Иркутск.
Сибирские новости Галерея скульптуры открылась в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева в пятницу, став четвертым подразделением в составе учреждения. Это первое открытие нового подразделения музея с 2001 года - после запуска «Усадьбы В.П. Сукачева», и первое новое здание в составе музея с 2008 года, когда в усадьбе была сдана в эксплуатацию картинная галерея.
«Идея была рождена совместным мозговым штурмом руководителей и сотрудников художественного музея. Мы получаем после многолетней реконструкции дом конца 19 века на улице Баснинской, ныне - улица Свердлова. Мы обсуждали, что может быть размещено на небольшом количестве площадей наиболее комплексно, целостно, интересно и чего не хватает посетителям, ценителям искусства и нашим гостям. В результате пришла мысль, что ценнейшим в наших фондах являются произведения скульптуры и пластики», - отметил на открытии директор музея Александр Гимельштейн.
Небольшие комнаты деревянного особняка позапрошлого века по ул. Свердлова, 16 наполнили отечественной скульптурой двух столетий: работы Р.Р. Баха, Е.Е. Лансере, М.М. Антокольского, А.С. Голубкиной, С.Т. Конëнкова и других мастеров.
Основные шедевры остались в экспозиции главного здания (ул. Ленина, 5). Однако многим иркутянам известная композиция «Материнство» Василия Ватагина, ранее встречающая гостей в главном здании на 2-м этаже, в настоящее время «переехала» в Галерею и стала центром «детской комнаты». По словам заместителя директора по научной работе Татьяны Огородниковой, пока скульптура размещена временно, но не исключают, что она может стать постоянным экспонатом Галереи.
Первый зал встречает скульптурой 19 века, в том числе горельефом «Голова Христа» Марка Антокольского. Всего в коллекции музея 5 работ автора, одна из которых - «Иван Грозный» - находится в постоянной экспозиции центрального здания. Также в этом зале расположены работы Анны Голубкиной. В собрание иркутского музея творения скульптора поступили в 1953 году после закрытия мастерской А. Голубкиной в Москве.
Второй зал собрал произведения уже советского искусства, например, классика Олега Комова «Женский торс», сочетающий камерность и монументальность. Украшают экспозицию акварели Татьяны Мавриной.
В третьем зале посетители сразу обратят внимание на бюст В. И. Ленина работы Николая Андреева, который еще при жизни Владимира Ильича рисовал и лепил его, создав так называемую «лениниану». Также в зале можно увидеть бюст Кирова в исполнении Николая Томского (автор памятника Ленину в Иркутске).
Сформированную из около 30 работ постоянную экспозицию планируется обновлять художественными произведениями из фондов музея, тематическими выставками, привозами отдельных авторов.
Настоящим подарком для горожан и гостей станет посещение «Особой кладовой» - небольшого затемненного зала, вместившего уникальные работы камнерезов из частных коллекций: около 50 произведений, выполненных из кварца, хрусталя, нефрита, яшмы, жемчуга и других материалов в совершенно разных техниках. В коллекции представлены работы питерских и иркутских мастеров, в том числе молодых авторов.
Отдельные работы в Кладовой будут меняться: «В случае, если коллекционер решит забрать работу, мы будем подставлять что-то другое», - комментирует член Союза художников, заслуженный деятель камнерезного искусства России Наталья Бакут. Также в планах периодически, вплоть до полного снятия основной экспозиции Кладовой, привозить персональные выставки камнерезов. Уже сейчас возможностью выставиться интересуются китайские и уральские мастера.
Кроме того, во дворе между основным зданием и зданием Галереи скульптуры будет создан сквер, в перспективе названный «Сукачевским». «Очень важно создать единое смысловое, общественное пространство между этим зданием (Галереи скульптуры - прим. ред.), главным зданием на Ленина, 5 и большим двором между ними», - подчеркнул А. Гимельштейн.
К маю будет завершен конкурс среди архитекторов и дизайнеров ИРНИТУ, связанный с организацией пространства во дворе. В музее рассчитывают, что студенты, выпускники художественных отделений монументалистики, дизайнеры иркутских вузов смогут себя реализовывать.
«Скульпторов в составе иркутского отделения Союза художников можно пересчитать по пальцам. Так случилось, что в Иркутске нет ни скульптурной базы, ни людей, которые занимаются, ни системных городских или областных заказов. Я думаю, что с возникновением такого музея ситуация начнет кардинально меняться. Такие проекты будут побуждать к творчеству, давать на этой площадке развиваться», - считает руководитель ИРО Союза художников России Наталья Сысоева.