РПЦ - аналогии с прошлым и воспоминание о будущем

May 20, 2018 10:44




Иконоборчество в Византии (если отвлечься от более поздних эпизодов в христианской истории типа иконоборчества протестантов в XVI в.) было государственной политикой в несколько периодов истории этой империи VIII-IX вв.

Началось все с 717 года, когда к власти в Константинополе пришел новый император Лев Исавр. Выдающийся полководец, можно сказать "железный прагматик", который сумел остановить арабское наступление, а также отразить и других врагов. В 720-е он и начинает прводить новую церковную политику, которая строилась на отрицании многого в христианстве: почитания святых и Богородицы, почитания святых мощей, икон, креста. В общем, это была своеобразная попытка "рационализировать" христианство, что позже протестанты у себя проделали с гораздо большим успехом (насколько это помогло самим протестантам - иной вопрос).

Так вот, в 720-е годы начинаются иконоборческие реформы церковной жизни. Понятное дело, что церковная иерархия подверглась перетряске, ибо сопротивление "новым веяниям" было колоссальное, а импертор опирался на армию и административный аппарат. Постепенно репрессии против почитателей икон и святынь приобретали все более жесткие формы, особенно после императорского указа 730 г., категорически запрещавшего почитание икон и святынь. И в 730-е годы начались уже масштабные гонения на иконопочитателей, сопровождавшиеся закрытиями монастырей, уничтожением икон, мощей, а также репрессиями против непокорных. Следует отметить, что Рим сразу выступил категорически против иконоборчества Льва Исавра и был оплотом иконопочитания (разделение Церквей произошло позже, в XI в.).

Но в 741 году вся эта иконоборческая государственная кампания внезапно прекращается в связи с кончиной императора Льва Исавра. Однако в 754 г. в Константинополе по инициативе императора Константина Копронима состоялся иконоборческий церковный собор, который подтвердил все запреты на иконопочитание и репрессии начались с новой силой.

Однако, со временем иконоборчество стало сдавать позиции и в 787 г. при поддержке императрицы Ирины собрался Седьмой Вселенский собор, который отменил все акты собора 754 г. и утвердил иконопочитание.

Правда, в 813 г. к власти в Византии пришел новый император-иконоборец Лев Армянин, который сумел переломить неудачный ход войны с болагарами и добиться выгодного мира с ними. На волне популярности он в 815 г. созвал новый собор, на котором акты собора 754 г. были вновь признаны, а иконоборчество развернулось с новой силой (правда, император Никифор очень плохо кончил). Но на этот раз иконоборчество торжествовало недолго (хотя имели место периоды ожесточения гонений): в 843 г. новый собор подтвердил все потановления VII Вселенского собора, тогда же был установлен и чин "Торжества Православия" ("Неделя Торжества Православия" празднуется в начале Великого Поста, в первую его "неделю" т.е. воскресенье).

Но вернемся к VIII веку. Меня заинтересовало некоторое совпадение в датах с советской историей:

717 - 1917;
720-е - 1920-е;
730-е - 1930-е;
741 - 1941;
754 (иконоборческий собор) - 1954 (два пленума (!) ЦК КПСС по усилению атеистической работы, с чего начались "хрущевские гонения");
787 - 1987 (пересмотр партийной политики в отношении верующих в преддверии 1000-летия Крещения Руси, отмечавшегося в 1988 г. уже с государственной поддержкой).
https://777hawk.livejournal.com/1690693.html

P.S. Obsrvr - и дальше продолжим аналогии
815 - 2012 - Дело Пусек и очередной этап начала "гослюбви"
843 - около 2043 - полный конец "гослюбви" и начало реформации в РПЦ - реформаторы - первое полностью постсоветское поколение от 1992 года рождения ...

Византия, реформы, РПЦ

Previous post Next post
Up