О Всеволоде Чаплине (31.03.1968 - 26.01.2020)

Jan 31, 2020 12:53



Уникальное фото. Великое освящение воды в источнике преподобного Иосифа Волоцкого в селе Язвище Московской области 19 января 1993 года. Слева направо в центре: священник Всеволод Чаплин, иеромонах Никон (Белавенец) и диакон Андрей Кураев.
https://diak-kuraev.livejournal.com/2720492.html

Сначала внешняя канва

родился 31 марта 1968 года в Москве в семье профессора-агностика[7] Анатолия Фёдоровича Чаплина. Мать из технической интеллигенции, «человек полуверующий, но не участвующий активно в церковной жизни», ныне здравствующая[8]. Приёмный дед по линии матери - Всеволод Вениаминович Костин, внук К. Э. Циолковского. Обучался в средней школе № 836 в московском районе Гольяново. По собственным словам Чаплина, он вырос «в безрелигиозной семье» и к вере пришёл сам, когда ему было тринадцать лет. Чаплин рассказывал, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему не пригодятся, а «удовлетворительно» ему всё равно поставят[9]. Согласно своему утверждению, начал слушать «Голос Америки» в возрасте восьми лет[8].

После окончания школы в 1985 году был зачислен в штат сотрудников Издательского отдела Московского патриархата в отделе экспедиции; по рекомендации председателя отдела митрополита Питирима (Нечаева) поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году. В 1991 году изучал английский язык в Бирмингеме (Великобритания)[8].

С октября 1990 года по март 2009 года - в штате Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата (под началом митрополита Кирилла (Гундяева)) как рядовой сотрудник (1990-1991), затем заведующий сектором общественных связей (1991-1997), секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества (1997-2001) и заместитель председателя (2001-2009)[10].

В свободное от работы время проходил обучение в Московской духовной академии, ещё до окончания которой (1994) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) был рукоположен сначала в сан диакона (21 апреля 1991), а затем и священника (7 января 1992). Кандидат богословия[11]. В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

С 4 марта 1996 года[12] по 14 мая 1997 года[13] - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

21 августа 1997 года в связи с проведённой структурной реорганизацией Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополитом Кириллом (Гундяевым) назначен главой новообразованного Секретариата ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества[14].

В 1999 году возведён в сан протоиерея.

В 1990-х и 2000-х годах был членом ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ.
...............
Являлся секретарём Синодальной рабочей группы по выработке проекта «Концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом»[16]. Итогом работы группы стали «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятые в 2000 году. 16 июля 2005 года решением Священного синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской православной церкви в сфере межрелигиозных отношений»
...........
24 декабря 2015 года решением Священного Синода освобождён от должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и члена Межрелигиозного совета России[26]. 29 декабря того же года были прекращены его полномочия на посту заместителя главы Всемирного русского народного собора[27][28].

11 февраля 2016 года освобождён от обязанностей настоятеля и председателя приходского совета храма святителя Николая Мирликийского на Трёх горах и назначен настоятелем храма преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией Матери) у Никитских ворот города Москвы[29]

16 апреля 2016 года был исключён из состава Межсоборного присутствия[30].

Целибат, ещё до принятия священного сана навсегда отказался от вступления в брак[8]. Детей не было.

С ранних лет страдал от бронхиальной астмы, а также болел сахарным диабетом. Много путешествовал, посетив в 1990-е 2000-е годы 69 стран по линии официальной экуменической деятельности Московского патриархата[8].

Скончался 26 января 2020 года возле Храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот[31]. По предварительным данным экспертов, причиной смерти стала острая ишемическая болезнь сердца, отягощённая сопутствующими заболеваниями

Известен рядом высказываний по различным вопросам, включая общественно-политические, нередко вызвавших неоднозначную реакцию. Как отмечалось в 2015 году на сайте meduza.io: «по большому счету, практически вся критика РПЦ чаще всего была ответом на те или иные высказывания Чаплина»[38].

