Особенно истерят сторонники "войны а-ля Стрелков". Той, что, напомню, была начата вопреки просьбе Верховного главнокомандующего России, и потребовала затем вмешательства России "отпускниками", чтобы спасти этих самонадеянных "революционеров" от военного разгрома. А заодно сплотила украинское население на почве якобы "российской агрессии".
Итак, сегодня толпы незамутненных эльфов - во многом из плотно сидящих на теме гуманитарки - воют насчет того, что оказывается (ну вот кто бы мог подумать!), ЛДНР видится в составе не России, а некой Украины. И они вопрошают, а почему?
ОК, будем считать, что они правда не в курсе.
Лучше всего сегодня, на мой взгляд, ответ дал Александр Кугучин:
"Это объясняется просто. ДНР и ЛНР демонстрируют свое движение в сторону мирных переговоров, стараясь не давать Киеву дополнительных формальных поводов для отказа. Тем самым они ставят Киев раком на глазах у собравшейся публики. Их поправки, с Крымом или без, Киев не не примет по-любому, а объяснить "мировому сообществу", почему так, тоже не сможет, поскольку как бы Минск. Выход у Киева один - снова замутить войнушку, тем паче хозяин требует, и постараться огрести в очередной раз не так сильно, как в предыдущие".
Но, раз уж зашла речь, я напомню незамутненным эльфам немного новейшей истории.
Рассказы "мы проведем референдум и нас как Крым возьмут в Россию" - местная донбасская политическая сказка. Именно поэтому, когда референдум провели (вопреки прямой просьбе Путина этого не делать, на которую тогдашний рупор донбасских политиков Кассад бодро предложил забить), российские пользователи Фейсбука очень удивились, что дончане решили, будто бы их в Россию сейчас возьмут. При всем моем уважении к дончанам - это факт.
Показываю как есть.
Референдум был 11 мая 2014 года. А вот что говорил Лавров за месяц до него - 11 апреля 2014-го:
А вот что на самом деле Путин говорил 4 марта 2014 года по поводу того, в составе какой страны, по его мнению, должен быть Донбасс:
- По поводу введения войск, использования войск. Пока такой необходимости нет. Но возможность такая есть.
- Что может послужить поводом для использования Вооружённых Сил? Это, конечно, крайний случай, просто крайний.
- И если мы увидим, что этот беспредел начинается в восточных регионах, если люди попросят нас о помощи, а официальное обращение действующего легитимного президента у нас уже есть, то мы оставляем за собой право использовать все имеющиеся у нас средства для защиты этих граждан. И считаем, что это вполне легитимно. Это крайняя мера.
- мы считали, считаем и будем считать, что Украина - наш не только ближайший сосед, а действительно наша соседняя братская республика. А наши Вооружённые Силы - это товарищи по оружию, друзья, многие из них знают друг друга лично. И я уверен, и хочу вот это подчеркнуть, уверен, что украинские военнослужащие и российские военнослужащие будут не по разные стороны баррикад, а по одну сторону баррикад.
- мы считаем, что всем гражданам Украины, повторяю, где бы они ни проживали, должны быть предоставлены одинаковые права по участию в жизни страны и в определении будущего этой страны.
Мой пост от 8 июня 2014 года. Интересно видеть, что вопросы по-прежнему актуальны, и что интересно - для многих являются откровением. Особенно в том, что Путин последовательно ведет свою линию. Одну и ту же. И о том, что Путин прекрасно понимал разницу между Крымом и Донбассом в плане этнического состава и отношения к России - тоже в тексте есть.
Выдержки из "Прямой линии" Путина о Новороссии от 17 апреля 2014 года. Просто напомню.
В.ПУТИН: Может ли быть найден по украинскому вопросу компромисс между США и Россией? Компромисс должен быть найден не между третьими игроками, а между различными политическими силами внутри самой Украины. Вот это чрезвычайно важно, ключевой вопрос. Со стороны мы можем это только поддерживать и сопровождать.Теперь по поводу того, что впереди, что сначала: сначала референдум по конституции, а потом выборы - или сначала нужно стабилизировать ситуацию с помощью выборов, а потом провести референдум? Вопрос ведь даже не в этом - вопрос в том, чтобы обеспечить законные права и интересы русских и русскоязычных граждан юго-востока Украины - напомню, пользуясь терминологией ещё царских времён, это Новороссия: Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса не входили в состав Украины в царские времена, это всё территории, которые были переданы в Украину в 20-е годы советским правительством. Зачем они это сделали, Бог их знает. Это всё происходило после соответствующих побед Потёмкина и Екатерины II в известных войнах с центром в Новороссийске. Отсюда и Новороссия. Потом по разным причинам эти территории ушли, а народ-то там остался.
Да, сегодня они граждане Украины, но они должны быть равноправными гражданами своей страны, вот в чём всё дело. И вопрос даже не в том, что будет раньше, референдум по децентрализации или федерализации, а потом выборы, или выборы, а потом изменение какое-то структуры государства, - вопрос в гарантиях для этих людей.
Вот нам нужно побудить их к тому, чтобы на Украине было найдено решение вопроса, где гарантии. И жители востока и юга Украины вас тоже спросят, и нас, и сегодняшних правителей в Киеве спросят: «Ну хорошо, будут выборы 25-го - вы хотите, чтобы мы их признали? Завтра вы забудете и пришлёте к нам сюда, в Донецк, в Харьков, в Луганск и так далее, пришлёте опять какого-нибудь очередного олигарха. Где гарантии? Нам найти ответ на этот вопрос нужно». Надеюсь, что он будет найден.
