Можно ли было Цветаевой хорошо жить на деньги большевиков?

Oct 12, 2017 00:45

Эмигранты попали в цугцванг. Алексей Толстой вовремя понял откуда ветер дует и вовремя свалил в СССР. Жил как и настоящим графам при царизме не снилось. Бунин остался, не сломался, но еле сводил концы с концами. Вертинский вернулся когда волна большевистского террора схлынула.Цветаева попала под раздачу. Вся семья была истреблена большевиками. Оказалась не в то время и не в том месте. О лирике Цветаевой шестидесятники узнали только в 60-е. Кстати, памятник Цветаевой, шестидесятники, став миллионерами, так и не удосужились поставить.

Я вижу в этом комменте иллюзии. Вся система большевизма была нацелена на экономию, когда преуспевает только часть граждан. В разведке и агентурной работе часто вся логика отношений проста - вам дают деньги на агентуру, сколько вы сэкономите и положите в карман, ваша проблема. Если не удалось скрыть от начальства, что агенту дал не сто тысяч баксов, а только десять, придется делиться, иначе клади девяносто тысяч в карман. Или известный прием - вам дают деньги и потом обещают ещё и задерживают выплату под разными предлогами. В итоге нехватка денег начинает психически ломать агентов, а это и была цель. Психически сломленный человек готов на всё ради денег. У пресловутого Эфрона, мужа Цветаевой, вечно было то густо, то пусто в кармане. В итоге он согласился ради бабла участовать в актах террора, хотя начинал как "безвредная" продажная шваль - был евразийцем, то есть оправдывал большевизм и геноцид русского народа.

Кстати, одна из причин провала евразийства как движения была как раз в большевистском желании зажилить деньгу и в презрении к тем, кто на них работал. Одному недоплатили, другого обманули, нарвались на человека, который мог без их денег или пустых обещаний прожить, устроили евразийцам публичную порку в эмигрантских СМИ. Мы как-то забываем поискать большевистский след в появлении евразийцев и сменовеховцев, а зря. Большевикам перед началом очередного раунда геноцида русского народа в ходе коллективизации было крайне важно сбить накал критики за прошлые преступления. Ведь эмигранты были живыми свидетелями зверств ЧК и РКПб. По ЖЖ видна старая тактика, когда под видом обсуждения нового, например, очередного бреда фоменковщины, пытаются отвлечь внимание. Но это не значит, что столь полезные помощники большевиками ценились. Их идеалом было нагадить всем, кто не свой. Евразийцев и сменовеховцев кинули в Европе на бабки, а в СССР просто пересажали как врагов народа. Нечто схожее мы и сейчас видим по судьбе вполне прикормленных политических движений - вроде, был мелкий лидер на плаву, имел от системы деньги, вдруг, под предлогом конца проекта, кто-то сел на мель, а кто-то в тюрьму. И какая могла быть жизнь при поддержке большевиков у Цветаевой, если её изначально рассматривали как мелкого представителя политического проекта - можно на деньги кинуть, можно о неё ноги вытереть, да и литература изначально рассматривалась как место, где должны хорошо преуспевать только надежные партийцы, не имеющие сомнительных мнений.

Изначально было запланировано, что деятелей искусства возвращали в СССР не для их блага. Для заграничных был даже термин - братья и сестры, что означало - не большевики, первые кандидатуры на расстрел. Советская "интеллигенция" работала с эмигрантами для внушения им пустых иллюзий, а на деле знала, что ничего хорошего их не ждет. Даже методы были подлые. Например, в 20-ые у Репина арестовали родственников и послали Чуковского уговорить Репина приехать в СССР. Подумайте об это сочетании - ваших родственников взяли в заложники ради вашего "добровольного" возвращения. У Репина были хорошие отношения с Маннергеймом, а тому большевички были многим обязаны, прежде всего самим Октябрьским переворотом совершенным за счет штыков, присланных Ленину финнской элиткой. Я на эту тему уже писал. Родственников пришлось отпустить, а Чуковский вернулся ни с чем. Зато, когда при Хрущеве можно было смелее говорить, Чуковский срочно пошел болтать, будто это он порекомендовал Репину не возвращаться в СССР. Вспомним один "подвиг" Корнея Ивановича - во время ВОВ писал Сталину, что русских детишек надо сажать с семи лет, а то они с голодухи могут у него булку уворовать. Понятно, что такому гуманисту верить не стоит. Репин умер, свидетелй нет, можно врать.

Бунин совершенно не случайно не вернулся. Он не хотел играть в рулетку. Знакомые и родственники Горького по сей день считают, что ребята Ягоды убили Горького, а до того убили его сына. Вопрос только, кто ещё за этим стоял. А Горький по статусу имел больше прав жить, чем Бунин. Обычная практика, дают много одному, чтобы других привлечь и дать мало или ничего не дать. Поэтому подгадать выгодное время для возвращения в СССР было физически невозможно. Что ещё важнее, все прибывшие нуждались в особом решении не давить их, поскольку они изначально были грязными - жили при капитализме и видели иную жизнь. Пропаганда же предполагала, что вне СССР жить невозможно.

Насчет большевичков хорошо написал Хемингуэй в По ком звонит колокол - они опасны прежде всего для своих. Как только эмигрант возвращался, все обязательства переставали работать. Обмануть врага - дело чести даже тогда, когда потом выяснялось, что обман шел во вред их делу коммунизма. Судьба Цветаевой оказалась вполне закономерной. Эфрон бежал в СССР, спасаясь от тюрьмы или расстрела за терроризм. Приняли, дождались, когда приехала Цветаева с сыном, потом своего же агента ликвидировали. Использовали Цветаеву для пропаганды, мол, бывшие враги рвутся в СССР в объятия РКПб и решили, что особо с ней церемониться уже не надо.
https://kosarex.livejournal.com/3004141.html

СССР финансы, мигранты, этика, КГБ

Previous post Next post
Up