Коммуна (спасательное судно) Строительство и первые годы
Идею строительства специализированного
спасательного судна для нужд подводников подал в июне 1909 года командир подводной лодки «
Кефаль»
Сибирской флотилии В. А. Меркушов. В своей докладной записке он в качестве примера ссылался на немецкое судно
«Вулкан»[de], характеристики которого ему стали известны ранее, во время службы на
Балтике, из литературы и от офицеров принимавших
подводные лодки типа «Карп» на немецкой верфи
Germaniawerft в
Киле[5].
Прототип: немецкое спасательное судно «Вулкан» (нем. SMS Vulkan) в 1908 году.
Прототип: немецкое спасательное судно «Вулкан» (
нем. SMS Vulkan) в 1908 году.
Идею заметили, и к 1911 году на
Путиловском заводе разработали проект, который оказался лучшим из представленных на конкурс. 5 мая 1912 года c
Обществом Путиловских заводов был подписан контракт на строительство судна.
Корабль был заложен 12 ноября 1912 года.
Крёстной матерью стала третья дочь императора
Николая II великая княжна
Мария Николаевна. 17 ноября 1913 года она
разбила о борт судна бутылку шампанского и дала ему имя «Волхов» (
устар. ««Волховъ»»), по основной версии - в честь
новгородской реки, по другой - в честь
библейских волхвов[6].
14 июля 1915 года на построенном на
Путиловской верфи судне был поднят
Андреевский флаг и оно вошло в состав
Российского императорского флота.
В некоторых источниках утверждается, что при строительстве использовалась особая ковкая корабельная
сталь, прозванная «путиловской», метод изготовления которой впоследствии якобы был утрачен, и благодаря этой стали даже через сто лет после спуска на воду корпусные конструкции корабля находятся в отличном состоянии
[2]. Однако по данным специалистов
Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ), данные утверждения не имеют никаких оснований. В процессе строительства «Волхова» использовалась стандартная на то время сименс-мартеновская сталь (сегодня принято называть её просто
мартеновской, хотя процесс получения данного типа литой стали был предложен
Сименсом и
Мартеном)
[1][3]. В результате проведённых экспертами
Роскосмоса исследований было установлено, что с большой долей вероятности, высокие антикоррозионные свойства стали корпуса «Волхова» были получены в результате её
воронения в ходе строительства судна
[7].
Спуск на воду спасательного судна «Волхов» (Путиловская верфь, 17 ноября 1913 года).
Спуск на воду спасательного судна «Волхов» (Путиловская верфь, 17 ноября 1913 года).
Первым местом базирования судна стал
Ревель, где «Волхов» использовался как
плавучая база подводных лодок Балтийского флота, транспортируя до 10 запасных торпед, 50 тонн топлива, а также предоставляя каюты для размещения до 60 подводников.
Впервые «Волхов» как спасательное судно был применён 9-16 июня 1917 года при подъёме затонувшей подводной лодки
АГ-15 (
проекта «Американский Голланд») у
Аландских островов[8]. Этот эпизод позже вошёл в повесть «
Подводники»
А. С. Новикова-Прибоя, а «Волхов» в ней описан под именем «Мудрец»:
Куда-то уходит, огибая мол, «Мудрец». Это - двойное судно, похожее издали на железный мост с двумя быками. На нем имеются подводные краны мощной силы. Оно появилось на божий свет только во время войны и приспособлено исключительно для того, чтобы спасать погибшие подводные лодки. «Мудрец» выходит на большой рейд и продолжает свой путь дальше. Я провожаю его глазами, а в голове возникает тоскливая догадка, что где-то в море произошло несчастье.
А. С. Новиков-Прибой «Подводники» «Волхов» и поднятая им АГ-15
«Волхов» и поднятая им
АГ-15 С 4 сентября 1917 года - флагманский корабль Дивизии подводных лодок Балтийского флота.
24 сентября (
7 октября)
1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «
Единорог» (
типа «Барс»)
[9].
ну и так далее, по ссылке -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B0_(%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE)
с чего о корабле пишу - вчера с ним произошла странная история, то ли сам загорелся, от старости, наверное, то ли небратья ракетой шарахнули и повредили, критически или не очень.