О запрограммированности поведения государств: Средняя Азия (Центральная Азия)
Jan 09, 2018 15:00
[Средняя Азия (Центральная Азия)] Четвёртым рассматриваемым регионом являются государства Средней Азии (или Центральной): Афганистан, Пакистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Индия. Регион в целом на текущий момент испытывает преобладающее влияние США, которые имеют минимум три точки приложения в регионе: Афганистан, Пакистан и Индия. Афганистан - под прямой оккупацией США, а Индия - наиболее спорный их аватар. По мере ослабевания влияния США намечается крах государственности Афганистана, а также перекраивание политической карты региона. Регион заложенный США для полноценного сдерживания потенциала Ирана, а значит предполагаются войны-бунты и т.д.
Предполагается рост влияния Ирана, но весь регион маловероятно перейдёт под его крышу: здесь амеры крайне хорошо подготовились. Крайне высокие перспективы создания местных региональных центров концентрации управления в Казахстане и Пакистане. В регионе уже идёт война в Афганистане (с 1980г.), где схлестнулись интересы США, Ирана и Китая. Предполагается минимум две исламистских войны по перекрою буквально всей политической карты региона - затронуты буквально все страны региона. Афганистан - зажигалка, которая подожжет весь регион.
Афганистан: текущая точка приложения силы США (прямая оккупация) в Средней Азии. В связи с уходом США из Большой политики обещает быть крайне горячим регионом. С перспективой расширения зоны нестабильности на Таджикистан и Пакистан, с последующей перспективой распространения на Туркменистан, Киргизию и Узбекистан.
Принципиальным является нежелание соседей участвовать в очередном разруливании Афганистана. Перспективы разруливания крайне тяжёлые - максимум возможен только при содействии практически всех основных соседей: Пакистана, Таджикистана, Ирана, а также РФ и Китая, а также вменяемой политики руководства Афганистана. Ситуацию может спасти быстрый перехват внешнего управления в стране по мере ухода США, которое пытается осуществить Китай. Ситуация осложняется тем, что никому из игроков Афганистан не нужен - максимум прикрыть близлежащие территории к своей границе. В то же время вопрос перенесения конфликта отсюда в Пакистан и Таджикистан (и Китай) - не имеет сложностей.
В наиболее благоприятном варианте: с уходом США власть перехватит ШОС (основа: Китай, страховка - РФ) с постепенным взятием под контроль приграничья (т.е. центр формально отдаётся на откуп Талибану-ИГИЛ). Власть должна проявить гибкость по примеру Сирии и пойти путём переучреждения государственности, что, скорее всего, будет реализовано путём союза с Талибаном, который и до вторжения амеров проявлял вменяемость (крайне мутный путь с огромнейшим числом условностей, но вполне реализуемый). Либо новый виток гражданской войны, по итогу которого будет создано порядка десятка княжеств с неформальным подчинением внешним игрокам (дополнительным плюсом такого развития события является утилизация скопившихся тапочников в гражданской войне).
При неоспоримом росте влияния Китая-Ирана - объединение в будущем с Пакистаном (в случае крайне удачного развития Шелкового Пути - воссоздание государства Газневидов, на текущий момент нельзя с уверенностью утверждать, кто будет играть более главенствующую роль: Пакистан или Афганистан). Но возврат к данному проекту решит кучу проблем, всех соседей, да и местным принесёт мир.
В наиболее неблагоприятном сценарии: Афганистан становится новой площадкой ИГИЛ-Талибана-АльКаиды, которые крайне легко выплёскиваются в Пакистан (сильны ваххабиты) и Таджикистан (крайняя бедность населения). Последний становится мостиком в остальные государства Средней Азии: вначале Киргизия, Туркменистан, чуть позже - Узбекистан.
Сценарий широкого союза Пакистан+Афганистан (возрождение государства Газневидов) - на текущий момент заинтересованы почти все влияющие силы: и США (которые пытаются на базе Пакистана создать противовес исламского религиозного центра в Иране), и Китай (южный рукав Шелкового Пути, возможность остановить заразу терроризма за пределами своих грниц), и Индия (переучреждение соседнего Пакистана даёт перспективы реванша), и ваххабиты (сейчас сильны, с началом разгрома КСА могут получить импульс развития, как и с активацией США по учреждению мусульманского центра здесь), и текущая власть Пакистана (усиление власти путём сростания с мирской с духовной), вот только населению предстоит пережить всплеск религиозного фундаментализма (охота на ведьм и прочие прелести). Крайне интересным и многообещающим является историческая схема «афганского завоевания Пакистана» - классическая историческая аналогия (империя Цин, Газневиды и ряд прочих государств).
