В начале весны в Иркутске состоялся концерт исполнителя песен советской эстрады Владислава Косарева. Певец посетил областной центр в третий раз и выступил с Губернаторским симфоническим оркестром. Корреспондент информационного агентства «
Сибирские новости» встретилась с Владиславом и побеседовала о весне, советской эпохе и современном состоянии эстрады.
Начнем разговор так: весна началась. Владислав, Ваше самое яркое весеннее впечатление из детства?
Я помню те времена, когда были высокие сугробы, даже в Москве, вернее, в Смоленске, где я родился. И самое яркое весеннее впечатление - когда вся эта масса начинает таять и течь. У нас такие были потоки в Смоленске! Во-первых, безумно красиво шлепать по этим лужам, сам процесс шлепанья чрезвычайно интересен. А во-вторых, когда это всё журчит и переливается на солнце - это непередаваемое ощущение.
Это именно с природой связано?
Конечно, прежде всего.
Это приходится на период советского времени, совершенно другая страна, совершенно другая эпоха - всё другое. Какие остались яркие воспоминания оттуда?
Поздней весной начинали квас продавать в больших бочках, и с бидончиками народ выстраивался в очередь. Потом весной с чистой совестью можно было у мамы выпросить мороженое, зимой кто его даст? А с весны начиналось полугодовое безумное удовольствие, когда можно купить пломбир или шоколадное мороженое в вафельных стаканчиках. Так что, если говорить о гастрономических впечатлениях, - это мороженое и квас.
Сейчас много гастролируете. Где-то ещё встречаются советские «оазисы», ностальгические?
Советская эпоха оставила много памятников - начиная с архитектуры, заканчивая масштабными гидроэлектростанциями. Пойдем дальше: у меня 70% репертуара - это советская эстрада, которая, как я часто говорю, не стареет. Эпоха со всеми её противоречивыми и неоднозначными явлениями оставила колоссальный запас прочности. До сих пор мы смотрим фильмы, которые можно смотреть второй или третий раз, а «Бриллиантовую руку» - в десятый, всё равно смеются. Уже знаешь наизусть все эти шутки, мизансцены, но всё равно это смешно, потому что это очень талантливо, это гениально. И то же самое с песнями. «Весна на Заречной улице» прозвучала Бог знает когда в черно-белом фильме, её спел Рыбников, но где-то в компании, я уверен, вы не поёте песни из репертуара певца N, при всём к нему уважении, а если вы затянете «Когда весна придёт, не знаю, пройдут дожди...» - весенние песни, которые знают почти все, во всяком случае, два куплета точно, некоторые - шесть. Седьмой про комсомольский райком никто не знает, но и не страшно.
К счастью, эти оазисы встречаются очень часто. Культурное наследие советской эпохи до сих пор востребовано.
Востребовано ли?
Судя по моим залам, да. Во-первых, не всю советскую эстраду еще перепели, во-вторых, периодически мне удается находить такие песни, которые были незаслуженно забыты, в-третьих, у меня на концертах бывает публика не только «за...», но приходят и достаточно молодые. Многие из них слышат песни в первый раз, и, как ни странно, люди, которые моложе меня, находят в этой эстраде что-то свое - очень актуальное, современное.
Сейчас время санкций, кризисов и прочих потрясений в стране. Это как-то отразилось на артистах, музыкантах, гастрольной деятельности?
Честно сказать, лично на мне нет. Я сейчас формирую график на февраль и март 2016 года, и у меня уже стоит около 16 концертов. Наверное, кого-то это коснулось. Но знаете, я начинал свою сольную деятельность в один кризис и продолжаю ее в другой. Начинать было тяжело, но уже тогда я давал сольные концерты. Не чувствую, наверное, потому что музыка, которую я пою, будет востребована в любой кризис, в любое время, и даже скажу смело, при любом политическом строе.
Но филармонические концерты не настолько популярны, нежели концерты поп-артистов, которые собирают стадионы.
Вопрос: а кто у нас сейчас собирает стадионы? Это Дискотека 80-х и 90-х - не один исполнитель, как это было в старые добрые времена, а набирается обойма из нескольких исполнителей, каждый из которых поет по 2 - 3 песни. Если мы посмотрим на Москву: Кремль у нас собирает «Хор Турецкого» и, наверное, Иосиф Давидович (Кобзон - прим. автора). Мой формат не собирает стадионы - и ладно. Но залы 500 - 1000 человек собираются регулярно. Поэтому я не чувствую в этом смысле огорчения.
Как в России, на Ваш взгляд, обстоят дела с культурой, не происходит ли какая-то деградация? На мой взгляд, все идут в бесконечные торговые центры, а не насладиться духовной пищей.
