Элитоведческое. О фиге в кармане и полонии...

Oct 02, 2012 09:05

По наводке "финского изгнанника" узнал, что прошляпил юбилей СовПиса



Влади́мир Никола́евич Войно́вич (также Во́йнович; род. 26 сентября 1932, Сталинабад Таджикской ССР) - русский писатель, поэт и драматург

Владимир Войнович родился в Сталинабаде, в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента» Николая Павловича Войновича (1905-1987), частично сербского происхождения и родом из уездного городка Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянской области), и сотрудницы редакции этих газет, а впоследствии учительницы математики Розалии Колмановны (Климентьевны) Гойхман (1908-1978), родом из местечка Хащеватое Гайворонского уезда Херсонской губернии (ныне Кировоградской области Украины).

В 1950 году на 4 года призывается в армию, во время службы (ПНР) старается овладеть мастерством стихосложения.
В 1956 году приехал в Москву, дважды поступал в Литинститут, но не был принят. Проучился полтора года в Московском пединституте (1957-1959), ездил на целину в Казахстан, где и были написаны его первые прозаические произведения (1958).

В 1960 году устроился редактором на радио. Написанную вскоре на его стихи песню о советских космонавтах («Четырнадцать минут до старта») исполнили на орбите летавшие там космонавты, при встрече их на Земле её процитировал и встречавший их Хрущёв - она получила всесоюзную известность (фактически, став гимном космонавтики), Войнович же «на следующее утро проснулся знаменитым». К нему тут же стали благоволить «генералы от литературы», предлагая различные преференции, что в итоге вылилось в принятие Войновича в Союз писателей СССР (1962).

Автор текстов к более чем к 40 песням, однако последовавшие за взлётом известности предложения печатать свои стихи в центральных журналах отклонил, желая сосредоточится на прозе. Публикация повести «Мы здесь живём» («Новый мир», 1961 № 1) способствовала укреплению славы писателя.
Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», писавшийся с 1963 года, ходил в самиздате. Первая часть была опубликована (без разрешения автора) в 1969 году во Франкфурте-на-Майне, вся книга - в 1975 году в Париже.

В конце 1960-х годов принимал активное участие в движении за права человека, что вызвало конфликт с властями. За свою правозащитную деятельность и сатирическое представление советской действительности писатель подвергался преследованию - в 1974 году исключён из Союза писателей СССР, но принят в члены ПЕН-клуба во Франции.

В 1975 году, после публикации «Чонкина» за рубежом, Войнович был вызван для беседы в КГБ, где ему предложили издаваться в СССР. Далее, для обсуждения условий снятия запрета на издание отдель­ных его работ его пригласили на вторую встречу - на этот раз в номере 408 гостиницы «Метрополь». Там писатель был отравлен психотропным препаратом, что имело серьёзные последствия, после этого долгое время он плохо себя чувствовал, это сказалось на его работе над продолжением «Чонкина».

После данного инцидента Войнович написал открытое письмо Андропову, ряд обращений в зарубежные СМИ и позднее описал этот эпизод в небольшой повести.
В декабре 1980 года был выслан из СССР, а в 1981 году - лишён советского гражданства Указом Президиума Верховного совета СССР (в 1990 году возвращено указом М. Горбачева).

В 1980-1992 годах жил в ФРГ, затем в США. Сотрудничал с радио «Свобода». В 1990 году, во время Перестройки, когда наступили новые времена, вернулся в СССР. После распада СССР прислал свой вариант текста нового гимна России (с весьма ироничным содержанием) на проводимый конкурс, который, как ни странно, был принят к участию.

Занимается живописью - первая персональная выставка открылась 5 ноября 1996 года в московской галерее «Асти». Сейчас живёт в своём доме под Москвой.

По оценке Вольфганга Казака, «писатель-реалист, замечательно изображающий человеческие характеры и обладающий особым даром живо запечатлевать отдельные сцены».

P.S. Картина как на ладони - родился в шибко идейной семье, с детства перепичкан идеологией, на этой почве начался писательский зуд. Но, естественно, как и у всякого шибко идейного быстро (к 30 годам) сорвало крышу - почти мгновенный переход от "караванов ракет" к Чонкину - слава Солженицына спать не давала. Да и вообще рассматривать савецких РабИсов (работников искусства), понаехавших в Москву, как нормальных людей - как минимум перебор.

Ну и увенчание всего -
его пригласили на вторую встречу - на этот раз в номере 408 гостиницы «Метрополь». Там писатель был отравлен психотропным препаратом, что имело серьёзные последствия

Это тогда было дивно, сейчас после дела Литвиненко так вообще водевилем смотрится - страшный КГБ не смог отравить диссидента :)))

1975 год (43 года) - крыша съехала окончательно, да, для мужика трудный возраст, а тут КГБ повсюду, да еще и, наверное, снадобья импортные для улучшения вдохновения...

P.P.S. Хочу подчеркнуть разницу между писателями XIX и XX века.

В XIX веке писатель если чувствовал, что исписался о возвышенных материях - кончал жизнь самоубийством, погибал на дуэли, сердечный приступ или в крайнем случае шел на службу - финита ля комедия.

Но в XX веке писатель савецкий просто делал финт ушами - и уходил в диссиду:
Поклониться тому, что сжигал,
сжечь то, чему поклонялся

Это как бы инобытие - своя гражданская смерть, смерть как писателя прошлого, но не без некоторого лукавства - как певец низменного он не хотел начинать с нуля, а хотел выезжать за своей былой славы как певца возвышенного.

Этакий личный прыжок из модерна в постмодерн. Писатели в XIX веке в целом останавливались перед таким порогом, но у савецких тормозов особых не было ("колебаться вместе с линией партии" - закон жизни), да и чо раздумывать - "сам товарищ Хрущев" пример дал...

СССР, история, КГБ, литература, элита, идеология, биографии, искусство

Previous post Next post
Up