Угрозы: террор, гражданская война - повседневность.
Пакистан: зона текущей трансформации силы: из США в Китай. Высокий уровень исламизма-ваххабизма в стране позволяет говорить, что региону уготована роль «Афганистана для Китая», либо «Афганистана для Ирана». Т.е. буфер между двумя мегагосударствами будущего.
Является пробным камнем в политике Китая: сможет ли разрулить. Других внешних игроков не предвидится: РФ крайне далеко, Иран - трудности преодоления полосы Афганистана (по сути - граница его зоны влияния), Индия - древний враг.
При неоспоримом росте влияния Ирана - может стать религиозным аванпостом Ирана с перспективой расширения в Индию, но это крайне маловероятно. У Ирана и так слишком распылены силы, чтобы еще и здесь доминировать. Предполагаю, его вполне устроит банальное спокойствие границы и беспроблемная работа Шелкового пути. Хотя если США удастся создать здесь центр ислама, то вполне возможна война против Ирана или местный майдан (банально по религиозным вопросам).
При неоспоримом росте влияния Китай+Иран - более вероятно: объединение в будущем с Афганистаном (в случае крайне удачного развития Шелкового Пути - воссоздание государства Газневидов, на текущий момент нельзя с уверенностью утверждать, кто будет играть более главенствующую роль: Пакистан или Афганистан).
В то же время мирное сосуществование в одном блоке с Индией возможно только при посредничестве РФ, либо если Китай научится разруливать подобные проблемы, что крайне маловероятно (в любом случае - это долгий процесс, осложняемый китайско-индийскими противоречиями). Как вариант решения проблемы: РФ уходит от посредничества из-за исламистского переворота в Пакистане, где начинается гражданская война, которая фактически приводит к расколу страны (в это время Индия забирает спорные территории), а потом - идёт пересборка государственности уже всего региона (совместно с Афганистаном) уже под неоспоримым влиянием Китая.
Угрозы: террор - высокая, гражданская война, майданы - средняя.
Туркмения: зона текущей трансформации силы: из США в исламизм. США лично курируют поставки оружия в государство нужным людям. Страна-жертва для возрождения ИГИЛ в Афганистане. Сейчас активно загоняется в экономический коллапс, дабы подготовить почву к «завоеванию» ИГИЛом: именно поэтому сорваны поставки газа в Иран, Китай, Индию и РФ. Крайняя нищета населения - залог будущих побед ИГИЛа, а заодно и база того что малейшее поползновение в уровне соцзащиты населения приведёт к гражданскому взрыву. Т.е. не факт, что будет прямое вторжение исламистов из Афганистана, с большей вероятностью всё начнётся с урезания социальных гарантий и так бедного населения, что спровоцирует майдан, на котором и вылезут грибочки исламистов. Крайняя слабость местной армии и несколько репрессивное управление позволяет исламистам надеяться на успех.
С большой вероятностью программируется как «афган» для ОДКБ. Т.е. длительная война всего блока ОДКБ с исламистами должна завершиться поражением/пирровой победой ОДКБ, а значит и стать крахом Российских инициатив на поле бывшего СССР. С крахом российской миссии верховную власть в ОДКБ должен перехватить Казахстан, который и сможет организовать южный рукав Шёлкового пути в Иран. Власти ведут курс на самоизоляцию, что также даёт плюсы сценарию поджога Средней Азии (внешние игроки не смогут вмешаться в ситуацию пока уже не будет поздно).
США пытается через Туркмению привязать Афганистан к запланированному среднеазиатскиму ИГИЛу. Удача данного проекта может дать больше дров среднеазиатскому ИГИЛу, т.е. позволит пролонгировать существование среднеазиатского ИГИЛа в будущее при его зависимости от США. Т.е. США таким маневром пытаются сорвать замирение в регионе вследствие действий различных посредников: Ирана, Китая, Казахстана, России.
