еще про кино

Jun 11, 2021 23:14


Вот я, к примеру, люблю фильмы Э.Рязанова. Ну, не все, конечно. Перестроечные и послеперестроечные меня вообще не интересуют, наверное, какие-то видел, но для меня все они - УГ.
А вот советские киносказки- это же классика на все времена. А помнится, где-то у Веллера сказано относительно советской журналистики о том, что советские журналисты никогда не врали. При  этом они умудрялись не соврав ни в едином слове в частностях, в целом выдавать лживую советскую пропаганду. Ну, наверное, в целом похоже.


Фильмы же Э.Рязанова примерно также: в каждом отдельном эпизоде они были весьма правдивы и реалистичны, но в целом - сказки. Собственно, автор этого и не скрывает, в каком-то из его фильмов и звучит, что это сказка, слегка приукрашенная правдой. Но почему эти сказки довольно-таки нелепые и глупые?
Ну, допустим, «Карнавальная ночь» - это всего лишь набор прекрасных концертных номеров, объединенных обаянием Людмилы Гурченко, Юрия Белова и, конечно, Игоря Ильинского. Прекрасно снято, прекрасно спето, прекрасно смотрится и будет смотреться впредь. А что с реальной тогдашней жизнью это соотносилось чуть менее, чем полностью - так что вы хотите от фильма-концерта?
Следующая, «Девушка без адреса», еще при просмотре вызывает чувство досады: ну нельзя же показывать молодых советских людей такими дебилами, которых и в жизни-то не бывает. Сюжет вкратце: парень и девушка знакомятся в поезде, она почему-то скрывает его от своего дедушки, в рез-те парень ее теряет и разыскивает весь фильм. Девица при этом скачет с работы на работу, проживая у разных случайных (но хороших) знакомых. Запомнилась фраза на века «мусик хочет водочки...».

«Гусарская баллада» - вообще экранизация оперетты, тут не о чем говорить. Разве что забавно выглядит мадам Жермон в исполнении замечательной певицы Татьяны Шмыги: тетка в процессе достается то одним, то другим, то потом обратно, при этом ее мнения никто не спрашивает, да она, похоже, и сама не очень-то тяготится положением переходящего приза. Ну и замечтельная Голубкина, двигающаяся со своей истинно женской грацией, по-моему, могла ввести в заблуждение относительно своего пола разве что пьяного поручика Ржевского.

«Зигзаг удачи», «Итальянцы в России», «Берегись автомобиля» - обычные сказки, что там обсуждать? «Человек ниоткуда», которому Э.Рязанов посвятил немало текста в своих мемуарах - откровенная неудача. Обычно у Рязанова 100% попадание при назначении актеров на главную роль, но вот с Юрским что-то не получилось: какой он дикарь, у него на лице написано высшее образование. Хотя вот у Меньшова получилось сделать из Юрского замечательного русского деревенского мужичка.

Или вот особо любимая мной «дайте жалобную книгу». Несложно догадаться, какие кадры про открытие универмага в Усть-Камчатске цепляют меня. Да и Голубкина хороша, и Борисов, и с детства обожаемая мной Лариса Мондрус в конце появляется. Но ведь в целом-то сюжет нелепый. Самоуправство зав.рестораном по переделке весьма прибыльного заведения общепита в модное кафе. Насколько за подобные проделки присела бы директор в реальной жизни (даже имея крышу в лице замечательно сыгранного Крючковым начальника), говорить не стоит, т. к. в реале, как мы знаем, директорами таких заведений становились весьма прожженные личности обоих полов, никогда не пошедшие бы на такие авантюры.

Про «Иронию судьбы» и «Служебный роман» и говорить нечего, в сети многократно обсуждено и осуждено, и в частности, и вообще. Опять же, каждый отдельный эпизод довольно реалистичен (ну, не без обычных художественных преувеличений). Но все вместе - сказки для взрослых. В одной пьяный врач (вспомнилась песня «наутилуса») бросил невесту, загулял в другом городе с училкой, которая ради московской прописки бросила перспективного зажиточного жениха и примчалась в первопрестольную. В другой зачуханый клерк приударил за начальницей с целью добиться своего повышения и преуспел. Ну сказочки, ну сказочники. Хотя смотрятся неплохо до сих пор.

Previous post Next post
Up