Я не могу пожаловаться, что у меня полупустые залы. Если смотреть по стране, то у нас очень сегментирован музыкальный рынок. У каждого исполнителя есть своя аудитория, и она никак не пересекается с аудиторией других артистов. Почему меня это неприятно удивляет? Потому что какие-то 30 лет назад были знаковые фигуры, которых любили и знали все. Анну Герман обожали если не все, то 97% жителей Советского Союза. Раннее творчество Аллы Борисовны (Пугачевой - прим. автора) в 70 - 80-е годы - это же фантастика! И если посмотреть дальше в эпоху: тот же Магомаев, та же Зыкина - исполнителей было много, и они были любимы разными людьми, разными по социальному статусу. А сейчас как-то странно: нет глобальных, крупных личностей, исполнителей, которые были бы способны своим творчеством увлечь миллионы. Именно увлечь, вдохновить. Не развлечь! Хотя ничего дурного в этом нет. В конце концов, Аркадий Райкин развлекал гениально. Или тот же Гайдай. Но что касается музыки: с классической музыкой ничего не произошло, несмотря на то, что огромное количество исполнителей уехали за границу. Но что касается эстрадной: пересматривал концерт Стинга в Берлине с Берлинским филармоническим оркестром... Это фантастика! Чтобы так петь и исполнять, аранжировать популярную музыку! Понятно, что Стинг - уже живая классика, но тем не менее, это же не Людвиг Ван Бетховен. И это настолько вкусно и стильно сделано. И я смотрю - и там стадион. Там "Scorpions" с Берлинским филармоническим - и тоже стадион. Американцы и европейцы делают очень качественный музыкальный продукт, который экспортируется по всему миру. Но если мы будем говорить о нашей эстраде, то это катастрофа. За редким исключением.
В чем у нас проблема?
Знаете, один советский деятель, личность очень неоднозначная, говорил правильные вещи, и одна из них звучала так: «Кадры решают все». У нас утеряна, прежде всего, идеология. Раньше при всей системе худсоветов все-таки существовал какой-то фильтр допуска на сцену: и песен, и исполнителей. Как 80-е наступили, с эпохой «Ласкового мая», всё то, что было у нас - великолепная, элегантная, стильная советская эстрада, - это всё рухнуло разом вместе с Советским Союзом.
То есть это всё началось в 80-е?
Да. Это процессы взаимосвязанные. Рухнула страна - рухнула культура.
Кажется, что и сейчас на концерты живой музыки не очень принято ходить: есть интернет, есть диски - необязательно куда-то идти. Или это веяние современного мира и цифровых технологий, или это всё-таки воспитание?
Почему мы с Вами встречаемся, а не общаемся по скайпу? Но я попытаюсь ответить на свой же вопрос: в живом общении есть что-то труднообъяснимое, что ни одна цифровая технология поймать не может и никогда не сможет. То же самое с концертами. Да, можно смотреть в записи шикарно снятый и смонтированный концерт, того же Стинга. Но если попасть на его концерт вживую, это другое. Почему - мы никогда не объясним.
Но не всем же нужны эти эмоции. Посмотрел, впечатлился.
Это самое страшное.
А воспитание? Влияет на современную ситуацию?
Понимаете, какая штука? Есть такой мудреный термин - «дух времени». «Дух эпохи» слишком помпезно звучит, «дух времени», наверное, правильнее сказать. Он формируется из нас всех. Сейчас мы с вами живем в 2015 году, и вот то, что мы делаем на своей работе, то, что мы слушаем, о чем мы говорим, о чем мы думаем - все это создает труднообъяснимое, не люблю этот термин, но энергетическое поле. И каким оно будет, каким будет дух этого времени, какие будут люди, какие у них будут потребности, зависит от каждого человека в отдельности: что он выбирает в настоящее время - какую музыку слушать, какой фильм смотреть, с кем общаться. Влияют и лидеры, какие есть внутри любого человеческого сообщества. Это не только политические деятели, но и когда «поэт в России больше, чем поэт». Есть отдельные представители нашей культуры, которым было всегда дано «глаголом жечь сердца людей», как сказал Александр Сергеевич. Кому-то глаголом, кому-то звуком, кому-то кистью. Поднимать людей, вести за собой, пробуждать человеческое начало, а не животное, - это задача любого артиста, художника, творца. Но проблема в том, что таких творцов у нас сейчас мало. Еще каких-то лет 30 назад их было гораздо больше.
И все-таки возвращаясь к вопросу воспитания. Воспитание - оно воспитывает общество. И если человеку с младых ногтей давать понять, что это хорошо, это красиво, это нужно, культурой и искусством надо интересоваться, надо ходить в музей, классическую музыку слушать...