-- На «Письмо десяти» отреагировал публичным заявлением: «Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения»[39]. (недоступная ссылка)
-- Высказался против смешения понятий религия и конфессия[40], напомнив, что слово «конфессия» (вероисповедание) употребляется во всем мире как внутрихристианский термин и не может быть синонимом понятия «религиозное объединение».
-- Высказывался за создание «православных народных дружин»[41].
-- Подверг критике принятую Парламентской Ассамблеей резолюцию об опасности преподавания в школах креационизма и выразил мнение, что было бы неплохо рассказать школьникам о 5-10 других теориях происхождения человека, а эволюция не должна считаться «непререкаемой истиной», так как она, по мнению Чаплина, не получила достаточного количества доказательств в науке[42].
-- Сказал, что «от публичных или частных молитв православных с инославными стоит отказаться»[43].[неавторитетный источник?]
В конце 2010 года Чаплин высказал мнение, что женщины своим вызывающим видом и манерами могут спровоцировать мужчин на изнасилование[44].
-- Заявил, что у интеллигенции есть грех русофобии, и что не надо бояться говорить об этом[45].
-- В марте 2010 года в газете «Коммерсантъ» сообщалось о письме Виктору Зубкову от Всеволода Чаплина, где высказывалась просьба предоставить возможность предприятиям химической промышленности Украины закупать газ напрямую у «Газпрома» и других российских добывающих компаний или снизить стоимость газа для украинских предприятий, поставляя его по «ценам, позволяющим выпускать конкурентоспособную продукцию»[46].
-- В феврале 2012 года на встрече со студентами Высшей школы телевидения МГУ заявил:[47]
«Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков».
- Интерфакс, 21.03.2012
-- В сентябре 2011 после съезда Единой России, на котором Дмитрий Медведев, упомянув о заранее запланированной «рокировке», выдвинул кандидатом в президенты Владимира Путина, Чаплин заявил, что это «настоящий пример доброты и нравственности в политике». Это заявление вызвало негативный отклик среди оппозиционных пользователей интернета[48].
-- 27 августа 2012 года на пресс-конференции в Ставрополе заявил, что «если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы - это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно».[49]
-- В январе 2013 предложил запрещать спектакли, оскорбляющие религию и веру[50].
-- В декабре 2014 года высказал мнение, что доминирование США в мире подходит к концу и Россия призвана свести его на нет[51].
-- 20 декабря 2014 года в интервью Казанской газете «БИЗНЕС Online» Чаплин заявил, что от «оранжевой революции» в России никто не выиграет[52].
-- Назвал военную операцию России в Сирии частью «священной борьбы» против мирового терроризма. Это заявление вызвало протест со стороны сирийской христианской церкви. В частности, сирийский епископ Илия Тума (Антиохийский Патриархат) указал: «Не может быть в христианстве никакой священной войны! Независимо от того, согласен кто-то с этим или нет»[53].
-- В августе 2016 поддержал женское обрезание на Кавказе[54].
-- В марте 2017 года заявил в эфире радио «Эхо Москвы» о необходимости убийств ракетными ударами с воздуха политических эмигрантов на территории государств, куда те уехали, и созданию спецподразделений, что будут исполнять казни на территории других государств. Пояснил, что подобные политические убийства - в рамках истинного христианства и похвалил Меркадера, убийцу Троцкого[55]; ранее призывал к политическим репрессиям, заявив, что государство, народ и святыни важнее человека, и заявил, что гуманизм - сатанинская идеология, заповедь «не убий» применима лишь к узкому кругу праведных, а также оправдывал применение ОМП тем, что массовые убийства санкционированы Богом в Библии[56].
-- Два дня после президентских выборов в марте 2018 года в России выразил надежду: «что во время молебна перед инаугурацией [президента РФ] будет произнесено именно критическое напутствие - о том, как вернуть в работу власти настоящую нравственность и как разрешить многие кричащие проблемы, до сих пор остающиеся без реального ответа. Будет ли это сделано? Не уверен»[57]. Также написал: «Проект „Патриарх Кирилл“, по сути, закрыт - по крайней мере, как проект общественно значимый, способный собрать команду соработников, а не челяди и не вечных „соглашателей“. Закрытие проекта произошло не в последнюю очередь усилиями „титульного“ лица. Оно как бы достигло всего, чего хотело - но радости ему это не добавило. Наоборот, скорее умножило скорби - и дальше скорбей, увы, будет больше.»[57]
-- Летом 2018 года заявил о недопустимости повышения пенсионного возраста в России при существующей продолжительности жизни и ситуации на рынке труда[58], выступив за наполнение пенсионного фонда сверхдоходами олигархов[59].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чаплин,_Всеволод_Анатольевич

А затем суть =
Baby Boom Generation - 1943-1960
Generation X - 1961-1981
Millennial Generation (Generation Y) - 1982-2004
Homeland Generation (Generation Z) - 2005-present
https://en.wikipedia.org/wiki/Strauss%E2%80%93Howe_generational_theory

Если рассматривать российскую "пенсионную реформу" сквозь призму теории поколений, то становится ясно, что увеличение возраста выхода на пенсию в РФ - это чисто "бумерская" пакость. Властвующие "бэби-бумеры" начали эту пресловутую "реформу" в аккурат тогда, когда самые старшие из "иксих" должны были выйти на пенсию в 55. Пожертвовали даже частью мужчин-"бумеров" - только для того, чтобы ни один "икс" не прошёл!

