Gangsta Girls: число женщин в преступном мире Индии растет
В последнее время женщины в Северной Индии фигурируют в заголовках газет как гангстеры. Их используют для разведки, медовых ловушек или случайных перестрелок, но даже в мире криминала они сталкиваются с тысячелетним патриархатом.
Северная Индия издавна славится своей грубостью и жестокостью, примером которой являются воины и борцы. В последнее время она приобрела дурную славу благодаря своим женщинам-бандиткам. Вот несколько недавних заголовков:
18 июня 24-летняя Ану воспользовалась социальными сетями, чтобы заманить Амана Джуна в кафе Burger King в Раджури Гарден в западном Дели. Когда он пришел, она села напротив него и начала болтать.
Через несколько минут в ресторан вошли двое мужчин и сели рядом с парой. Затем они достали пистолеты и выстрелили в Амана. Он подбежал к стойке, перепрыгнул через нее и спрятался, но стрелявшие последовали за ним; один из них разрядил в Амана две пистолетные обоймы, прежде чем переключиться на второй пистолет. Около трех десятков зевак выбежали из Burger King.
Беглый Химаншу Бау, подельник печально известного гангстера Нираджа Баваны, который сидит в делийской тюрьме Тихар, взял на себя ответственность за убийство, заказанное в качестве мести за убитого товарища.
Но именно Ану
привлекла внимание прессы. Прозванная в СМИ «Леди Дон», она якобы была близким помощником Бхау и играла роль "
медовой ловушки". «Это была расставленная ею ловушка», - рассказала RT семья Амана.
Еще один сенсационный инцидент произошел в январе, когда Дивия Пахуджа (27 лет), бывшая модель и бывшая подруга гангстера Сандипа Гандоли,
была убита выстрелом в голову в отеле в Гургаоне, городе-спутнике в пригороде Дели. Ее тело было найдено в дальнем канале 11 дней спустя.
Дивия Пахуджа.
Когда ей было 18 лет, ее обвинили в том, что она заманила своего парня в «медовую ловушку», в которой он был застрелен полицией Мумбаи в ходе якобы подставной встречи. Она провела семь лет в тюрьме, а в прошлом году вышла под залог.
В марте Анурада Чоудари, также известная как «Револьвер Рани» (королева оружия),
попала в газетные заголовки после того, как надела розовое сари и вышла замуж за другого заключенного в тюрьму гангстера - это была традиционная индийская свадьба. Полицейский контингент был свидетелем бракосочетания. На свадьбе присутствовал полицейский контингент.
Анурада Чоудари по прозвищу «Мадам Минц». По данным полиции Харьяны, Анурадха и члены ее банды занимались громкими вымогательствами, контрабандой спиртного, торговлей оружием и захватом земель, убивая своих противников.
Возникновение тенденции
Нынешняя тенденция вовлечения женщин в тяжкие преступления началась с
убийства в мае 2022 года певца-рэпера Шубдипа Синга Сиду, также известного под сценическим псевдонимом Сиду Муз Вала, предположительно совершенного бандой Лоуренса Бишноя.
Муз Вала вызвал споры отчасти из-за своих текстов, а в 2020 году его обсинили в пропаганде культуры оружия в песне.
А если углубиться в прошлое, то
Сону Пенджабан, печально известная секс-рэкетирша из Дели, послужила источником вдохновения для создания женского персонажа-гангстера в болливудской комедии.
Более известна Пулан Деви, ставшая жертвой домашнего насилия, изнасилования и публичного унижения; чтобы отомстить, она
стала бандиткой и превратилась в легенду. (О ней был снят биографический фильм «Королева бандитов» («Bandit Queen»)).
Деви, родившаяся в семье низшей касты в отдаленной деревне в штате Уттар-Прадеш, стала самой известной в Индии преступницей. Обвиненная в 48 крупных преступлениях и просидевшая в тюрьме 11 лет без суда и следствия, она впоследствии стала членом парламента и видным лидером низших каст Индии. Она была убита возле своего дома в Дели в 2001 году.
«Королева бандитов»: индийская правозащитница, бандитка и политик Пхулан Деви (1963-2001) приветствует своих доброжелателей, стоя на крыше автобуса, в котором она ехала, чтобы сдаться в Бхинде, Мадья-Прадеш, Индия, в феврале 1983 года.
В марте этого года полиция Чандигарха (общей столицы североиндийских штатов Пенджаб и Харьяна) арестовала Пуджу Шарму и двух ее сообщников,
сорвав заговор, направленный на заклятого соперника банды Бишноя.
На допросе она рассказала, что вступила в банду, потому что была очарована личностью Бишноя и влюбилась в его близкого соратника.
Источники в полиции рассказали, что банды ищут для вербовки молодых женщин, интересующихся криминалом. Их работа не ограничивается разведкой или ловушками; некоторым иногда поручают расстрелы.