Не только классическую, но и эстрадную. Какой-нибудь джаз замечательный, того же Дюка Эллингтона.
Но сейчас же нет этого воспитания!
У нас вообще воспитание в ужасном состоянии. Потому что, как показывает мой скромный жизненный опыт, к каким-то вещам человека надо приучать, где-то даже прилагать силы. Подчас, чтобы что-то настоящее, светлое в человека вложить, приходится прибегать к суровым методам.
Все-таки школьное образование и вообще образование советской эпохи - оно было не таким плохим?
Оно было очень хорошим. Конечно, оно было очень сильно завязано на идеологии, но там была идея. А сейчас какая идея, ради чего?
Буквально на днях прочитала мнение в Интернете: сейчас эпоха цифровых технологий, надо людей учить учиться. Необязательно ходить с 8 до 14 часов в учебное заведение, чтобы получить какие-то знания. Можно почерпнуть что-то в Интернете, можно самостоятельно что-то прочитать.
Я бы поспорил с этим. Самообразование никто не отменял. Но без общения с учителем любое ремесло невозможно освоить. Сейчас много инфантильности.
Откуда она берется?
Гумилев еще в прошлом веке сказал, что мы утратили пассионарность. Это сложные духовные процессы, все начинается тогда, когда человек теряет вкус к жизни, теряет креативность, когда он только потребляет.
И ещё одно мнение: общество может быть счастливым, если оно духовно и культурно развито, и, как следствие, тогда оно успешно.
С этим не поспоришь. Только как это делать? Это же очень сложно. Меня как-то спросили: «Как в человеке воспитать патриотизм?» Как человека можно научить любить родителей? Этому невозможно научить. Это, конечно, как-то воспитывается, но здесь вопрос: как это делается? У меня самого таких вопросов долгое время не возникало, перед глазами был человек, который воевал до мая 45-го года, потом до декабря 46-го на Украине с бандеровцами, - это мой дед. Поэтому никто никогда не говорил, что надо любить Родину. У меня перед глазами был пример человека, который каждый день вставал, как на работу, под пули. И никогда он мне не читал никаких нравоучений, никогда не беседовал со мной на пафосные темы. Он фактом своего существования сразу ответил на все вопросы, которые у меня еще не начали появляться. Верим мы или нет, но есть в человеке две силы: одна хочет человека разрушить, превратить в животное, а другая хочет, чтобы в человеке пробудилось божественное начало. Вот и все.
Любой человек всегда делает выбор - и в своей профессии, и в том, что он слушает, что он смотрит, что он читает: либо он превращается в скотину, либо пробуждает в себе божественное начало, становится человеком в высшем смысле этого слова.
Такая теологическая точка зрения.
Просто я считаю, что она единственно правильная.
Вернемся к советской эстраде. Насколько сейчас эти песни могут быть востребованы?
Показатель - зрительный зал. Если люди приходят - это востребовано. Я уверен: советская эстрада будет актуальна еще очень долго.
Каков процент, например, тех, кто родился в 90-е?
Будем объективны, это меньшая часть. Наверное, надо дорасти тем, кто младше меня лет на 10 - 20, потому что наши мамы слушали песни Арно Бабаджаняна, и это была одна музыка. А современные девчонки слушают песни других композиторов. Смею предположить, что они по своему таланту очень сильно уступают Арно.
Современные композиторы, которые в этом направлении работают, есть?
Есть, но их очень мало. Я не знаю, почему, это для меня загадка. Всегда находишься в поиске такого же качественного материала, как советская эстрада, а его крайне мало.
Я знаю, что в Москве был коллектив «Салют», к сожалению, больше не существует. Они как раз исполняли композиции, очень похожие на советскую эстраду. Очень в стиле.
Написать «в стиле» можно, но это не будет интересовать большую аудиторию. Советская эстрада была актуальна для своего времени, а сейчас, к сожалению, нет таких авторов, которые, с одной стороны, владели бы современным музыкальным языком, с другой - создавали бы такие же художественно полноценные произведения, как Бабаджанян, Пахмутова, Фрадкин и другие композиторы советской эпохи. На Западе остались сильные композиторы и сильные продюсеры, которые делают яркие интересные проекты, собирающие стадионы, а у нас такого нет. У нас не пишут современную музыку, ориентированную на человека с богатым внутренним миром и тонкой душевной организацией.
Проблема кадров?
Не знаю, честно скажу.
В нашей стране, чтобы стать востребованным музыкантом, хорошим артистом, надо ехать в Москву, в Петербург?
