Когда "доброжелатели" кричат о ненужности для РФ новых трубопроводов - "Северный поток", "Южный поток", "Алтай", ВСТО и его ответвлений и прочих можно задать вопрос "а как надо?".
Всегда ли хорош минимализм в вопросах транспорта?
Вот карты трубопроводов Ливии
http://iv-g.livejournal.com/507342.html И что мы видим? Трубопроводы все идут к морю, но для западной группы месторождений можно было бы построить ответвления в Алжир, Нигер, Чад и таким образом диверсифицировать сбыт, а сейчас все все упирается в море.
И в морскую блокаду.
Аналогичным образом у России, сейчас все ее трубопроводы идут по не совсем, а часто совсем не дружественным странам Восточной Европы.
Дополнение
Аналогичная ситуация у Туркмении. Она стремится диверсифицировать сбыт газа
http://iv-g.livejournal.com/305467.htmlтрубопровод в Китай уже построен, и даже собираются строить трансафганский газопровод.
При этом построили трубопровод (не побоялись!) в Иран.
Дополнение2
Даниел Ергин. Добыча
ИСПЫТАНИЕ МОРЕМ: БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ
Однако проблема снова возникла на горизонте, как только Германия объявила Соединенным Штатам войну. Немецкие подводные лодки немедленно приступили к операциям в американских прибрежных водах и добились огромных результатов. Главными их целями были нефтяные танкеры, легко узнаваемые по характерным очертаниям. После заседания кабинета в январе 1942 года Икес предупредил президента, что, если танкеры в Атлантике будут топить по-прежнему, то возникнут перебои с поставками, особенно на северо-востоке.
В целом число потопленных за первые три месяца 1942 года танкеров почти в четыре раза превышало число вновь построенных. Казалось, что подводные лодки противника безнаказанно действуют вдоль всего побережья. Когда одна из них возвращалась из американских вод, потопив семь судов, ее капитан с ликованием записал в бортовом журнале: „Жаль, что прошлой ночью была лишь одна наша подводная лодка, а не двадцать. Я уверен, что всем бы нашлось достаточно целей“.
Печальный список потопленных кораблей все увеличивался. „Ситуация отчаянная“, - писал Икес Рузвельту в конце апреля 1942 года.
Но в качестве наилучшего варианта предлагалось свести к минимуму объемы нефти, которые перевозились танкерами. Возникла идея строительства трубопровода немыслимой длины, какого еще нигде не строили, - от Техаса до восточного побережья. Очевидно, что постоянная перекачка нефти по трубам со скоростью 5 миль в час гораздо безопаснее транспортировки морем и гораздо дешевле перевозки по железной дороге в цистернах. Первоначально отвергнутый осенью 1941 года на том основании, что для его реализации потребуется слишком много стали, этот проект, получивший название „Большой дюйм“, был спешно воскрешен после Перл-Харбора и гибели танкеров в американских водах.
Наконец в августе 1942 года началось строительство, а его результат стал одним из выдающихся достижений за время Второй мировой войны. Ничего подобного еще никогда не делалось. На сооружение протянувшегося через полстраны трубопровода с пропускной способностью в 5 раз превышавшей обычную были мобилизованы такие отрасли, как перевозка нефтепродуктов и строительная индустрия. К концу 1943 года по „Большому дюйму“, имевшему длину 1254 мили, транспортировалась половина всей сырой нефти, направляемой на восточное побережье. А с апреля 1943 по март 1944 года был построен „Малый дюйм“ протяженностью 1475 миль, предназначенный для перекачки бензина и других нефтепродуктов с юго-запада на восточное побережье. В начале 1942 года лишь 4 процента от общих поставок нефти было доставлено туда по трубопроводу; к концу 1944 года, после окончания строительства и пуска в эксплуатацию „Большого дюйма“ и „Малого дюйма“, по ним транспортировалось 42 процента всей нефти
http://www.modernlib.ru/books/ergin_deniel/dobicha/read/