Религия - это простой, хотя и очень плохой вариант психологического костыля. Но такой лучше, чем никакой. Хотя лучше бы хороший.
Вот есть некий человек, у которого случилась тяжелая жизненная ситуация. Под огнем он оказался (трусы часто любят этот пример "в окопах атеистов нет", пытаясь оправдать свою трусость тем, что якобы все трусы, хотя исходно в их проблеме нет ничего плохо, страх под огнем - это нормально, плохо становится дело, когда они пытаются придумать себе ненужное оправдание и принизить более смелых людей) или заболел сильно с реальным риском умереть или кто-то дорогих ему людей заболел и т.п. Нормальный человек понимает, что в жизни, к сожалению, иногда приходится оказываться под огнем или болеть и точно придется рано или поздно умереть. Так устроена жизнь: кто рожден - умрет.
Ситуация с риском под огнем в чем то даже благоприятнее болезни, потому что люди нередко тяжело болеют просто в силу неудачного стечения обстоятельств, а под огнем люди нередко Родину защищают - у них есть дополнительная мотивация быть под огнем. Болеют же просто потому, что не повезло - это гораздо тяжелее психологически. Ты жил обычным образом, даже, может, ЗОЖником был, а у тебя бах и рак в 30 лет. Просто случайно тебе выпало быть одним из 100000, у которых так случается.
Нормальный, здоровый адаптированный к реальной жизни человек может с этим жить просто в силу того, что он адаптирован к реальной жизни. Он знает, что все умирают, что может просто не повезти и умереть придется в 30 лет. Ему нет нужды себе придумывать бородатую фею и вечную жизнь.
К сожалению, многие люди не являются психически здоровыми. Это не моя фантазия насчет нездоровья - это вытекает из определения понятия "заболевание". На всякий случай, напомню:
"Заболева́ние - это нарушения нормальной жизнедеятельности, возникающие в ответ на действие патогенных факторов, нарушения работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред".
Человек, который без внешней помощи приходит в психически нестабильное состояние, получает психическую травму под воздействием болезни или внешней опасности, очевидно, имеет заболевание психики, которая не способа адаптироваться к произошедшим изменениям внешней (лежим в окопе под огнем вместо лежания дома в постели) или внутренней (лежим в реанимации и плохо себя чувствуем, вместо нормального сна в домашней кровати) сред. И это психическое заболевание, очевидно, нарушает его нормальную жизнедеятельности, если ему не будет оказана психологическая помощь, травмирует его.
Характеризует ли это такого человека как то плохо? Нет. Это не негативная оценка. Заболеть может каждый. Тем более, что это не какая "постыдная" болезнь, в которой больной виноват сам. Уверен, любой подобный больной был бы рад быть адаптированным к реальной жизни и переносить все ее тяготы без потрясений. Просто у него в силу особенностей его психики и воспитания не получилось стать таковым, но он в этом точно не виноват. Это просто констатация факта - человек болен и ему нужно оказать помощь, иначе он не сможет нормально жить, да и болезнь будет только усугубляться от стресса. Некоторые люди смогут сами справиться с этой болезнью, но лучше помогать. Как оно обстоит с большинством других болезней.
Какая помощь ему может быть оказана?
1. Реальная психологическая помощь, в ходе оказания которой специалист поможет ему справиться с текущей психологической травмой, а также разобраться в причинах дизадаптации и выработать адаптацию к возможным условиям внешней и внутренней среды. Т.е. поможет помочь сжиться с мыслью, что человек смертен, научиться не делать из этого трагедию.
2. Фиктивная помощь. Заболевание не устраняется, но человеку предлагаются некие магические ритуалы, которые якобы способны снизить вероятность возникновения неприятностей или их успешного разрешения, а также специальные идеологические штампы, дающие ложные ответы на типовые травмирующие ситуации. Именно это и есть религия.
Вредна ли религия? Безусловно. Религия - это средство псевдолечения психологических проблем. Как какая-нибудь гомеопатия.
Есть ли от религии польза? В ситуации, когда нет возможности нормально оказывать реальную помощь - безусловно. Религия дает хоть и ложные, но помогающие справляться с психическими травмами ответы и методы. Такая помощь лучше, чем отсутствие помощи вообще. Пусть человек лучше в жизнь вечную верит, чем сходит с ума от неспособности сжиться с неизбежностью смерти. Или пусть он боится божьей кары, если его тянет мальчиков насиловать и расчленять, чем насилует и расчленяет.
Т.е. лучше вылечить нормально, но если такой возможности нет в силу каких-то причин, то религия лучше, чем ничего.
Как гомеопатия - это вполне нормальное вспомогательное средство, помогающее унять тревогу ипохондрику. При условии оказания ему нормальной помощи.
Проблемы начинаются тогда, когда эти псевдоцелители преисполняются ошибочной убежденности о своей реальной роли. Гомеопат начинает пытаться заменить собой онколога, а священник пытается заменить собой психиатра или вообще пытается задвинуть свои ложные психологические костыли как моральный эталон психически здоровым людям. Вот тогда гомеопатия и религия становятся очень плохими штуками.