Всё-таки у Казахстана эти проекты по бОльшей части - потёмкинские деревни. Национализм там даёт и положительные эффекты - к примеру подавляющее число из бизнес- и политической элиты не ориентированы в целеполагании "уехать детьми" в Израель, Куршавель, и т.п. Но следует осознавать, что в отличие от японского или к примеру европейского национализма - у казахов он эволюционировал из трайбализма. Казах конечно лучше неказаха, но свой жуз главнее, а свой род - тем более. Да там одних наименований собственных для родственных отношений наверно больше сотни. Всякие старший сын младшей сестры, и младший сын старшего (но не самого старшего - первенца) брата. И это определяет всё, особенно "на местах". Это даже не привычная азиатская коррупция или наше кумовство - почти любой чиновник так или иначе при возможности субъективного выбора поддержит племянника троюродного дядюшки по отношению к чужаку - даже если этот чужак казах из другого рода-жуза.
А ещё из негативного - там в почёте бахвальство, лесть и показуха. Простой пример - типичная современная "непрогрессивная" казахская свадьба (доводилось бывать и на организуемых стороной жениха, и со стороны невесты. И кстати такое двухсоставное празднование, наш привет - ваша обратка, сплошь и рядом). 80%-90% всего времени тоя (т.е. как бы гулянки) - выход гостей по ранжировке уважения, и их спич - похвальба родителям, агашкам, организаторам. Практически "съезд народных депутатов" 1 в 1. При том что это не сборище пенсионеров-аксакалов, нет. И взрослые, и вся молодёжь присутствует, даже больше - дети от 5-6 лет, у которых грубо говоря уже хватает соображалки не обкакаться или закатить плач посреди мероприятия тоже там. Причём сие мероприятия - очень затратны, вплоть до серьёзных кредитов на несколько лет. Ибо количество и важность приглашенных - статусность. Другой пример - инфраструктура. Едем к родне в городишко, райцентр Алма-атинской области (правда тот район в период СССР был областью Талды-Курганской, нынче расформированной, но не суть важно). Надо в паспортный зайти, отметиться же. Всё современно, очередью заведует терминал с талончиками-окошечками, пластик-жалюзи-кондиционеры повсюду, деньгу-теньгу оплатить карточкой через терминал, на паре центральных перекрестков веб-камеры висят. Лепота? Ага. Только вот с частотой пара недель - месяц, там свет тухнет. Причём может на весь день, без предупреждения; или на всю ночь. А может на пол часа - потом включат, а через пять минут он снова потух, через час снова включат, а он снова потух; и так опять весь день.
Но конечно, никакого возвращения в империю там ни у кого и в мыслях нет. Больше того, мне кажется единственное что их руководство от публичного неприличного жеста и разрыва с современной Россией удерживает и удерживало - осознание угрозы от Китая. Это же не глупых русских обманывать, иль храбрых нохчей прессануть так, что они со всеми своими тейпами в воюющую Ичкерию и негативную РФ свинтили поголовно за несколько лет 90-х.
Национализм там даёт и положительные эффекты - к примеру подавляющее число из бизнес- и политической элиты не ориентированы в целеполагании "уехать детьми" в Израель, Куршавель, и т.п. Но следует осознавать, что в отличие от японского или к примеру европейского национализма - у казахов он эволюционировал из трайбализма. Казах конечно лучше неказаха, но свой жуз главнее, а свой род - тем более. Да там одних наименований собственных для родственных отношений наверно больше сотни. Всякие старший сын младшей сестры, и младший сын старшего (но не самого старшего - первенца) брата.
И это определяет всё, особенно "на местах". Это даже не привычная азиатская коррупция или наше кумовство - почти любой чиновник так или иначе при возможности субъективного выбора поддержит племянника троюродного дядюшки по отношению к чужаку - даже если этот чужак казах из другого рода-жуза.
А ещё из негативного - там в почёте бахвальство, лесть и показуха. Простой пример - типичная современная "непрогрессивная" казахская свадьба (доводилось бывать и на организуемых стороной жениха, и со стороны невесты. И кстати такое двухсоставное празднование, наш привет - ваша обратка, сплошь и рядом). 80%-90% всего времени тоя (т.е. как бы гулянки) - выход гостей по ранжировке уважения, и их спич - похвальба родителям, агашкам, организаторам. Практически "съезд народных депутатов" 1 в 1. При том что это не сборище пенсионеров-аксакалов, нет. И взрослые, и вся молодёжь присутствует, даже больше - дети от 5-6 лет, у которых грубо говоря уже хватает соображалки не обкакаться или закатить плач посреди мероприятия тоже там. Причём сие мероприятия - очень затратны, вплоть до серьёзных кредитов на несколько лет. Ибо количество и важность приглашенных - статусность.
Другой пример - инфраструктура. Едем к родне в городишко, райцентр Алма-атинской области (правда тот район в период СССР был областью Талды-Курганской, нынче расформированной, но не суть важно). Надо в паспортный зайти, отметиться же. Всё современно, очередью заведует терминал с талончиками-окошечками, пластик-жалюзи-кондиционеры повсюду, деньгу-теньгу оплатить карточкой через терминал, на паре центральных перекрестков веб-камеры висят. Лепота? Ага. Только вот с частотой пара недель - месяц, там свет тухнет. Причём может на весь день, без предупреждения; или на всю ночь. А может на пол часа - потом включат, а через пять минут он снова потух, через час снова включат, а он снова потух; и так опять весь день.
Но конечно, никакого возвращения в империю там ни у кого и в мыслях нет. Больше того, мне кажется единственное что их руководство от публичного неприличного жеста и разрыва с современной Россией удерживает и удерживало - осознание угрозы от Китая. Это же не глупых русских обманывать, иль храбрых нохчей прессануть так, что они со всеми своими тейпами в воюющую Ичкерию и негативную РФ свинтили поголовно за несколько лет 90-х.
Reply
Leave a comment