Киргизия (Кыргызстан) : зона текущей трансформации силы: из США в исламизм. Ситуация повторяет ситуацию в Туркмении и усугубляется двумя майданами и нерешенным межнациональным конфликтом. Крайняя нищета населения - залог будущих побед ИГИЛа, а заодно и база того что малейшее поползновение в уровне соцзащиты населения приведёт к гражданскому взрыву. Наличие тлеющего межнационального конфликта (узбеки vs киргизы = 75-300тыс. беженцев узбеков в Узбекистане в прошлый конфликт) при должном умении позволяет подпалить страну без явной поддержки из Афганистана (юг, восток) - станет буквально вторым ядром среднеазиатского ИГИЛа.
Об особой вменяемости руководства страны пока говорить рано, есть как небольшие позитивные моменты (активация среднеазиатского диалога по борьбе с афганской угрозой в 2016-17г.г.), так и крайне спорные (официальное почитание Туркестанского восстания 1916г.), в некоторых вопросах бросается в глаза подчинённость властям Узбекистана и Китая. В то же время бросается в глаза показательное битьё посуды в отношениях с Казахстаном (с точки зрения проекта поджога Средней Азии необходимая мера, т.к. кроме РФ [база], Казахстан - практически единственный кто сможет помочь в беде Киргизии). Крайние выборы (окт.2017г.) прошли под лозунгами желания идти на компромиссы, без явных эксцессов.
Таджикистан: зона текущей трансформации силы: из США в исламизм, Китай. В общих чертах повторяет ситуацию в Киргизии, с тем отличием, что тут была гражданская война (1992-97г.г.). Не смотря на некоторый строительный бум и поддержку Китая всё еще крайне бедная страна. Крайне высока вероятность уже местного возрождения исламизма (запрещенная в 2015г. ПИВТ) накладывается на близость и бесконтрольность афганской границы. Т.е. амеры (турки) заготовили сразу несколько сценариев поджога Средней Азии: можно как перебросить войну из Афгана, так и изнутри поджечь парочку государств.
Крайне высока вероятность новой межнациональной резни (опять под ударом прежде всего узбеки - чтобы поджечь соседний более густозаселённый Узбекистан). Крайне высока вероятность, что события тут будет развиваться параллельно с событиями в Киргизии, дабы поставить ОДКБ в неловкое положение (Узбекистан формально вышел из состава, а Киргизия будет требовать помощи себе). Формально исламским движением командуют из Узбекистана (тут тяжело понять: как исламистское движение из Узбекистана будет резать узбеков - но ларчик открывается просто: изначальным бенефициаром данного движения является Турция, а бабло способно творить чудеса). Т.е. вполне может сложиться ситуация, что Узбекистан банально не пропустит войска ОДКБ в Таджикистан, пока ситуация там не выйдет из-под контроля. В годы гражданской войны достаточно большие по численности группы пересекали афганскую границу в оба направления: ряд афганских командиров приняло участие в бд, в то время как мирное население бежало туда (в Афган). Всё это легко может повториться, т.к. не смотря на выполнение мер по примирению, реального примирения не столь много. Крайне примечательно, что гражданская война началась с резни русских при поддержке местного духовенства. Этот ключик позволяет понять скрытые пружины возможного повтора исламистского бунта. Причинами исламистского бунта может стать что угодно: от не соблюдения туристами мусульманских традиций, до повтора эпидемии 1997, или очередные выборы. При желании страну поджечь легко.
О степени подверженности религиозному фанатизму местного населения говорит тот факт, что основные смертники сирийско-иракского ИГИЛа - граждане Таджикистана, т.е. местный ислам поставил на поток производство фанатиков. Маркерами отсутствия примирения также являются: ситуация с ликвидацией генерала Абдухалиму Назарзоду в 2015г., а также референдум 22 мая 2016г. о практически пожизненном титуле Э. Рахмону. Т.е. во внутренней ситуации в Таджикистане складывается ситуация аналогичная ситуации в КСА, когда исламисты временно ушли в тень и вынуждены терпеть светские власти. Референдум - фактически аналог арестов принцев в КСА: он консолидирует все силы против действующего президента. Когда озлоблённые исламисты и обиженные политики придут к консенсусу (либо Рахмон решит передать власть по наследству Рустаму) - начнётся новая война, с тем отличием что радикализация произойдёт крайне быстро. В экономике также засилье семьи. Все предпосылки взрыва имеются, никакого примирения нет - нужна искра. Интересной является биография предполагаемого наследника Рустами - заядлый футбольный фанат, что навевает интересные аналогии (с Украиной).
