Разгон так и не начался. Спасибо революционному роялю и пианисту из Сицилии...
Таксим и окрестности: рояль на баррикадах
Опубликовано: 13 Июня 2013 13:53
0
1014
Онлайн-версия
Юрий ВАСИЛЬЕВ На фото: Турция, Стамбул
Фото: "Совершенно секретно" Юрий Васильев
Специальный корреспондент «Совершенно секретно» Юрий Васильев продолжает
серию материалов из центра Стамбула.
… К газу, воде и свету честно готовились все. К газу - слезоточивому, к воде - из брандспойтов, к свету - как неотъемлемой части светошумовых гранат.
Под вечер на площадь Таксим вместе с неизбежными торговцами уличной жратвой - варварской и безумно вкусной - появились маски и каски. Штурмовые машины полиции выстроились справа от баррикады, преграждающей вход в парк - ни от чего никого не спасающей, если подойти к делу настоящим образом. Народу там, при этом, собралось раз в десять больше, чем днем. Простые истины: Волга впадает в Каспийское море, дважды два - четыре, жители Стамбула любят гулять по исторической улице Истикляль до площади Таксим. А потом обратно, если нет дел, кроме вечерней прогулки. Дел же на площади Таксим - хоть отбавляй. Несмотря на то, что власти в очередной раз предупредили: очистить в кратчайший срок, самим либо с помощью полиции.
Когда и как слева от парка Гези появился рояль, толком не понял никто. Как зовут худощавого пианиста, тоже никто не спрашивал. Позже выяснилось, через несколько вещей: Давиде Мартелли. «Итальянец?» - «Нет, сицилиец», настойчиво уточняет он. Всего-то шоу - он сам да рояль с подсветкой и подзвучкой. Кажется, главное требование - отсутствие дождя (Мартелли только что из Болгарии, где один концерт пришлось отменить). То ли на тент пока не заработал, то ли он просто не предусмотрен концепцией. Под небом - так под небом, чего.
Дождь срывался днем. Дождь был на следующее утро. Ночью дождя не было. В программе Давиде Мартелли - импровизации в духе парижского и кельнского концертов Кита Джаррета, Imagine, Let It Be, «Белла Чао» и «Интернационал».
Эффект нереальности происходящего усилился до предела, когда из соседней мечети раздался призыв на молитву. Стало хорошим тоном анализировать феномен Таксима как единство противоположностей - болельщиков «Бешикташа», «Галатасарая» и «Фенербахче», например - в борьбе с клерикализацией турецкого общества. Но что-то подсказывает, что в этом случае лучше заткнуться и послушать, как это бывает на практике. Точнее, как это должно быть - в атмосфере свободной ненасильственной конкуренции:
Что произошло дальше, мало кто заметил. Факт в том, что рояль вместе с Мартелли вдруг материализовался на площадке перед баррикадой. Аудитория - вся площадь Таксим, к полуночи заполненная где-то на три четверти. Штурма не было, за что всем спасибо. И в первую очередь - пианисту, как уверены на Таксиме.
Рояль на баррикаде - еще один мощный медийный символ событий на площади Таксим, наряду с респираторами и очками против газа. Если Таксим победит, у турецкого народа будет свой личный Ван Клиберн. Не самый знаменитый зарубежный пианист, невзначай отгрузивший стране пребывания немножко её - страны, то есть - новейшей национальной истории.
И - да, можно смеяться, негодовать и искать недругов из-за рубежа, но всё то, что может обрушить правительство, случилось именно из-за парка Гезе. Не столько по экологическим - привет Химкинскому лесу, на много порядков большему, чем пара десятков деревьев в центре Стамбула, - сколько по эстетическим причинам. Доказано Таксимом, вне зависимости от исхода.
А исход - уже скоро. Устали все. Особенно полицейские, которые очередную ночь спали в буквальном смысле на тротуарах. Даже без палаток: то ли не позаботились, то ли не положено.
Фото автора
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/3632/