ещё нелишне будет отметить такое противоречие: сегодня род безусловно связывается с землёй, мол, "вот род предков, а вот земля, на которой жили поколения этих предков"
между тем, родовое самосознание сопровождало человечество в наиболее кочующих укладах: родо-племенной строй охотников-собирателей не был привязан ни к какой земле-участку, а разбрёлся по всей Земле-планете
главная ценность для родового самосознания - это выживание потомков, а для этого нужно без колебаний уходить от плохих условий на поиск лучших условий; племя родственников держится друг за друга именно потому, что оно не держится ни за какое имущество, кроме разве что орудий охоты и готовки еды, но их можно носить с собой
ещё раз: люди с настоящим родовым сознанием без колебаний бросят землю, на которой стало жить опасно или не так выгодно и отправятся в путь за лучшей землёй - потому что они все решения соотносят с успехом рода
и так ведь и было! единственное, что может помешать племени откочевать в лучшие условия - другое племя, которое уже заняло лучшее место и оказывает вооружённое сопротивление пришельцам
связывать род с землёй, на которой жили предки, - это не родовое самосознание и никаким образом невозможно доказать, что оно родовое! потому что если роду стало невыгодно, то "пора валить"
при родовом сознании связь предков с участком земли даже образоваться-то не может - родовому человеку самоочевидно, что духи предков его сопровождают, привязаны к нему и к его племени, а не к месту
родовым самосознанием обладают эмигранты, которые бегут из страны в неблагоприятные времена "ради будущего детей" и "ради заботы о здоровье родителей" - в общем "ради семьи", а земля предков и даже язык предков для них при этом вторичны: главное, чтобы их род, "их кровинушка", выжила и процветала; если ради сохранения участка земли и языка допустимо подвергать семью опасности и даже неудобствам, то это не родовое самосознание, а нечто другое
хочется сказать, что увязывание рода и участка земли началось с земледелия, однако более примитивные формы земледелия подсечно-огневые - они тоже кочевые; стало быть, даже пока земледельческая деревня остаётся самым верхним уровнем организации людей, она не станет до конца оседлой, а значит, не освятит свой участок оседлости как некое вечное место пребывания своего рода предков и потомков
значит, настоящее родовое сознание должно было подменяться оседлым искажением, когда с одной стороны деревень развелось слишком много, так что особо не попереселяешься, а с другой стороны над деревнями сложился ещё один руководящий уровень, который подчинил их себе - полис, церковь, и всё такое; и вот он-то образовал у селян увязку земля-род
что это даёт? во-первых, люди даже в трудные времена перестают убегать в поисках лучшей жизни, во-вторых, им можно объяснить, зачем им оборонять участок какого-нибудь феодала от нападок другого феодала - "именем предков", родовое уважение к которым остаётся в силе; однако буквальные преимущества рода больше не соблюдаются, люди защищают нечто другое, связанное с будущим их детей косвенно (иногда совпадающее, а иногда и прямо исключающее их выживание)
замечу, что хозяева рабов и крепостных - аристократия - этой привязанности к участку земли закономерно не приобретает, она продолжает перемещаться туда, где выгоднее её роду, подчиняя там себе новые деревни
чтобы первый слой аристократов, священников и прочих землевладельцев отождествил для себя самого верность роду и верность участку, над ним должен также образоваться следующий уровень руководства, который их подчинит и воспитает так, как ему выгодно для уменьшения перебежчиков и высокой готовности оборонять его участок
в этом смысле любопытно: захватническая война силами аристократов опирается на отсутствие у аристократов увязки рода и участка (нужно захватить новые участки, на которых не жили наши предки, чтобы улучшить обеспеченность наследников - правильный родовой замысел), а вот если нужно призывать на захватническую войну рабов и крепостных, которым уже объяснили, что за землю надо держаться, потому что на ней жили их предки, то придётся как-то объясняться - например, сочинять и предварительно распространять через церкви в народе упоительные истории о том, что планируемая к захвату земля некогда их предкам принадлежала, и мы её только возвращаем себе; в принципе можно и без этого, но тогда придётся будить в народе настоящее родовое самосознание, которое привязки к участкам не знает, и это может закончиться восстанием и переделом земли прямо у себя дома, а не у врага
так что запрос на поддельную историю возникает примерно каждую захватническую (!) войну и адресован нижним уровням властной иерархии, у которых родовое самосознание привязано к участку, которым владеет самый верхний уровень властной иерархии (то есть аристократы младших аристократов тоже дурят, не только народ)
но это приключения родового самосознания, а по линии развития ремёсел в промышленность и появления городов образуется деловое самосознание (мелкой буржуазии, потом пролетариата), вообще умаляющее родовые основы как таковые, выводя на первый план личность и жизнь самого человека в одном своём поколении
https://velikotvorwik.livejournal.com/471130.html P.S. Obsrvr -
крайне полезная статья, особливо для РФ эпохи неофеодализма, когда православно-чекистские феодалы делают всё, чтобы народец был крепок земле - ипотека во родной сторонушке
Дополнение 1
Внутренний колониализм. Кажется, я понял, что он из себя представляет.
Нельзя, работая в Новосибирске, честно заработать себе на квартиру в Новосибирске.
Можно, конечно, но получишь её уже когда хер стоять перестанет, не рационально. С ипотекой можно получить её сразу, но ипотека - это рабство. Потерял работу - потерял всё. Даже на год отсрочить платежи банк не даст, всю душу вытрясет и штрафов больше чем штрафы навешает.
Зато можно уехать в Москву, поработать там лет 10 - отдать ей молодость, вернуться в Новосибирск, и уже годам к 30 иметь своё жильё. Ну или поработать 10 лет в Новосибирске, и съехать жить куда-нибудь в дикую глушь.
Соответственно, честно заработать на московскую квартиру, работая в Москве, тоже невозможно. Нужно ехать в США или другую цивилизованную страну.
Смысл в том, что любой город состоит из хозяев-эксплуататоров и приезжих рабочих-эксплуатируемых. И если ты работаешь по найму, то ты в городе не хозяин, а просто батрак.
Ну и повторяю старую мысль. Патриот - это не тот, кто за мелкий прайс пашет на государство или местного жулика, выводящего деньги на Запад. Патриот - это тот, кто заработал деньги на Западе и вложил их здесь.
https://kray-zemli.livejournal.com/366677.html P.P.S. Obsrvr -
В этой схеме velikotvorwik интересно рассмотреть концепцию СССР-РСФСР. Всем даже самым малым народам была дарована земля, но не было специфически русской земли даже в огрызке РСФСР, оставшемся после "вычитания" АССР, Авт.округов и областей.
Это была земля "Великого хана" - Генсека, который мог своей волей высылать людишек из сей земли куда его Кагана воля пожелает. Людишки эти были перекати-поле - комсомольцы-добровольцы - "скрепы" этой странной империи наоборот. Концепция баская, но даже там куда отправляли людишек быть цементом империи наоборот, людишки были все равно втором сортом после местных бауэров, панов, ханов и пр. Вот такие безродные космополиты советской страны. Ну и понятно, что гонять людишек по всей стране можно было при условии, что там, откуда гонят - жизнь совсем беспросветная в отличие от ....