Узбекистан: зона текущей трансформации силы: из США в исламизм. США лично курируют поставки оружия в государство нужным людям. Турция корректирует распространение исламизма. Одна из следующих целей исламистов в Средней Азии после победы в Туркмении-Киргизии-Таджикистане.
Если Среднеазиатскому халифату удастся закрепиться тут, или хотя бы войти сюда - грозит большими проблемами всем соседям. Население в 30 млн. чел. при чем все молодые - снесут многие преграды, выступая как беженцы, как члены среднеазиатского ИГИЛ. Профит у постановщиков сценария практически в любом варианте, естественно полный захват Узбекистана - даёт бОльшие перспективы. При чем в обоих вариантах имеются свои интересные ньюансы: в случае полного подчинения Узбекистана ИГИЛу - 1) большее число членов-исламистов, 2) бОльшее число беженцев, 3) бОльшая экономическая база под среднеазиатским ИГИЛом, в то время как сохранение анклава Узбекистана может стать основой для сдвига северного рукава Шелкового пути в Казахстан. Спусковой пружиной входа ИГИЛа на территорию страны (с территории Туркмении-Киргизии) может быть как банальное желание расширения, так и бюджетный кризис Узбекистана (за ситуацией в данной стране особо не слежу, но бросается в глаза снижение налогов в 2018г.), а также вестернизация государства (религиозный конфликт). Основными направлениями бегства беженцев из Узбекистана будут Казахстан и РФ. Зона уже второй волны распространения ИГИЛ в Средней Азии.
Одни из самых продвинутых исламистских организаций в регионе, не смотря на попытки властей проводить борьбу с ними. Но в условиях сценария поджога Средней Азии, когда основным условием этого самого поджога является создание резни беззащитных узбеков в прилегающих государствах. А значит и создания потока беженцев в сам Узбекистан. С некоторой долей вероятности лагеря беженцев станут оплотами исламистов по аналогии (по лекалам) событий в Сирии-Ливане. Т.е. изначально эти исламисты будут направлены вовне, но буквально пара неосторожных шагов руководства страны позволит перенести народный гнев на них - за недостаточную поддержку соотечественников за рубежом.
Вторжение халифата также может начаться с повтора Ферганских событий (узбеки vs турки-месхетинцы), благо регион непосредственно примыкает к Киргизстану. Т.е. при запуске проекта подрыва всей Средней Азии я бы вначале повторил погромы узбеков в Киргизии, что вызвало бы волну беженцев, которые бы прибыли в Узбекистан-Фергану. А уже тут узбеки, обозлённые на погромы в Киргизии, устроят резню. Некоторая физическая обособленность долины позволяет получить дополнительное время на организацию процесса.
Оба сценария подразумевают поджег «нижней правой груши своеобразной гантели» государства Узбекистан. Именно узбеки становятся основным движителем среднеазиатского халифата. Хотя если предположить неполный поджог Узбекистана и полную сумму Таджикистан+Киргизия+Туркмения, то примерный паритет.
Тут надо отметить «вменяемое» руководство страны и его «последовательность» в контактах с РФ (на фоне только немного притушенной деруссификации) - то ли ситуация на самом деле уже выходит из-под контроля, что приходится сворачивать деруссификацию, то ли со сменой Каримова пришли умеренные. Узбекистан участвует как в среднеазиатском диалоге по модернизации обороны региона от афганской угрозы, так и контактирует с РФ. Хотя прекращение членства в ОДКБ в 2012г. - и не столь положительный момент для региона, но выдворение США - также стоит немалого (надо понимать что выдворение наиболее боеспособных армий из страны - даёт шансы ИГИЛу тут закрепиться). Также стоит отметить роль Китая, который также пытается заполнить вакуум с уходом США. Китай также не заинтересован в полном подчинении ИГИЛу всей территории, хотя и может пойти на компромисс и согласиться на кусочек. Лично я ставлю на частичную оккупацию территории Узбекистана среднеазиатским ИГИЛом с территории Туркмении (с сохранением Каракалпакии), либо бегство правительства Узбекистана в Казахстан, в случае полной оккупации (чуть менее вероятно).