"Бэби-бумеры" являются поколением, всегда усердно воевавшим со своими детьми - "иксами". (Воевать со своими детьми - это подло, не так ли?). Война эта велась в одностороннем порядке. Сначала "иксов" массово абортировали, затем комсомольцы-"бумеры" лишили "иксов" светлого будущего, перекрыв им социальные лифты, развязав убийственные "либеральные" реформы (как раз тогда, когда поколение фронтовиков - дедушек и друзей "иксов" - окончательно ушло на пенсию), кинув "иксов" в чеченскую мясорубку, накачав "иксов" дешевым алкоголем и наркотиками. Выживших "иксов" "бумеры" панически боятся пускать во власть (и правильно боятся!), а теперь "иксов" лишили и того относительно раннего выхода на пенсию, которым ранее воспользовалось большинство "бумеров".

Без преувеличения можно констатировать, что "бэби-бумеры" - это самое подлое и нравственно мерзкое поколение во всей российской истории.

Возникает вопрос, а почему "иксы" отреагировали на "пенсионную реформу" столь пассивно? Вот почему, например, я, будучи "иксом", не вышел на площадь, а ограничился только текстами? А смысл? Выход на площадь кому-то из протестующих там помог сделать жизнь лучше? Не припомню таких случаев. Раньше, лет сто назад, в эпоху массового общества, такое бывало, но давно уже не случается. Действенный протест требует ресурсов, а они сегодня - у "бумеров", которые "иксам" перекрыли доступ к ресурсам ещё во времена "иксовой" юности.

Тем не менее, смена властвующих поколений неизбежна. "Бумеры" неуклонно дряхлеют и впадают в маразм. Ресурсы они непременно упустят. Надо просто немного подождать. Мало сомнений в том, что пресловутый "транзит власти" "бумеры" позорно провалят даже без посторонней "помощи". "Игреков", на которых так надеются "бумеры", усилиями самих же "бумеров" народилось в 90-е слишком мало (да "игреки" и неорганизованы в общественном плане). Так что приход "иксов" (в коалиции с "игреками") во власть (пусть и с опозданием) неизбежен, как смена времен года. Весна бывает поздней, но она приходит всегда. События на Донбассе напугали "бумеров", помимо прочего, ещё и потому, что наглядно продемонстрировали политический потенциал "иксов". За "бумерский" поколенческий эгоизм расплата не за горами. Когда "иксы" придут к власти, они произведут полную ревизию того, что натворили "бумеры", включая "пенсионную реформу". А если учесть то, что "иксы" преемствуют своим дедушкам - поколению советских фронтовиков, то становится понятным, что ревизия будет глубокой и всеобъемлющей.
https://yuri-loskutov.livejournal.com/1168419.html

Недавнее выступление предстоятеля РПсЦ митрополита Корнилия на Русском народном соборе, посвященное "русской идее", имеет смысл рассмотреть также и с точки зрения поколенческого вопроса. (Да, кто о чем, а Лоскутов - о поколениях).
Сам митрополит - бэби-бумер, и Русский народный собор - тоже, по сути, бэби-бумерское мероприятие. Отсюда понятен интерес к "русской идее". Ведь поколение бэби-бумеров пережило в России полный идейный крах, оно идейно обанкротилось (хотя при этом выиграло материально), а у кого что болит - тот о том и говорит.
Уже мое поколение "икс" относится к подобным разговорам с большим скепсисом.
А следующее поколение "игрек" вообще не поймет митрополита - оно никак не возьмет в толк, зачем оно должно отказываться от честно заработанного материального благосостояния и комфорта ради какой-то непонятной "русской идеи"?
И правильно, что не поймет, кстати. Это правильное непонимание. А в глазах поколения Z (нынешних школьников и студентов младших курсов) спичрайтер митрополита - это вообще "инопланетянин".
https://yuri-loskutov.livejournal.com/1146954.html

Да-с, Generation X - 1961-1981 - это поколение имевшее отличную базу для старта (в советском обществе) = самое образованное и "бесстереотипное" поколение.
Точнее, сумевшее мягко увильнуть от массовых стереотипов-идеологий и создать свои, персональные, тщательно лелеемые стереотипы-идеологии.
Чаплин (1968 г.р.) как и Кураев (1963 г.р.) умело увильнули от советских стереотипов-идеологий, к годам их детства-юности (1970-е) изрядно растрепанных.
Тогда - 1970-1980-е продвинутые умственно люди упражнялись кто во что горазд

