На днях вернулся из Крыма. Ездил отдохнуть, благо для жителей территории 404 вернулась возможность пересечения границы в данном направлении.
Предыдущий раз в Крыму был в 2013 г. (еще при Украине) в Партените. Сейчас "занесло" в Алупку (уже при России). Так что буду сравнивать эти две поездки. Также сильно просятся к сравнению отдых в Кириловке (лично в 2015) и впечатления от отдыха в Одессе-Кириловке (2016, по рассказам друзей-знакомых).
Пересечение российско-украинской границы - отдельная тема.
Мне "посчастливилось" пересекать границу в Чонгаре, так что здесь только о нём. Оба раза пересекал ночью, так что о превратностях дневного "пересечения" знаю только из рассказов других людей.
Впечатления идут в сравнении российского кпп и украинского для большего понимания картинки, т.к. времени на их возведение у обоих сторон было строго одинаково - 2 года (а российская сторона дополнительно столкнулась еще и с проблемами с электричеством и водоснабжением).
Построено-возведено
Россия сумела возвести вполне приличный несколько полосный кпп с единой крышей, приличным освещением территории и будочками с кондиционерами для работников. Ситуацию несколько омрачает подъездная дорога к кпп, которая от Джанкоя так и осталась двухполосной (по полосе на направление). Туалет для путешественников бесплатный.
404 судя по всему планировали что-то подобное и также сделали расширение дороги на КПП, вот только по каким-то причинам несколько полосную инфраструктуру возвести не сумели (не захотели) и ограничились двумя полосами (одна - въезд, другая - выезд), которые виляют по расширенной дороге. Единой крыши нет, как следствие: и проезжим и работникам кпп обеспечено приятное времяпровождение во время непогоды-жары и т.д. Лампы освещения время от времени гаснут и вновь загораются, что добавляет атмосферности ночью. Старое дорожное покрытие было разобрано и заменено на бетонные плиты, которые очень плохо подогнаны межу собой (на столько что у пешеходов отваливаются колеса на сумках).
Принципиальное отличие украинской таможни - то что все пассажиры должны проходить КПП отдельным маршрутом от своего авто (что создаёт дополнительные неудобства: авто уже прошло и ждёт своих пассажиров, но намного чаще пассажиры ждут свою машину за шлагбаумом, в буферной зоне). Тоннель позора для пешеходов чем-то напоминает концлагерь (хорошо хоть для него сделали исключение - установили крышу): проходы порядка 4-5 метров в ширину в каждую сторону отделёны друг от друга металлической сеткой, от улицы - сеткой с колючей проволокой по верху ограды. Через определённые промежутки установлены камеры наблюдения. В этом тоннеле находятся две службы: таможенный и паспортный контроль. В местах их установи из тоннеля имеются выходы на свободу - калитки с замками. При чем для паспортного контроля просто пригнали пару черных микроавтобусов, в которых и ютятся работники. Крыша в месте паспортного контроля предусмотрительно разобрана, что создаёт удобства как путешественникам, так и работникам.
При подъезде с российской стороны бросается к глаза прямо чернота на украинском КПП из-за отсутствия вменяемого освещения. Да, сам КПП освещен, но вокруг - кромешная тьма.
Процесс перехода границы
Россия Оба перехода заняли по времени от силы 10 минут, для авто - до 20 минут. Водилы, которые регулярно ездят уже 2-ой месяц, говорят, что бывают задержки до 3 часов - без каких-либо объяснений, т.е. таможенники свалили в неизвестном направлении и все ждут.
Принципиально придираются к продуктам питания, особенно на въезде в Крым.
Отличие от 404 - то что работники таможни сами бегают за авто и сами бегают, чтоб поставить печать. С другой стороны тут ввели дополнительную бумажку по учету проезжающих авто. КПП достаточно компактный - далеко бегать не приходится. Мне как пассажиру пришлось выйти из авто для контроля багажа и паспортов - в общей сложности это и заняло те самые 10 минут - очереди короткие сугубо из числа пассажиров твоего авто.
К слову: большие автобусы через границу не ходят, все проезжающие авто - до 8 пассажиров.
Основное время пересечения российской границы проходит в очереди перед КПП - тут вышло порядка получаса.
404
О приближении к КПП говорит целая вереница брошенных авто на обоих обочинах. Где-то кто-то охраняет своё имущество. В зависимости от наплыва на границу пассажиров высаживают или вдалеке, или непосредственно перед бетонными блоками поперек дороги. Далее авто идёт своей дорогой, а пассажирам уготована участь пройтись по концлагерному тоннелю.
В самом начале пути пассажиров встречает длинный крытый павильон с будочками, где можно подкрепиться. Второй конец данного павильона сразу выводит в тоннель. Крыша тоннеля низкая металлическая и создаёт интересный эффект при переходе днём (даже не знаю что лучше: под открытым небом или на этой сковороде в 40-ка градусную жару). Тоннель достаточно длинный и пассажиры должны переносить все свои вещи на себе. Не удивительно что людям регулярно становится плохо.
Сами работники - в большинстве своём добродушные, хотя и задают каверзные вопросы. Должен констатировать, что юмор паспортного контроля местами зашкаливает до уровня "хамство", но на фоне всего остального - это прямо мелочи. Именно работники таможни способствовали ускоренному проходу КПП семьям с детьми (без очереди), в то время как отдельные пассажиры препятствовали данному действу. Сам был свидетелем, как одна молодая дамочка не пропустила вперед по очереди мужчину с ~12-тилетним ребенком, не смотря на требование таможенника семьям проходить вместе, - а жену этого мужчины с грудным ребёнком все же пропустила (в итоге жена вынуждена была ждать мужа, но с другой стороны пункта проверки багажа).
Еще одно принципиальное отличие украинского КПП от российского - это то что практически все работники щеголяют с оружием наперевес. При чем в ряде случаев они и автомат-то держать не умеют (или я отстал от жизни: но вот не помню, чтоб разрешалось держать автомат за магазин вверх ногами, вот
как-то так). Что добавляет колорита концлагерному тоннелю: люди с сумками и детьми в руках и зубах за сетчатым забором с колючей проволокой - и вокруг укровояки с оружием. Или другая картинка: бабушка пыталась проехать с внучкой и, видимо, обнаружились проблемы с документами - поэтому укровояка с оружием наперевес конвоирует по этому концлагерному коридору их за границу КПП.
По времени проход по концлагерному коридору занимает не менее получаса (при возврате из Крыма) и 2-6 часов при переходе в Крым. Бывалые рассказывают о стояниях здесь до 14 часов еще зимой 2015-16г.г., но весной ситуация пошла на поправку.