Если рассмотреть ситуацию с ИГИЛ в Средней Азии, то бросается в глаза его явное иностранное происхождение (Турция, сунниты), как следствие организация данного объединения просто закономерно не решит местных межэтнических и религиозных проблем: поначалу узбеки объединятся под руководящей ролью США (которые последнее время перехватили управление у Турции, пока аятолла не перехватит управление) с прочими своими угнетателями, и, возможно, смогут организовать пару рейдов в Казахстан-Каракалпакию. Но с реальным утверждением на захваченных землях - эти нерешенные конфликты явно вылезут наружу. Дополнительным поводом станет обособление от Турции (США) - в силу различных причин: начиная с того что Иран (шииты) будет сам вынужден ограничивать влияние своего вассала, да и вообще иранский аятолла становится главой мусульманского мира в противовес интересам США. Другим, наиболее существенным, является привязка местных командиров к покоренной местности: они станут получать больше прибыли от грабежа своего удела, нежели от подачек из-за границы (при не способности США быстро создать государство Газневидов в Пакистане-Афганистане со своим аятоллой, полностью верным интересам США). Все эти факторы в куче говорят о том, что буквально после первых успехов (снос Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, поджог Узбекистана) среднеазиатский ИГИЛ обречен на обособление и раздел по этническому признаку: узбеки явно захотят отделиться от бывших угнетателей.
Не заинтересованные стороны. Иран не заинтересован в большом конфликте в данном регионе (им нужен действующий стабильный коридор в Китай). Наибольшей опасностью для Ирана является сростание Талибана и среднеазиатского ИГИЛа - он [данный союз] просто будет вымывать боевиков на свои войны против Ирана. Второй незаинтересованной стороной выступает Китай (испуган, в отличие от ситуации в Афгане, крайне большим населением региона, среднеазиатскому ИГИЛу проще будет взломать китайскую границу, нежели казахстанскую) - может пойти несколько дальше Ирана, вплоть до ввода своих войск в приграничье.
Перспектив у среднеазиатского ИГИЛа - мало: он вспыхнет ярким пламенем и это самое пламя станет залогом его угасания. После - сохранятся отдельные очаги террора и исламизма, но в общем - у этого костра нет постоянного притока новых дров (в отличие от Балканского ИГИЛ, где и внешний интерес сохраняется в длительной перспективе и существуют постоянные перспективы расширения). Стоит отметить и интеграционные проекты РФ, а также наличие военных баз, которые смогут стать оплотами сопротивления, хотя руководство ряда поджигаемых стран явно не понимает угрозы и лично обособляется от роли РФ.
Казахстан: зона текущей трансформации силы: из США в Китай. Ситуацию в Казахстане стоит смотреть только совместно с прочими среднеазиатскими государствами, для того чтобы понять суть происходящих процессов. Страна по ряду признаков способна стать тем буфером, что остановит расширение среднеазиатского ИГИЛа. Для США это является неприемлемым и они проводят политику экономического удушения Казахстана, а также искусственного отрыва от РФ (помощь которой в остановке пожара будет важна для региона). США понимают, что сами тут не способны играть существенную роль потому предпочитают подменять влияние РФ влиянием Китая, что также может служить цели стравливания Китая с РФ. Китай крайне заинтересован в сохранении проекта Шелкового пути и пытается не класть все яйца в одну корзину (РФ) - в этом вопросе Казахстан (с выходом в Каспий) выглядит приемлемо (альтернатива уже почти действующему северному рукаву Шелкового пути). Понимая курс США-Турции на поджег Средней Азии, Китай пытается создать тут буфер, чтоб не своими руками воевать, а переложить эту участь на доверенных лиц. Идеальной кандидатурой такого лица является Казахстан - он слишком далеко от первоначального очага поджога, здесь не столь тяжёлое экономическое положение, как следствие будет иметь дело только с отдельными проявлениями исламизма на своей территории. Существенным фактором станет размещение беженцев из уже подожженных государств. Всё это понимает и РФ. Тут есть повод для конфликта РФ vs Китай, если Китай захочет полностью подчинить Казахстан себе. Т.о. Турция и США будут пытаться поджечь Казахстан исламистами (как изнутри: беженцы, свои, так извне: понижение цен на нефть крайне больно бьёт по бюджету, экономические санкции), в то время как Китай и РФ будут пытаться его тушить.