= национальные идентичности
= религии (православие, вост. культы, и др.)
= философия (фашизм, эпикуреизм, стоицизм и пр.)
= либерализм (европеизм-американизм)
= коллекционерство (ковры, хрусталь, книги)

Чаплин как и Кураев избрал православие.
Это тогда было достаточно модно. Да-с, и Обсервер в 1990-е отдал дань этому интеллектуальному направлению.
В 1990-е это в условиях развала это было вполне ничего, даже нормально.
Но! Но в 1999 в Земле Российской Просиял Рекс Вольдемарус.
И, да, православнутым и прочим само-культостроителям могло показаться, что это и есть искомый Царь Православный.
Под это дело в 2009 годочке двинули ПК для Наставления Медведика На Путь Истинный.
Да-с, в 2011-2012 годочке многим (и Обсервер тож) блазнилось что таки Светлые Дали Симфонии Близки.
Да-с, Симфония, Православие, Русский Мир и прочее казались так близки в первые 6 месяцев 2014 года.

А потом -
Кум докушал огурец
И закончил с мукою :
"Оказался наш Отец
Не отцом, а сукою...

Однажды, в конце 2014 года - еще будучи "церковным министром", отец Всеволод пригласил меня в свой рабочий кабинет. Беседа продолжалась довольно долго. Главным, что он сказал тогда, было: "Я, наконец, выбрал сторону в этом Мире - я буду за правду, за Веру". Еще он говорил о том, что будет твёрдо стоять за истинное Православие и поддерживать идею Новороссию независимо от того - как это отразится на его карьере.
https://vk.com/igoristrelkov?w=wall347260249_467502

НеОтцом таки оказались и Рекс, и Патриарсь.
И это было настоящей личной катастрофой и трагедией для тех из Generation X, кто поставил на православие в виде РПЦ (и русский мир как его значимый довесок).
Трагедией личной идеологической катастрофы. Крушение собственной, личной идеологии-мировоззрения, лично выпестованной практически с нуля до богословских православных высот в РПЦ.
Что важно, это идеология не заемная, не от промытых мозгов от ТВ или пионерии-комсомола, это своя тщательно выращенная идеология, основанная на вере в Бога и Россию.

"Москва - Третий Рим. Два Рима пали, Третий есть, а четвертому не быть" - да-с, это "штука посильнее Фуста Гёте".
Это претензия на мессианство всемирное. И....
И величайший облом этого мессианства в 2014 году. Надо понимать, что Generation X и и его лучшие представители весьма и весьма подкованы в истории, они понимают исторические аналогии. Но "Москва - Третий Рим" - это весьма сильная штука, отключающая логику. Но.... Но логика рано или поздно на фоне катастрофы 2014 года берет свое, бо поколение, наверное, само интеллектуально развитое и критичное (сумевшее отвертеться от советских штампов).

И волей-неволей Чаплин приходил к пониманию того, что РФ - не Россия. И более того, что у России "большие проблемы".
И проблемы не только в России, но и в организации, где служил Чаплин - в РПЦ.
Чаплина всю свою очередь и вытурили в конце 2015-начале 2016 годов со многих церковных постов.

Чаплин уже в молодости прекрасно понимал, к чему может привести новый православный клерикализм, но Чаплин таки выбрал этот путь, надеясь что он приведет к Новому Православному Царю. Но надеждам не было суждено сбыться. Даже не царь, даже Патриарсь, которого помогал взращивать сам Чаплин, оказался банальным, м-м-м, экуменистом-"монетаристом". То есть дело, которому отдал Чаплин, самых лучшие, самые продуктивные годы жизни оказалось химерой.

Трагедия Чаплина не только в том, что он поставил на идеологию, которая привела в тупик.
Проблема еще в том, что он ради этой идеологии-мечты отринул все земное.
Он не имел хорошего мирского образования и не имел семьи.
Он не мог уйти в мир, более того он не мог даже уйти в семью.

Сравним Чаплина и Кураева. Оба целибаты, оба топили за нынешнего Патриарся, но таки Кураев более хитро-мудрый.
Не заведя жену и детей, таки завел "внуков", т.е. вроде как дед ("Генерал Шер").
И вот это и дает силы жить Кураеву и этого не было у Чаплина.
Когда идеалы и дело жизни обрушились, прожито более полувека, что может двигать человеком?

