Мир отреагировал на итоги референдума в Великобритании по-разному: от растерянности до ликования. Многие простые жители Европы были шокированы. Да и реакция политиков оказалась крайне эмоциональной и непосредственной: среди провластных политиков звучали слова «катастрофа» и «конец света». Однако представители европейской оппозиции выносили совсем другие оценки.
ЕС: выходите поскорее
Единая реакция евробюрократов на результаты британского референдума была жесткой. Лидеры ЕС в Брюсселе в совместном заявлении призвали Великобританию как можно скорее начать реализацию выхода из ЕС, одобренного на референдуме. В Брюсселе считают, что нельзя продлевать неопределенность. Документ опубликован на сайте Совета ЕС.
«Мы ожидаем, что правительство Великобритании начнет исполнять решение британского народа как можно скорее, каким бы болезненным ни был этот процесс. Любая задержка только неоправданно продлит неопределенность», - говорится в документе.
Туск, Юнкер, Шульц и Рютте подчеркнули, что в ЕС отнеслись к результатам референдума «с сожалением, но уважением». «Это беспрецедентная ситуация, но мы будем едины в нашей реакции», - пообещали представители стран ЕС.
Германия: это катастрофа
Пожалуй, наиболее резкой реакция на решение британцев была в Германии. Немцы назвали Brexit крупнейшим провалом в истории европейской интеграции. С таким заявлением выступили немецкие политики. Канцлер Германии Ангела Меркель приняла известия из Великобритании «с большим сожалением». А глава комитета по международным делам Бундестага Норберт Реттген назвал решение Великобритании выйти из ЕС катастрофой. По мнению политика, решение британцев ведет к распаду Европы. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер назвал референдум «печальным днем для Европы и Великобритании».
Сейчас немецкие политики ведут переговоры с лидерами Европы и с главой Еврокомиссии о том, как избежать цепной реакции в ЕС. Меркель уже пригласила в Берлин президента Франции Франсуа Олланда, премьера Италии Маттео Ренци и главу Евросовета Дональда Туска.
Франция: нам грустно за Великобританию, а также за Европу
Такая же реакция среди лидеров соседней Франции. Президент Франсуа Олланд заявил, что выход Великобритании поставил Европу перед тяжелым испытанием. Министр иностранных дел этой страны Жан-Марк Эйро призвал Европу не повторять «ошибок Великобритании».
Французские националисты же, напротив, воодушевлены: они уверены, что следующая на выход Франция. Так, лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен поприветствовала выбор британцев и назвала его победой. «Сейчас мы должны провести во Франции такой же референдум, о котором я просила годами», - говорит она.
По мнению Ле Пен, референдумы должны быть проведены и в других странах ЕС. «Народ Великобритании преподал европейцам и всему миру блестящий пример демократии. Он не поддался страху, апокалиптическим прогнозам, он выбрал свободу», - приводит ее слова
РИА «Новости».
Евродепутат из Франции Жан-Люк Меланшон назвал решение Великобритании историческим. «Это конец света, который начнется с выходом Великобритании. Это урок для всей Европы - либо мы меняем ситуацию, либо выходим. Настало время для того, чтобы иметь «план Б», - сказал депутат.
Ирландия и Шотландия против выхода
Примечательно, что против выхода Великобритании из ЕС выступили Северная Ирландия и Шотландия - члены Соединенного Королевства. Шотландия рассмотрит возможность повторного референдума о независимости от Великобритании.
Итоги плебисцита взволновали и простых жителей Европы. Так, британцы, живущие во Франции, и французы, живущие в Великобритании, полагают, что теперь им придется вернуться в свои страны. «Я в шоке. Надеюсь, нам не придется возвращаться в страну теплого пива, народных танцев, уличных гулянок и овсянки. Грустный день», - заявил британец французскому изданию
The Local.Председатель партии националистов Северной Ирландии Деклан Кирни считает, что в случае выхода Великобритании из ЕС британское правительство лишится полномочий представлять интересы жителей Северной Ирландии. По его мнению, выход станет поводом для объединения региона с Ирландией.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг при всем при этом уверен, что с выходом Лондона из ЕС значение Североатлантического альянса возрастет. «Сегодня, когда мы сталкиваемся с большей нестабильностью и неуверенностью, НАТО больше, чем когда-либо, важно как платформа сотрудничества между европейскими странами-союзниками и между Европой и Северной Америкой. Сильное, единое и решительное НАТО остается ключевой опорой стабильности в неспокойном мире», - заявил Столтенберг.