При вменяемом руководстве страны, когда опирается на стабилизирующую роль РФ-Китая без явного предпочтения кого-либо из них, имеются шансы выстоять как волне мигрантов, так и собственно попыткам среднеазиатского ИГИЛа привнести войну сюда извне. На фоне разгрома среднеазиатского ИГИЛа и его упадка (см.Узбекистан) может стать региональным лидером всей Средней Азии, объединив под своим крылом все пострадавшие страны: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркмению, с маловероятным, но возможным заходом в Афганистан. В данном плане максимум - Казахстан имеет все шансы выйти к Индийскому океану (Афган+Пакистан) = Хорезмшахство, но это крайне маловероятный сценарий, с намного большей вероятностью я ожидаю там реставрацию государства Газневидов. Т.е. я ставлю на создание Тюркского каганата на основе Казахстана (без Афгана-Пакистана), в рамках противостояния со среднеазиатским ИГИЛом. Естественно, что текущая управленческая парадигма существующего Казахстана потребует определённых изменений, которые будут проводиться на фоне противодействия исламистскому террору.
Дополнительной интересной темой Казахстана является ислам и попытки его реформирования, на фоне крайне малого религиозного фанатизма. Это крайне интересная и перспективная точка зрения на фоне уже обозначенных центров ислама в Турции (суннизм) и Иране (шиизм).
С точки зрения внешних игроков намечается определённый дрейф интересов союзников: Китай, как и прежде, будет заинтересован в буферном состоянии Казахстана и в общем вряд ли сменит риторику на фоне разгрома среднеазиатского ИГИЛа. Единственное НО: решит ли Китай после разгрома среднеазиатского ИГИЛа взять регион под свой непосредственный контроль, что может привести в будущем к грандиознейшему конфликту в Средней Азии. С этой точки зрения позиция РФ (ВВП) выглядит более конструктивно и опирается на уже существовавшие интеграционные проекты. Позиция РФ может измениться на подчинение региона, но в отличие от подчинения Китаю имеет исторические ретроспективы, культурную близость, как следствие, будет менее кровавым. В случае вмешательства Китая - вполне вероятен уже «Афган для Китая». С точки зрения Китая проще создать ряд приграничных государств, которые проще контролировать, чем единое среднеазиатское государство. Но данная тактика идёт в разрез с объявленной схемой Шелкового Пути, т.к. не позволит обеспечить полноценную безопасность транспортных потоков, а также будет провоцировать экстримизм как в самом регионе, так и в Западном Китае.
Все эти внешнеполитические перипетии будут сказываться на внутренней обстановке в стране. Ожидаемы лагеря беженцев, хотя с точки зрения Казахстана их проще перенаправить в РФ, тем самым освободиться от её опеки. Ожидаемы террористические акты, т.к. противниками являются откровенные фанатики-фундаменталисты. Ожидаемы нестабильность правительства, вплоть до небольших переворотов буквально на всех предстоящих этапах: пока США-Турция не выдворены - они будут всячески дестабилизировать ситуацию, чтоб дать хоть малейший шанс среднеазиатскому ИГИЛу дотянуться до РФ; с победой над ИГИЛом - возможны перевороты как пророссийские, так и прокитайские, так и с целью установления суверенитета. Если к моменту победы над ИГИЛом сохранится влияние внешних сил, у государства крайне большие перспективы распада на зоны влияния: Ирана, «газневидов», Китай, РФ.
Крайне интересной является тема ситуации соперничества с РФ. Если Россия свернёт с пути суверенитета, то почти однозначно к моменту войны со среднеазиатским ИГИЛ - будет на грани развала, а с началом волны мигрантов из Средней Азии - задохнется от притока беженцев. Именно это нашествие с крайне большой вероятностью станет формальной причиной распада РФ на удельные княжества. В данном сценарии у Казахстана появляется шанс присоединить не только всю Среднюю Азию на и ряд прилегающих регионов РФ с приоритетом по религии (ислам) и этнической (тюрки).