******
Р.КУЗНЕЦОВ: Планируете ли Вы ввод ограниченного контингента в юго-восточную часть Украины для защиты русскоязычного населения?Спасибо.
В.ПУТИН: Вы знаете, мы не должны при всём том, что мы сейчас переживаем с Крымом, не должны впадать в какую-то эйфорию и всегда должны исходить из реалий. В чём эти реалии? Ну, во-первых, надо прямо сказать, всё-таки национальный, этнический состав Крыма отличается от юго-востока Украины. Вот эти территории, я только что об этом сказал, были переданы в состав Украины в середине 20-х годов, и потом вплоть до 1954 года, когда Крым уже отдали зачем-то в Украину.Этнический состав там примерно 50 на 50. И я уже говорил о том, что и решение окончательное о возвращении Крыма в состав Российской Федерации было принято только по результатам референдума. Когда я увидел результаты, когда я увидел, что практически всё население «за», повторяю, у нас выбора даже другого не было и другого решения быть не могло.Какая ситуация здесь, мы доподлинно не знаем. Но мы точно знаем, что мы должны сделать всё, чтобы помочь этим людям защитить свои права и самостоятельно определить свою судьбу. Вот за это мы и будем бороться. Я напоминаю, что Совет Федерации России предоставил Президенту право использовать Вооружённые Силы на Украине.
Очень надеюсь на то, что мне не придётся воспользоваться этим правом и что политико-дипломатическими средствами нам удастся решить все острые, если не сказать острейшие, проблемы сегодняшнего дня в Украине.
******
Т.РЕМЕЗОВА: Владимир Владимирович, ещё один интересный вопрос от звонивших к нам на «Прямую линию». Процитирую: «Россия присоединила Крым силой. Значит ли это, что сейчас сила есть единственная гарантия государственного суверенитета в мире?»
В.ПУТИН: Россия не присоединяла Крым силой. Россия создала условия, с помощью, конечно, специальных формирований и Вооружённых Сил, я прямо скажу, но создала только условия для свободного волеизъявления людей, которые проживают в Крыму и Севастополе. А решение о присоединении приняли сами люди. Россия откликнулась на этот призыв и приняла Крым и Севастополь в свою семью. Это естественно, по-другому и быть не могло.Что касается фактора силы в международных делах, он всегда был, всегда есть и, уверен, всегда будет.Вопрос не в этом, вопрос в том, чтобы, понимая, что сила имеет существенное значение в международных делах, государства на международной арене смогли бы исходя из здравого смысла вырабатывать и укреплять такие правила поведения, которые были бы стабильными и давали бы возможность договариваться, искать компромиссы, балансировать интересы государства и народа на международной арене, не прибегая к этой силе. Дело совершенно не в событиях в Крыму. Давайте вспомним, что происходило в Ираке, Афганистане, в Ливии, в других регионах мира. Вот, на мой взгляд, когда мир становится или кто-то пытался сделать мир однополярным, тогда у этого единого полюса возникала иллюзия, что всё можно решить только с помощью силы, а когда появляется силовой баланс, тогда появляется и желание договариваться. Надеюсь, что мы будем двигаться именно по этому пути - по пути укрепления международного права
******
В.ПУТИН: Извините, пожалуйста. Сейчас мы слышим призывы к тому, чтобы люди на юго-востоке сложили оружие, но я своим партнёрам говорю: «Это правильный, замечательный призыв, но тогда армию оттащите от гражданского населения». Потому что совсем с ума сошли: танки, бронетранспортёры (я смотрю на экран телевизора), пушки тянут. Против кого пушки тянут? Совсем обалдели, что ли?
К.КЛЕЙМЁНОВ: Система залпового огня.
В.ПУТИН: Система залпового огня, боевые самолёты летают, «сушки» летают. Совсем сбрендили, что ли? А потом ещё что? Подходят вооружённые отряды националистов. Хорошо, на востоке разоружаться, хорошо, предположим, даже армия отойдёт, отряды националистов почему до сих пор не разоружили? А потом скажут, что мы ничего не можем с этим поделать. Как можно заставить людей на востоке сложить оружие, тем более что на их сторону переходят и бойцы «Беркута», сотрудники Министерства внутренних дел и даже некоторых воинских формирований. Не здесь решение вопроса. Вопрос должен быть решён на пути поиска компромиссов и обеспечения законных интересов этих людей.
Сцылко Итак, Путин последовательно - и через Лаврова, и лично говорил о том, что Донбассу не надо выходить из состава Украины. Напомню, что референдум был как раз об этом.
Сначала вообще планировали ставить вопрос о присоединении к России, потом хоть это убрали, но о выходе из состава Украины оставили:
Вот бюллетени:
Так что, на мой взгляд, изображать наивность нелепо. Не менее нелепо заявлять, будто бы чиновник Сурков, чиновник Лавров или любой другой чиновник может месяцами делать что-либо по стратегическому для Путина вопросу Украины, без ведома Путина. Это даже не наивность, а просто глупость, и непонимание того, как устроен госаппарат и как по реперным точкам отслеживаются действия чиновников.
Так что, вот как раз кто-кто, а Путин и вообще российское руководство весьма последовательны в вопросе геополитики, малой частью которой является украинский кризис. И сегодняшние заявления руководителей ЛДНР, безусловно согласованные с Москвой, бьют в ту же точку - точку денацификации Украины и выстраивания оси Берлин-Москва-Пекин, в которой нет места США как единственной сверхдержаве.
Евгений Ющук,
Профессор УрГЭУ, эксперт по Конкурентной разведке