Патриархат и преступная жизнь
Дивьянджали В., судебный психиатр из Лакнау, столицы штата Уттар-Прадеш, считает, что патриархат способствует тому, что женщины выбирают преступную деятельность. В патриархальной структуре семьи женщина подчиняется мужу, отцу и свекру, даже сыновьям, в зависимости от главы семьи.
«Мы знаем, что против женщин совершается много преступлений, поскольку они биологически более уязвимы», - сказала Дивьянджали в интервью RT. «Женщины веками подвергались патриархату и они продолжают чувствовать себя оттесненными на второй план».
Согласно
Индексу женщин, мира и безопасности от 2023 года, опубликованному американским
Джорджтаунским институтом женщин, мира и безопасности, Индия занимает 128 место из 177 стран с точки зрения интеграции, справедливости и безопасности женщин.
Согласно последним данным Национального бюро регистрации преступлений Индии (
NCRB), в период с 2018 по 2022 год количество преступлений против женщин выросло на 12,9 %. Большая часть этих преступлений была совершена мужьями или родственниками (31,4 %), за ними следуют похищения и насильственный увоз (19,2 %), нападения (18,7 %) и изнасилования (7,1 %).
Член Комитета Конгресса штата Дели-Прадеш выкрикивает лозунги в знак протеста против жестокого обращения с женщинами в стране во время демонстрации в Нью-Дели 5 ноября 2020 года.
Жестокое обращение в семье привело Шантадеви Паткар к преступной жизни. Прозванная «наркокоролевой Мумбаи», она страдала от жестокого обращения мужа. Идея заработать деньги на торговле наркотиками привела ее на другой путь.
Дивьянджали утверждает, что большинство преступлений кажутся тем, кто их совершает, рациональными, поскольку они стремятся к лучшей жизни или спасаются от плохой ситуации.
Женщины-преступницы - не исключение. «Они считают, что это оправдано и поможет им почувствовать себя лучше, потому что преступление - это то, что причинило им вред», - говорит она. «Мотивацией могут быть любые предыдущие травмы или инциденты. Это может быть сильная эмоция, например любовь».
Женщины как расходные пешки бандитизма
Саима (имя изменено для защиты личности), бывшая заключенная тюрьмы Тихар, рассказала RT, что женщины, вовлеченные в организованную преступность или банды, считаются расходным материалом. «Мужчины, возглавляющие банду, нанимают вокруг себя целый слой людей, которые затем нанимают еще один слой людей, которые нанимают женщин для мелкой работы», - сказала она. «Женщины - это одноразовый/расходный материал. Они служат в основном пешками. Эти банды ищут козлов отпущения».
Поскольку это легкие деньги, женщины могут не знать о последствиях или их заверили, что если что-то случится, их защитят, что случается редко.
Равиндра Б. Вайдья, основатель и президент некоммерческой организации Voluntary Action for Rehabilitation & Development (
VARHAD), занимающейся обеспечением доступа заключенных к правосудию, рассказал RT, что женщины-гангстеры более распространены в крупных городах. «Структура преступности зависит от географического района, и существует огромная разница между преступностью в крупных городах и в маленьких городках в сельской местности Индии», - пояснил он.
Большинство женщин-заключенных, с которыми работает организация Вайдьи, - это впервые осужденные за убийство супруга в ответ на домашнее насилие. Но женщины в организованных преступных группировках или бандах могут оказаться там по другим причинам. «Они могут быть там и ради власти», - говорит он. «В нашем обществе, где доминируют мужчины, преступность также является источником власти. А мужчины считают, что у женщин этой власти быть не должно».
По словам Вайдьи, некоторые женщины, занимающиеся организованной преступностью, либо замужем за преступниками, либо имеют в семье мужчину, занимающегося незаконной деятельностью.
«Член семьи с криминальным прошлым умирает, погибает во время полицейской „перестрелки“ или попадает в тюрьму и у женщины не остается другого выхода, кроме как обратиться к преступной деятельности, потому что легально заработать деньги сложно», - говорит он.
Постер фильма «Револьвер Рани» (англ. Revolver Rani) - индийский комедийный криминальный драматический фильм на языке хинди 2014 года режиссёра Саи Кабира с Канганой Ранаут, индийской актрисой, кинорежиссёром и политиком, являющейся членом парламента от Манди с июня 2024 года.
Сайма согласна с этим. Она говорит, что знала в тюрьме женщин, которые до замужества не имели никакого отношения к преступности, но, войдя в семью, занимающуюся торговлей наркотиками или запрещенными спиртными напитками, они тоже оказались втянутыми в это дело.
«Но они не жалеют об этом, потому что считают, что это важно для их выживания и для семьи», - добавила она. «Большинство этих женщин не задумываются. Они выполняют возложенные на них обязанности. Работу по расширению бизнеса выполняют мужчины».
Джоши сказал, что большое количество молодых полуобразованных женщин, вовлеченных в организованную преступность, ведут экстравагантный образ жизни или работают в сомнительных компаниях. Эти женщины занимаются фишингом, похищением людей, шантажом, торговлей людьми и наркоторговлей. По словам Джоши, большинство этих женщин занялись такой деятельностью во время пандемии Covid-19.