== Может двигать желание все переделать. Но тогда надобно было бросить публичный вызов Начальствующим... и остаться без места для службы или уйти в раскол, что для начальникопочитателя (и помощника ПК) было крайне трудно.
== Может двигать мирское занятие, но его не было у Чаплина.
== Может двигать семья и желание вырастить новое поколение, которое просто насладится падением или даже низвергнет все то, что сломало мечту родителя. Это желание видеть, пусть даже через много-много лет, глазами своих детей как все богаства земные обращаются в прах. Это желание стать Иеремией и Новому Иерусалиму возгласить

1 Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником.
2 Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему.
3 Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников, и не нашел покоя; все, преследовавшие его, настигли его в тесных местах.
4 Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому.
5 Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага.
6 И отошло от дщери Сиона все ее великолепие; князья ее - как олени, не находящие пажити; обессиленные они пошли вперед погонщика.
7 Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий своих, о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни, тогда как народ его пал от руки врага, и никто не помогает ему; неприятели смотрят на него и смеются над его субботами.
8 Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его; и сам он вздыхает и отворачивается назад.
9 На подоле у него была нечистота, но он не помышлял о будущности своей, и поэтому необыкновенно унизился, и нет у него утешителя. "Воззри, Господи, на бедствие мое, ибо враг возвеличился!"
10 Враг простер руку свою на все самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое.
11 Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, чтобы подкрепить душу. "Воззри, Господи, и посмотри, как я унижен!"
12 Да не будет этого с вами, все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего?
13 Свыше послал Он огонь в кости мои, и он овладел ими; раскинул сеть для ног моих, опрокинул меня, сделал меня бедным и томящимся всякий день.
14 Ярмо беззаконий моих связано в руке Его; они сплетены и поднялись на шею мою; Он ослабил силы мои. Господь отдал меня в руки, из которых не могу подняться.
15 Всех сильных моих Господь низложил среди меня, созвал против меня собрание, чтобы истребить юношей моих; как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды.


Чаплин вполне знал Плач Иеремии и понимал мотивы, двигавшие Калитой, лебезящим пред Ханом, - переменится Орда и мои дети или внуки побьют твоих потомков....
Понимал Чаплин и тщету земную, хорошо описанную у Экклезиаста...

Но не было у Чаплин того, чтобы пережить лицезрение сей идеологической пустыни и сил для для ее перехода.
Потому что, что бы силы были нужно было аки Христос уйти в пустыню и пережить все искушения диавольские.
Но у работника РПЦ мало возможностей ухода и приходится тусоваться среди людей в лучшем случае недалеких, а в худшем - отъявленных иродов. И пережить искушения диавольские - это значит перечеркнуть все то, чему служил Чаплин в РПЦ - мирской роли церкви и начальству разных калибров.
Жизнь была отнюдь не христианская (служение малым), но вполне византийская (служение власть имущим).
Но падать с таких высот публичного служения (общение Патриарсем, заседание в президентских структурах) - это крайне болезненно. Собственно "Москва - Третий Рим" - это про служение начальникам, но не малым сим.
И эту концепцию, возносящую тебя к Вершинам Мирской-и-Церковной Власти, трудно выдрать из сердца.
Это целый ад Нового Люцифера, лишенного власти и низринутого в бездну.
Это сродни чувствам Наполеона на о.Св.Елены.

При таком падении нужно как можно большее удаление из прошлой среды и начало жизни заново, со служения малым сим.
Более того, для продолжения интеллектуальной и просто сознательной жизни в новом качестве нужен публичный разрыв с прошлым, чтобы оно не блазнило и не рвало сердце, подобно песням сирен.
И вообще - это крайне трудно переживать такой масштабный личный крах и всегда важно, чтобы кто-то был рядом.......
Но ничего этого не было у Чаплина.....

Дополнение
Чаплину не хватило кураевской учености. Чаплин излишне конкретен (женское обрезание и пр.), Чаплин излишне гнался за ускользающем миром для его (мира) "воцерковления". Чаплин не смог уйти в витийства богословского дискурса, что хотя бы отвлекло от трудов земных.
Также он не мог (в отличие от Кураева) со стороны и даже скептично-иронично глянуть на плоды рук своих. Глядел излишне серьезно на свои тщетные усилия ("Если Господь не созиждет дома ..."), и не было в нем истинного смирения как в "советнике Патриарся". Это старая, старая история - начальник влезший на верх не желает видеть рядом тех, кто помнил его, ныне Большого Начальника, не таким Большим....

поколения, циклы, мифы, идеология, биографии, РПЦ

Previous post Next post
Up