Очередное разочарование Украины
А вот главного приверженца НАТО - президента Украины Петра Порошенко - результаты референдума расстроили.
«Жаль... Верю, что, несмотря на результат референдума, Великобритания остается в объединенной Европе и будет защищать общие европейские ценности», - написал он на своей странице в Facebook. По мнению Порошенко, сегодня насущный вызов для ЕС - найти путь к сердцам евроскептиков, «чтобы не дать ни одного шанса оппонентам европейского интеграционного проекта и их щедрым спонсорам».
Результаты референдума в Великобритании могут привести к отсрочке решения ЕС о предоставлении Киеву безвизового режима,
считает вице-премьер по вопросам европейской интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе.
Испания, Польша, Греция, Швеция
В свою очередь премьер-министр Греции Алексис Ципрас заявил, что в выходе Великобритании виноват сам ЕС. «ЕС плохо справился с финансовым кризисом и проблемой беженцев», - сказал Ципрас.
Министр по делам торговли Швеции Анн Линд заявила, что выход Великобритании ослабит ЕС и выгоден националистическим движениям в Европе. Премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель сказал следующее: «Я уважаю, но сожалею о результатах Brexit. Люксембург продолжит работать над укреплением ЕС».
Реакция официальной Испании была негативной. Министр иностранных дел Испании Хосе Маргальо назвал саму идею провести такое голосование ошибкой. Мадрид уже предложил Лондону утвердить новый статус Гибралтара - спорной территории. «Надеюсь, формула совместного суверенитета - или, проще говоря, испанский флаг над скалой Гибралтар - намного ближе, чем раньше», - цитирует
Reuters слова испанца. Впрочем, Лондон сразу отверг подобные притязания.
В свою очередь Польша
признала наличие серьезных проблем внутри ЕС. Она намерена предложить реформы Евросоюза, которые сделают его более сильным и объединенным, заявила премьер-министр страны Беата Шидло.
Россия: не наше дело
В целом реакция официальной Москвы была сдержанной и безоценочной. Однако президент Путин отреагировал на слова Дэвида Кэмерона о том, что от выхода страны из ЕС «будет счастлив Путин». «Заявление премьер-министра Великобритании господина Кэмерона до этого плебисцита, до референдума, в котором он озвучил позицию России, не имеет под собой никаких оснований. Я считаю, что это не что иное, как некорректная попытка повлиять на общественное мнение в собственной стране», - заявил Путин.
«Но, как мы видим, даже это не имело нужного для тех, кто это делает, результата. А тем более после голосования заявлять о какой-то позиции России, на мой взгляд, никто не имеет права. Это не что иное, как проявление низкого уровня политической культуры», - сказал Путин, сообщает
«Интерфакс».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что Москва заинтересована в том, чтобы ЕС оставался крупной экономической силой, а референдум считает внутренним делом страны. «Хочу напомнить слова, которые уже говорил президент Путин: тема Brexit - внутреннее дело Великобритании и вопрос отношений Великобритании и ЕС. Евросоюз является очень важным торгово-экономическим и инвестиционным партнером России, поэтому в Москве заинтересованы, чтобы ЕС оставался крупной экономической силой, процветающей, стабильной и предсказуемой», - сказал Песков.
США: спасибо Путину
В свою очередь вице-президент США Джозеф Байден подчеркнул, что Вашингтон выступает за сохранение Великобритании в составе ЕС. Белый дом также опубликовал свою официальную позицию по Brexit.
«Британский народ сказал свое слово, и мы уважаем их решение. Особые отношения между США и Великобританией сохраняются, и членство Британии в НАТО остается краеугольным камнем во внешней политике США, политике в сфере безопасности и экономики. То же можно сказать о наших отношениях с ЕС, который сделал так много для продвижения стабильности, стимулирования экономического роста и поддержки распространения демократических ценностей и идеалов в Европе и за ее пределами», - говорится в заявлении.