Выучиться можно не только в Москве, но реализоваться и получить какую-то адекватную оценку своего творчества, в том числе в материальном плане, можно в нескольких больших городах. И практически все, кто приезжают в Москву, оттуда не возвращаются. Я тому пример.
В этом случае, если хочешь вернуться в свой родной город, тебе сначала надо заработать какое-то имя, а потом живи, где хочешь, и разъезжай по гастролям? Или все-таки Москва - центр гастрольной жизни, отправная точка?
В Москве можно жить и зарабатывать в основном за счет выступлений на корпоративах. Если вы музыкант, то живете, прежде всего, за счет гастролей. У меня в Москве не больше 4 - 5 сольных концертов в сезон, а все остальное время гастролирую.
Тогда Вы можете жить в любом городе?
Жить можно, но мой педагог по вокалу, мой режиссер и все мои музыканты живут в Москве.
То есть никуда не деться?
Наверное, можно.
Сорваться в тайгу с палатками?
Нет, увы (улыбка). Утопия. Все равно нужна определенная ресурсная база, чтобы заниматься делом. Ресурсы не только материальные, но и людские. Хотя у меня один аранжировщик живет в Петрозаводске, другой - в Смоленске, третий - в Орле. Но все равно многие дела должны решаться в Москве при личном контакте, а не при общении по скайпу.
Смоленск - он ближе к Москве. А Дальний Восток - все?
К сожалению, да. Есть еще один немаловажный фактор: в наше время доминирует медийная культура. Для того чтобы люди пришли на концерт, они должны вас знать. А знать они вас могут, если вы появляетесь в телевизоре. Есть ужасная фраза, с которой я сам внутренне постоянно спорю, но в ней - большая доля истины: «Пока ты в телевизоре, ты существуешь». Тем не менее есть музыканты, которые не появляются в эфире годами, но у них есть своя аудитория.
Какое-то время Вы являлись дирижером. Не тянет опять встать за пульт?
Честно сказать, нет. По двум причинам. Во-первых, потому, что у меня часто в концерте появляется такая возможность, когда мы поем все вместе: маэстро дирижирует оркестром, я дирижирую зрителями - и мы все вместе стираем окончательно границу между залом и зрителем. Во-вторых, в процессе работы со своим ансамблем народных инструментов или с эстрадниками, так или иначе, приходится показывать на руках, а не объяснять словами, когда мы разучиваем новую программу. Это никуда от меня не ушло. Зато могу похвастаться, что у меня всегда с любым дирижером стопроцентное понимание. Моя прежняя профессия меня всегда выручает.
В одном из своих интервью Вы сказали, что «стоять два отделения спиной к публике не очень интересно, хочется с людьми общаться». Дирижер - это скорее деятельность для интроверта или экстраверта?
Хороший дирижер может быть и интровертом, и экстравертом. Вопрос исключительно в том, насколько он профессионален и ради чего он выходит на сцену. Это касается не только дирижера, но и любого: певца, артиста, инструменталиста. Если человек точно знает, ради чего он выходит, неважно, какой это психотип.
Интроверт может быть артистом?
Конечно! Скажу Вам честно, я процентов на 90 интроверт.
То есть Вы на 10% на публику поработали, а потом закрылись в раковину?
В какой-то степени так. Возможно, я ошибаюсь в отношении себя, но между мной в жизни и мной на сцене - большая разница. На сцене - я артист, который в песне воплощается в тот или иной образ. В жизни - я такой, какой есть.
А какой Вы в жизни?
Разный. Но гораздо хуже, чем на сцене.
Образ какого-то рок-идола рисуется. Никогда не хотели сколотить свой бэнд, выйти с гитарами?
Честно? На меня периодически накатывает. Как на человека, который много слушал в свое время рок-музыки: и Deep Purple, и Scorpions, и The Beatles... Metallica и AC/DC я не особо увлекался. Мне очень нравится проекция - на Западе давно этим занимаются, - когда рок-музыканты играют с симфоническим оркестром. Это классно. Так бы зажечь не против.
Наши тоже играют. Би-2, например.
Да, Би-2. У них целый проект есть.
Макаревич и Оркестр креольского танго. Не симфонический, но все равно интересный. Гоша Куценко вдруг решил запеть, сколотил свой маленький бэндик.
Почему бы и нет, для души, для друзей. Когда выйду на пенсию, куплю себе «Фэндер».
Когда у артиста начинается пенсия?
Когда у него нет желания выходить на сцену и петь для людей.
Тогда какой уже рок-бэнд, если пропадет желание?
А Вы думаете, у меня пропадет желание? Я думаю, не пропадет. По поводу пенсии я пошутил.