Мы не делаем людей

Jan 29, 2022 03:45



Дмитрий Ольшанский
            ЗАПИСКИ О СЛОЖНОМ МИРЕ

Есть два этапа производства людей.

Первый, физический, всем известен.

Зато второй - о, это дело сложное и неоднозначное.

Я часто вижу тексты - нет, скорее, одни заголовки, поскольку сами эти тексты читать всё-таки трудно, - из модных молодёжных изданий, посвятивших себя борьбе за всё прогрессивное, левое, политкорректное, против патриархальности, против ксенофобии и мизогинии, против «репрессивных практик», ну и против России, конечно, без этого никак.

Но вот что интересно: главный жанр всех этих сочинений - вовсе не новости, скандалы, репортажи или публицистическая полемика. Больше всего наши (хотя какие они наши? ну, чьи-то) либеральные редакторы любят старинный, ещё из советской прессы пришедший к ним жанр «портрет неизвестного героя».

Тот самый, что был когда-то издевательски показан Довлатовым: журналист встречается с дояркой, с ударником социалистического труда, со знатными хлеборобами etc. Разве что теперь эти хлеборобы выглядят несколько иначе.

Активистка Олеся рассказывает о своих планах установить первый в стране памятник менструальной чаше.

Активистка Кристина рассказывает о том, как открыла первый в стране приют (шелтер, они говорят - шелтер, они не любят выражаться по-русски) для женщин, переживших психологическое насилие в соцсетях.

Активист Олег рассказывает о том, как сделал вазэктомию - и о том, почему в этом нет ничего плохого.

Активистка Фатима рассказывает о том, что ислам и феминизм вовсе не противоречат друг другу.

Активисты Анна и Евгений - бодипозитивные люди, предпочитающие татуаж на лице. Они поделились с нами своим опытом переживания шейминга и хейта.

И такого много, много. Но этот поток историй, рекламирующих правильных людей, занятых чем-то полезным, вовсе не так смешон, как кажется.
Дело в том, что в России - но совсем не только в России, почти везде, - работает огромная культурная машина, создающая людям картину мира. И создаётся эта картина мира потоком, индустриально, подобно тому, как раньше клепались какие-нибудь танки.

Так, открывается в Москве какой-нибудь университет, а в этот университет бухаются огромные государственные деньги, как у нас принято - на что-то хорошее нет ни копейки, а тут бесконечные миллионы, и одно за другим здания в самом центре отходят этому университету под всё новые и новые кафедры и научные центры, и со всей страны приезжают туда поступать милые дети с хорошими аттестатами или богатыми родителями, чтобы кем-нибудь стать. Но там, в этих стенах, с ними что-то волшебное делают - и, выходя оттуда, они уже несут с собой целый чемодан идеологического знания - там и менструальная чаша, и шейминг, и «осознанное потребление», и веганы, и, разумеется, психотерапия, - ну а дальше, и это следующий шаг, это вроде бы экзотическое, невинное и смешное знание, эта уверенность в модных нелепых истинах - превращается в политический выбор. Ведь если «шелтер», то и Крым, само собой, уже не наш. И получается, что образование - но вовсе не только одно образование, тут и те самые прогрессивные газеты, и ещё миллион всяких форматов и институтов, блоги-лекции-тренинги, имя им легион, - что все они выпускают из своей пробирки целую толпу изготовленных ими людей. Толпу, которую вы уже не переубедите, и которую легко использовать хоть коммерчески, хоть в борьбе за власть. Так это работает.

Да что там наша скромная Россия, если даже в Америке, где в последние годы началось уже настоящее крушение прежнего национального канона - снимают памятники, разоблачают знаменитостей, учат жить по другим правилам, - оказалось, что все структуры, аналогичным образом производящие людей - те же университеты, журналы, голливудские студии, социальные сети - буквально все они настаивают на одной-единственной версии происходящего, шаг влево-вправо наказуем быстро и жёстко. А вот у противников перемен, как выяснилось, нет почти ничего: так, какие-то фермеры разъезжают на пикапах, размахивая флагами, но создавать встречную картину мира просто некому и негде.

Вот и у нас - «шелтеры», «практики», «осознанность» и прочая менструальная чаша, всё это имеется в изобилии, - а что взамен? Кто - и, главное, что - может предложить молодому человеку, приезжающему в большой город, ищущему истины о жизни, и желательно яркой, модной, легко схватываемой истины, - так, чтобы это знание, эта эстетика стала бы альтернативой тому ядовитому глобальному потоку, который, конечно, не ограничится приучением людей к безобидному посещению психотерапевта или отказу от мясоедения, но и - что уже хорошо видно в западном мире - неизбежно начнёт войну против христианства, за этническое замещение «плохих белых», и, в конечном счёте, постарается сочинить реальность, в которой Россия должна исчезнуть.

Где происходит производство других людей?

Боюсь, нигде.





Вся наша государственная, так называемая «молодёжная политика» отмечена печатью какого-то мутного комсомольского маразма.