«Британия и ЕС останутся незаменимыми партнерами США, даже в тот период, когда они начинают договариваться по поводу их дальнейших отношений для обеспечения стабильности, безопасности и процветания Европы, Великобритании и Северной Ирландии и всего мира», - цитирует
«Голос Америки» заявление.
Впрочем, нашлись и те, кто поддерживает точку зрения премьер-министра Великобритании. Экс-посол США в России Майкл Макфол де-факто обвинил в выходе Лондона из ЕС Владимира Путина. В своем «Твиттере» он признался, что «шокирован результатами голосования», и назвал итоги референдума «победой президента России».
Эксцентричный миллиардер и кандидат в президенты США Дональд Трамп заявил, что рад за британцев. Он назвал результаты референдума «фантастическими» и поздравил подданных Великобритании, которые «вернули себе страну».
«Возможен эффект домино»
Директор Международного института новейших государств, политолог Алексей Мартынов полагает, что в Германии, Франции и в целом в бюрократической среде Брюсселя были уверены в повторении Кэмероном фокуса 2014 года, когда он с помощью разных инструментов и административного ресурса сумел передернуть подсчет голосов на референдуме в Шотландии, и сторонникам независимости не хватило нескольких процентов для победы.
«Кэмерон переоценил свои возможности. Он недооценил фактор своего оппонента - экс-мэра Лондона Бориса Джонсона. Сместив его с должности главы столицы, Кэмерон получил в лице Джонсона жесткого оппонента, который включился в эту референдную кампанию и превратил ее, по сути, в досрочные выборы, и победил на них. Сегодня все британские газеты говорят о том, что Джонсон - следующий премьер-министр», - сказал Мартынов газете ВЗГЛЯД.
Политолог уверен, что, несмотря массовый восторг со стороны евроскептиков, в других странах всерьез говорить о выходе из ЕС не начнут. По его словам, Великобритания, опираясь на поддержку США, не имела глубокого погружения в ЕС с растворением суверенитета, она сохраняла собственную валюту, не вошла в Шенген.
«Великобритания желает иметь больший вес и значение в Европе как минимум наравне с Германией и Францией. Отсюда вся эта игра и пошла. Я уверен, что, как бы кто сейчас ни подпрыгивал и ни заявлял, а таких заявлений уже много, есть достаточное количество механизмов, которые не позволят это сделать другой стране ЕС. Иначе возможен эффект домино», - считает Алексей Мартынов.
«Люди с кастрюлями на головах танцевали целый год»
В свою очередь политолог Олег Матвейчев также уверен, что Кэмерон рассчитывал на победу и намеревался сыграть на этом. По его словам, британский премьер уверял своих партнеров во Франции, Германии и США, что «все будет четко». Тем более эти прогнозы подтверждала социология. Но ни приезд президента США Барака Обамы в Лондон, ни произошедшее по трагической случайности на прошлой неделе убийство британского парламентария не повлияло на противников евроинтеграции. Инициатором референдума был Кэмерон, а не оппозиция, поэтому он не может игнорировать его результаты и будет вынужден начать процесс выхода страны из ЕС.
«Простые англичане высказались против. Это является шоком. Мы видим, как отреагировали мировые биржи, которые были к этому не готовы. В противном случае понижение индексов было бы плавным. Ни у кого нет быстрых рецептов. «План Б» отсутствует. Сейчас срочно будут собираться европейские правительства, проходить консультации в США, которые будут давать задания и разъяснять политику французам и немцам, как им действовать, что говорить. Поэтому те заявления, которые сейчас делают политики, они наиболее искренние, они являются непосредственными. Через неделю все начнут заштопывать, зашивать. И хором все будут говорить одно и то же», - сказал Матвейчев газете ВЗГЛЯД.
Эксперт называет итоги референдума ударом по так называемым новым европейцам: Польше, странам Прибалтики и даже Украине. «Люди с кастрюлями на головах танцевали целый год, требовали безвизовый режим, выступали за мифическую Европу. А одна из центральных стран ЕС, пятая часть ее экономики, выходит из нее. Это классическая русская пословица - все с ярмарки, а мы - на ярмарку», - подытожил он.
Европа приходит в себя после шока от британского референдума