Я выходил порталом (зодческим) из метрополитена, как из кроличьей норы, в которую Алиса, - подземка информирует, - “спускалась, спускалась и спускалась”, и шатался по туристическим клоакам Петербурга.
От Гостиного двора по Невскому проспекту к Спасу-на-Крови, потом садами: Михайловским и Летним, - до Дворцовой - вдоль дворцов - через Дворцовый на стрелку Васильевского острова, затем - по Университетской набережной к сфинксам, иероглифы которых несут следы репрессий времени Амарны (1).
Обратно - Благовещенским мостом, Английской набережной в сторону Сенатской площади до пристани - на теплоход, идущий островами: через Малую Неву - между Петровским островом и Голодаем, где Пушкин ищет безымянную могилу (2), потом - по Средней Невке вдоль Крестовского и Каменного острова, и, наконец, Большою Невкой вдоль Аптекарского, Петроградского - в Неву вдоль Заячьего и Васильевского острова на ту же пристань.
Тем временем экскурсовод напоминает, что суша Петербурга молода, как будто только вынырнула из морской пучины, не успев обсохнуть, - подуют осенние ветра - Нева оборотится вспять и бросится на город, пытаясь поглотить его, - вот почему о Петербурге говорят - и тот же Достоевский, что здесь под каждой улицей, под каждым домом черный хаос шевелится.
Я возвращался - слева Медный всадник, артифициальный на диком камне, попирает хтонического змея, как саму Неву, а справа здание Сената, где, по букве, пребывает дух закона, а на деле - не то дух конника, не то коня, - напоминающее о Манеже. От Исаакия налево - и снова спуск в подземные каверны.
(1) В. Солкин. Петербургские сфинксы: история приобретения и общий анализ памятников // Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы. - СПб.: Изд-во «Журнал “Нева”», 2005. - С. 25.
(2) А. Ахматова. Пушкин и Невское взморье // Собрание сочинений Анны Ахматовой в шести томах. Т. VI. - М.: «Эллис Лак 2000», 2002. - С. 194.