Присоединяйтесь к нам на Facebook Если хочется снять зрелищное кино с историческим подтекстом, то обычно снимают кино про войну, причем про Великую Отечественную (для остального мира - Вторую Мировую). Причины понятны - мало, кто не знает об этом глобальном конфликте, всегда можно сделать сюжетную линию с обоснованием «чего на войне только не бывает». Американцы снимают про то, как все силы армии брошены на спасение одного единственного солдата. Михалков снимает про то, что сам хочет - тут у него и опальный вояка с железной рукой, и Сталин с гротескными усами, и танкист, перед смертью просящий девушку показать сиськи. К сожалению, все это привело к тому, что про саму войну уже забыли. А про такое забывать нельзя. Именно поэтому я очень рад, что усилиями российских киномастеров на белорусской студии был снят один из лучших в постсоветской России фильм про ВОВ. Честный, зрелищный, без слезинок предателей, без рассуждений о конкретных человеческих судьбах.
Брестская крепость. Мирная жизнь гарнизона. На следующий день - война, заставшая врасплох практически всех и каждого. Горы трупов мирных жителей, пытавшихся покинуть крепость через единственные ворота. Остатки гарнизона, до последнего державшие противника. Первый приказ немцев к отступлению. Многотонная бомба, положившая конец сопротивлению. Расстрел.
Как правильно отметил в беседе о фильме мой хороший знакомый, главным недостатком фильма «Брестская крепость», если сравнивать его с произведениями современного мирового кинематографа, заключен в отсутствии четкого сценария. Правда, мое мнение немного иное - перед создателями фильма стояла задача другогоплана, нежели съемки блокбастера о войне. Если бы им были нужны премии фестивалей и признание кинокритиков, то они скорее сняли бы «Край» или «Утомленные солнцем». В случае с «Брестской крепостью» грех говорить о сценарии - это скорее историческая (пусть и пост-литературная) реконструкция реально произошедших событий. Это фильм не о конкретных человеческих судьбах, как я отметил еще во вступлении, это фильм о войне. У этой войны уже нет другого сценария, как бы ни хотели прибалтийские нацисты его изменить. Что случилось - то случилось, и перед создателями подобных фильмов всегда стоит выбор - либо война является всего лишь декорацией, либо декорациями являются конкретные люди.
Во многом отсутствие какой-либо ярко выраженной лирической сюжетной линии с лихвой компенсируется великолепной актерской игрой Павла Деревянко, Андрея Мерзликина и Александра Коршунова, исполнивших роли командиров очагов сопротивления. До Миронова в «Утомленных солнцем», к сожалению, их игра не дотягивает, но такой задачи не стояло, как в принципе не важен был акцент на отдельно взятом герое. Помнится, в «Погребенном заживо» так же держалось напряжение не за счет развития какого-то действия, а благодаря правильно расставленным акцентам. Да и давайте будем честными - много ли сегодня наших сограждан может сходу рассказать, чем закончился эпизод с Брестской крепостью в самом начале войны, так что «интрига» для большинства сохранится до последних минут фильма.
Что сказать о визуальной части? Мне очень понравилось, столь качественной постановки военных баталий я не видел уже давно, сцену с первой атакой крепости можно смело сравнивать с высадкой десанта из фильма «Спасти рядового Райана». И по уровню реалистичности, кстати, тоже, так что будьте готовы к весьма нелицеприятным сценам с оторванными конечностями и горой трупов.
Вердикт: честное кино про войну. Именно про войну, беспощадную до крайности.
Сходить в кино Click to view
Фотографии (с) Федор
obzorkin Обзоркин для
Обзоркино