценности » из-за страха или каких-то собственных политических или экономических интересов - Майдан на компромисс пока идти не готов.

Более того, Майдан в своей ценностной составляющей значительно перерос и украинские церкви - все без исключения. Которые до Майдана и отчасти во время Майдана оставались преимущественно в двумерных отношениях церковь-государство, хотя какие-то держались за эти отношения больше, а какие-то - меньше. Лишь в последние дни Майдана украинские церкви начали подтягиваться до того уровня нравственного сознания и ответственности, которые продемонстрировал Майдан. От общих призывов к ненасилию они перешли к тому, чтобы делами и словами солидаризироваться с ценностями Майдана, осознав родственность его принципов с христианскими - Майдана, который явил множество примеров альтруизма, готовности к самопожертвованию, взаимопомощи и т.д.; избравший быть слабым, несмотря на свою численность; который имеет почти эсхатологические надежды на восстановление достоинства, которое Бог заложил в человеческую природу.
...
Сейчас для церквей, которые хотят следовать святым, есть возможность сказать то, что стало понятным для большинства украинского народа, который, хотя и не изучал в духовных семинариях и академиях по нескольку лет нравственное богословие, однако четко осознает, что нынешняя власть вовсе не является христианской, хотя ее представители и готовы демонстрировать отдельные признаки склонности к православному культу. Их христианство - симулякр: в нем есть форма, но нет содержания. В нем отсутствует христианская мораль. Эта власть не рассматривает людей как братьев. В отношениях с Богом ее представители признают Его авторитет, но больше хотят, чтобы Бог не мешал им присваивать очередные трофеи, отобранные у обездоленного народа, чем думают, как поставить свою власть на служение ближнему.

Для церквей сейчас есть возможность признать, что они часто принимают на себя роль посредника в желании мошенников защитить себя от Бога за свои криминальные поступки. За это церкви получают свои «комиссионные». Но к чему ведет такое посредничество? - Оно ведет не просто к легитимизации коррупции в общественных отношениях, но и к ее сакрализации. Коррупция в нашем обществе, таким образом, становится сакральной. Майдан для церквей оказался возможностью изменить это положение вещей и отказаться от предоставления «посреднических услуг», которые на самом деле легитимизируют коррупцию, социальную несправедливость, злоупотребление властью и т.д.
...
Сейчас для украинских церквей появилась возможность вырасти до уровня общества, которое быстро растет на основе тех ценностей, которые должны были бы демонстрировать церкви. Время менять свои отношения с властью. Время налаживать отношения с людьми. И учиться у них ценить и отстаивать достоинство, порядочность, человечность.

http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4975/

Вспомнил свою статью 7-летней давности (она, кстати, Гундяеву очень понравилась):

Когда Президент и другие высшие должностные лица говорят об "элитах", как какой-то специальной выделенной из народа группе, они нас не обманывают. Действительно, между узким привилегированным слоем и народом - пропасть. На одной стороне высшее чиновничество и олигархи (со своим "обслуживающим персоналом"), с другой - все мы. До их пор РПЦ стремилась, в первую очередь, наладить "рабочие отношения" с самым главным начальником. Глядя, на Патриарха беседующего с президентом, архиерей ориентировался на губернатора, благочинный - на мэра, настоятель храма - на главу районной администрации. Между тем, народ оставался "по другую сторону оврага". Пока "овраг" этот можно было перешагнуть - ситуация была терпимой. Но сейчас его края стремительно разъезжаются. И нет для Церкви ничего страшнее, чем окончательно связать себя в глазах народа с ненавистными "элитами"…

Иерархия приоритетов в церковной политике должна быть не просто пересмотрена - еще необходимо перевернуть на 180 градусов (такой переворот и есть точное значение слова "революция"). Основной и, в конечном счете, единственной целевой группой для Церкви должно стать население, народ.

http://pravaya.ru/leftright/473/3970

Уроки истории, Церковь, Украина, Христиане, Майдан Тахрир

Previous post Next post
Up