Казна явно выделяет изрядные деньги, кто-то суетится, приветливо машет флажками, переводит старушку через дорогу, устраивает конкурсы с раздачей сувениров, летние лагеря и бег с прыжками через препятствия, но - какое содержание имеется во всём этом, помимо, конечно, обязательного казнокрадства? Что государство хочет сказать тем, кого оно вроде бы воспитывает? Да ничего. Миру мир, дружба-жвачка, Россия хорошая, ведите себя хорошо, дети. Это пустота - аналогичная той пустоте советских семидесятых и ранних восьмидесятых, из скучных глубин которой чуть позже явились неожиданно бандиты в адидасе, эти подлинные новые люди, произведённые эпохой. Нет, с этой вялотекущей казёнщиной мы не улетим дальше менструальной чаши - один либеральный активист, хоть бы и самый комический, но зато отлично знающий, кто он такой и что ему нужно, стоит десятилетий этого государственного распила и отката.

Но если предаться безответственным мечтаниям, то - как можно было бы создать такую фабрику? И что за станки должны там работать?

Российская империя отвечала на этот вопрос однозначно. Образец человека - это офицер. Старая Россия была военным государством, и сам царь, да и его родственники, вся императорская семья - это прежде всего армейские командиры, а всё гражданское управление - это так, второй сорт. Собственно русское дворянство произошло из военнообязанных землевладельцев - и, хотя после известного указа о вольностях дворянских, служба перестала быть обязательным делом, офицерство всё равно воспринималось как лучшее, высшее занятие для благородного человека. И даже на тогдашней фотографии каких-нибудь гимназистов или железнодорожников легко увидеть этот мундирный, шинельно-фуражечный стиль - мирные ведомства и учреждения подражали армии как общественному эталону.

Но странно в нынешнем мире, где война, несомненно, перестаёт быть массовым занятием и уходит в руки как минимум контрактников, а то и наёмников, а дальше - и каких-нибудь роботов и беспилотников, - странно теперь полагать, что каждого человека - по крайней мере, каждого мальчика, имеет смысл воспитывать в армейском духе. Так уже не получится.

Советский Союз решал тот же вопрос по-другому. Образец человека - это религиозный фанатик. Как ни парадоксально, но именно религия стала основой производства людей в СССР - то есть заняла то место, какого совершенно не имело православное христианство в прежней империи. Положение церкви в царской России, вопреки отдельным феноменам религиозного расцвета, было, как мы знаем, бюрократически-казённым, люди получали справки о говении и причастии, священник работал загсом, и мало кто относился к этой стороне жизни всерьёз. Зато в СССР специфический коммунистический культ как раз настаивал на яростном служении, и потому всевозможные пламенные революционеры, пионеры-герои, погибшие вожди и герои Гражданской войны, весь этот университет кровавых жертв во имя утопии - он имел грандиозный размах, особенно в первые десятилетия существования советской власти. И, когда ближе к брежневским временам большевизм перестал производить верующую молодёжь, когда коммунистическая религия выдохлась и превратилась в бессмысленное бормотание - СССР поехал с ярмарки навстречу своей гибели.

Впереди у нас были долгие годы нового воспитательного стандарта - уже заимствованного от передовых заграниц.

И если сначала образцом человека, к которому уже не имело отношения государство, стали уголовные «коммерсанты», а чуть позже - лощёные корпоративные менеджеры, то теперь, как было сказано выше, к нам пришёл свежайший социальный стандарт: активист - или, что более актуально для пропагандируемого матриархата - активистка с той самой чашей вместо знамени.

Я убеждён в том, что единственное средство, которое можно было бы противопоставить этой надвигающейся большой волне - это политический национализм. Не тот унылый государственный патриотизм, абстрактный и беззубый, с позднесоветским оттенком, что у нас принят, нет, - бодрый, злой, молодой и весёлый русский национализм, который учил бы любить не воображаемый мир чиновников, где есть российский поэт Пушкин и 128 национальностей Ярославской области, но именно и конкретно русскую культуру и русский народ во всём его историческом, географическом и каком угодно ещё разнообразии, от новгородских и владимирских церквей до севастопольских кораблей и донецких шахт. Как показывает нам опыт всей современной Восточной Европы и почти всего бывшего СССР - это работает. Это может увлечь - и помочь обновить, омолодить нашу консервативную лояльность к своей стране, которая с некоторых пор сделалась слишком пенсионной.

Но, к сожалению, это у нас запрещённый приём. Считается, что сам разговор о чём-то русском - это фашизм, экстремизм, это кого-то «обидит», «разрушит единство» (пусть бы его и разрушали всегда, наоборот, обласканные Москвой антирусские сепаратисты), - словом, об этом надо молчать.

Ну что ж, тогда говорить - и воспитывать нас - будут жертвы шейминга, буллинга, менсплейнинга, харассмента, ксенофобии и абьюза.

А нам придётся их слушать.

[Источник]

образы бытия, технологии колониального управления, Дмитрий Ольшанский, Русский вопрос, критика, Культура, национальная идея, информационные войны, либерализм, политические технологии, бесы, пропаганда, культурные диверсии, национальный вопрос, русские, психоисторическая война, невидимая война, суверенная беспомощность, либеральное лобби, публицистика, русофобия, агония реформирования, национализм, власть компрадоров, манипуляции сознанием, управление, демонтаж образования, Россия, власть и народ, Война за историю, кризис, политика разрушения, проблемы воспитания, глобализация, Идеология, Общество, агенты влияния, Образование, деградация культуры, Русский мир, Политика

Previous post Next post
Up