13 мая на флагштоках по всей стране развевались флаги в честь Й. Снеллмана, главного идеолога национального движения Финляндии.
“Бакунин растолстел до бесформенности, еле-еле ходит без сопровождающего. К тому же, он извращенец и чертовски ревнует свою молоденькую семнадцатилетнюю жену. Бакунин сейчас в Швеции, вынашивает революционные замыслы вместе с финнами”.
Это язвительное описание отца анархизма Михаила Бакунина принадлежит перу Карла Маркса, который обращался к своему верному другу и соратнику Фридриху Энгельсу в письме от 1863 года. Это типичная манера для Маркса, который любил издеваться не только над врагами, но и над друзьями. Однако особенно интересна цитата о революционных намерениях Бакунина, связанных с финнами. Чего же хотел известный анархист, неужто и впрямь революции? В Финляндии, бывшей тогда частью российской империи?
Замыслы Бакунина не прошли незамеченными в Финляндии. Финский философ, идеолог финского национального движения Й. Снеллман, день рождения которого отмечают 12 мая, настолько испугался новостей из Швеции, что написал, пожалуй, самый известный свой внешнеполитический манифест. Дух этого текста под заголовком Krig eller Fred för Finland (Война или мир для Финляндии)даже спустя сто лет еще витал в кабинетах политиков, когда Финляндия под руководством Паасикиви и Кекконена выстраивала свои взаимоотношения с СССР.
Из Сибири в Стокгольм
Современный человек, услышав слово “анархия”, возможно, вспомнит панк-группу Sex Pistols и значки с кроваво-красной буквой А, которыми украшали свои кожаные куртки подростки-бунтари. Кто-то, возможно, припомнит демонстрации в День независимости. Однако в XIX веке анархизм был одним из ответвлений социализма, только-только зарождавшегося как система. Ведущий анархист своего времени Михаил Бакунин в то время пытался бросить вызов ведущему коммунисту Карлу Марксу и захватить власть над умами в международной организации рабочего класса, Интернационале. Бакунина и Маркса часто сравнивают - и сравнение идет не на пользу Марксу.
Британский историк Э. Карр считает Бакунина “человеком с большим сердцем, который, однако, жил под влиянием своих капризов и прихотей”. Маркса, в свою очередь, он называет “человеком, который подчинил свои чувства разуму настолько, что у него, похоже, их вообще не осталось”.
Бакунина также описывают как человека, который первый пришел к выводу, что идеи Маркса в итоге приведут к возникновению явления, в наши дни известного как архипелага ГУЛАГ.
Родившийся и выросший в России Бакунин (1814-1876) оказался в Швеции после того, как сбежал из сибирской ссылки. До того, как попасть в Швецию, Бакунин успел поучаствовать в Польском восстании. В Польше, насильственно поделенной на части, в январе 1863 года начался бунт, целью которого было восстановление Речи Посполитой и обретение независимости. Бакунин организовал отряд российских добровольцев в помощь бунтовщикам, но все закончилось кровопролитием. Польское восстание было подавлено, и те незначительные права, что поляки имели в составе российской империи, были отняты.
Бакунина это не сломило, поскольку уже спустя несколько месяцев он оказался в Швеции для подготовки польского десанта в районе Паланги.
Главной мыслью Бакунина было сокрушить или, по крайней мере, подорвать царский режим в России. Эту идею должны были поддержать восстания малых народов, таких, как поляки или финны. В Швеции Бакунин связался с финскими эмигрантами, в частности, с Эмилем фон Квантеном. Квантен еще десятилетием ранее, во время Крымской войны, требовал отделиться от России и вновь войти в состав Швеции.
Бакунин был принят в Швеции с почестями. В его честь даже организовали торжество в помпезном отеле “Феникс”.
Намерения Бакунина и его товарищей не прошли незамеченными в Великом княжестве Финляндском.
Три молодых гегельянца
В Финляндии 1863-й стал годом начала общественной деятельности. Император Александр II созвал финнов на сейм впервые с 1809-го. После этого собрания сейма стали проходить регулярно и в итоге эволюционировали в современный парламент. Политическая жизнь страны цвела. Можно даже сказать, что Финляндия как государство появилась на свет именно в 1863 году.
Александр II, чей памятник до сих пор красуется на Сенатской площади в Хельсинки, в Финляндии считается “добрым царем”. В Польше его держат за преступника.
Сепаратистское подстрекательство Бакунина проникло в Финляндию в свете польских событий.
Сенатор Й. Снеллман, ведущий политик и мыслитель страны, ответил Бакунину в статье, опубликованной в газете Litteraturbladet в мае 1863.
В тексте, озаглавленном “Война или мир для Финляндии”, Снеллман осудил тех, кто мечтал о военных действиях против России, и назвал их жажду приключений преступно легкомысленной. По мнению Снеллмана, будущее Финляндии зависело от того, способны ли будут финны сохранить мирные и доверительные отношения с восточным соседом.
Жестоко подавленное Польское восстание должно было послужить для финнов предостережением - подобное могло повториться и в Финляндии, пришел к выводу Снеллман.
Снеллман был суометарьянцем, то есть принадлежал к политической партии, являвшейся предшественницей современной Коалиции, и придерживался консервативных взглядов. Поэтому неудивительно, что анархистские идеи Бакунина не нашли у него отклика.
В молодости, однако, и Снеллман, и Бакунин, и даже Маркс служили одному идеалу: все они в 1840-х годах учились в Германии и принадлежали к кружку молодых гегельянцев, слывших тогда радикалами. Снеллмана даже считали в некоторой мере коммунистом, пишет историк Веса Ойттинен.
Со временем, все же, Снеллман встал на путь умеренности во взглядах, и его осторожная, подчиняющаяся позиция по отношению к России вновь стала актуальной спустя сто лет, когда президенты Паасикиви и Кекконен вынуждены были вновь искать баланс в отношениях с восточным соседом.
Нам известна репутация, которую позже обретет Маркс и его идеология, однако если говорить о теоретике коммунизма в контексте Финляндии, то Маркс в своих воззрениях ближе к Снеллману, чем к Бакунину.
Маркс писал о Крымской войне и вначале, подобно Бакунину, мечтал о том, что царский режим в России возможно будет ослабить с помощью бунтующих финнов. В то же время по мере продвижения военных действий Маркс начал сомневаться в разумности этой идеи. Она привела бы к войне между Россией и Швецией, а из этого не вышло бы ничего хорошего.
Маркс и Бакунин встретились в Лондоне вскоре после того, как идея финского восстания засохла на корню. Маркс с воодушевлением сообщил Энгельсу, что встреча прошла в духе товарищества. Сражение за власть между двумя ключевыми революционными фигурами, однако, не заставило себя ждать.
Источники:
Francis Wheen: Karl Marx, 1999.
Vesa Oittinen: Marx ja Suomi - Suomi ja Marx: Heijastumia 1800-luvulla.