У некоторых из них был свой бизнес или хорошая работа, но из-за Ковида и экономического спада им пришлось искать альтернативную работу. «Некоторые из них - матери-одиночки», - отметила она. «У них не было выбора, и они воспользовались шансом, чтобы поддержать своих детей».
Женщины - всего лишь солдаты
По мнению
Барши, криминального психолога из Дели, женщины в бандах - редкость, потому что в организованной преступности в Индии преобладают мужчины.
С этим согласна Прагния Джоши, координатор инициативы «Тюрьмы Раджастана» из Народного союза за гражданские свободы (PUCL), правозащитной организации. «Менее пяти процентов женщин могут быть вовлечены в организованную преступность», - сказала она RT. «Некоторые женщины вовлечены в организованную преступность, но большинство из них - нет».
И Барша, и Прагния сообщают, что женщины играют незначительные роли в торговле наркотиками, нелегальным алкоголем и в «медовых ловушках». «Мы редко видим женщин, возглавляющих банды», - говорит Барша. «Многие женщины выступают в качестве прикрытия. За кулисами банду возглавляет один или несколько мужчин».
Барша сказал, что люди очарованы женщинами-гангстерами, поскольку они редко о них слышат. «Существует в некоторой степени прославление, равно как и шокирующая ценность женщин-гангстеров», - сказала она. «Это люди ставят женщин на пьедестал, как будто они не могут сделать ничего плохого или совершить преступление. Человеку свойственно совершать преступления».
Она добавила, что обычно женщины воспринимаются как матери, которые должны защищать, заботиться и воспитывать. «Тот факт, что женщины-гангстеры существуют, противоречит этому представлению».
Джоши утверждает, что общество рассматривает этих женщин как преступниц, которые морально деградировали. “Общество не думает, что женщины могут быть амбициозными”, - сказала она. «Женщины считаются послушными людьми, которых нужно контролировать. Общество не очень хорошо воспринимает, когда женщины вырываются на свободу, [вне зависимости от того] преступницы они или нет».
По мнению Дивьянджали, женщин в организованную преступность может толкать множество факторов. «Это может быть бедность или если им просто нравится быть у власти», - говорит она.
Она встречала в тюрьме женщин, которые занимались организованной преступностью, потому что их принуждали к этому бойфренды - в частности, к торговле наркотиками или отмыванию денег. Однако многие женщины добровольно соглашаются участвовать в мошенничестве из-за возможности работать на дому. «Они могут обманывать людей, не выходя из дома и зарабатывать легкие деньги», - говорит она.
На этой фотографии, выпущенной Департаментом информации штата Гуджарат 6 июля 2010 года, женщины-заключенные делают аггарбаттис, палочки для благовоний, в центральной тюрьме Сабармати в Ахмадабаде. Внедрение различных профессий для того, чтобы занять заключенных, было инициировано местной неправительственной организацией.
Приехали сдавать экзамены, попали в банды
Джоши рассказал об одном случае, произошедшем с молодой женщиной из семьи среднего класса. Она отправилась в Джайпур, столицу пустынного штата Раджастхан, для сдачи конкурсных экзаменов. Ее парень и она привыкли к определенному образу жизни, и, чтобы сохранить его, он убедил ее участвовать в шантаже и похищениях.
Так было и с Ану, которая однажды осталась в Дели, чтобы подготовиться к конкурсным экзаменам, но связалась с бандами.
«Был случай, когда девушка из Дели приехала в Джайпур», - говорит Джоши. «Она была первой в своей семье, кто поступил в колледж, и происходила из скромной семьи среднего класса. Ей нужно было обеспечивать себя, и она стала работать „эскортницей“. Она связалась с бандой и начала заниматься фишингом, но в итоге была арестована».
Джоши говорит, что трудно точно определить давление, необходимое для вступления в банду. «Брак, независимый образ жизни, а также выходцы из маленьких городов, пытающиеся создать собственное пространство в большом городе, - это довольно сложная задача», - сказала она.
Вайдья, напротив, говорит, что молодых женщин привлекает жизнь гангстеров. Даже в маленьких городах можно услышать о «леди Дон», даже если она не совершала преступлений», - сказал он. «Ее поведение, например, словесные споры с мужчинами, вдохновляет других женщин».
Сайма говорит, что ей редко приходилось видеть женщин-гангстеров, обладающих большей властью, чем мужчины. «Я знала одну женщину-гангстера, которая обладала значительной властью, но ее характер не был особенно женственным, поэтому мужчинам-преступникам было легче принять ее власть», - сказала она. «Она не была обычной индийской женщиной».
Последнее слово Саймы по этому поводу: «Несмотря на все усилия, женщина не может обладать той же властью, как мужчина, потому что она женщина».
Автор: Рифат Фарид, независимый журналист из Индии