Дмитрий Ольшанский
ЗАПИСКИ О СЛОЖНОМ МИРЕ
Есть два этапа производства людей.
Первый, физический, всем известен.
Зато второй - о, это дело сложное и неоднозначное.
Я часто вижу тексты - нет, скорее, одни заголовки, поскольку сами эти тексты читать всё-таки трудно, - из модных молодёжных изданий, посвятивших себя борьбе за всё прогрессивное, левое, политкорректное, против патриархальности, против ксенофобии и мизогинии, против «репрессивных практик», ну и против России, конечно, без этого никак.
Но вот что интересно: главный жанр всех этих сочинений - вовсе не новости, скандалы, репортажи или публицистическая полемика. Больше всего наши (хотя какие они наши? ну, чьи-то) либеральные редакторы любят старинный, ещё из советской прессы пришедший к ним жанр «портрет неизвестного героя».
Тот самый, что был когда-то издевательски показан Довлатовым: журналист встречается с дояркой, с ударником социалистического труда, со знатными хлеборобами etc. Разве что теперь эти хлеборобы выглядят несколько иначе.
Активистка Олеся рассказывает о своих планах установить первый в стране памятник менструальной чаше.
Активистка Кристина рассказывает о том, как открыла первый в стране приют (шелтер, они говорят - шелтер, они не любят выражаться по-русски) для женщин, переживших психологическое насилие в соцсетях.
Активист Олег рассказывает о том, как сделал вазэктомию - и о том, почему в этом нет ничего плохого.
Активистка Фатима рассказывает о том, что ислам и феминизм вовсе не противоречат друг другу.
Активисты Анна и Евгений - бодипозитивные люди, предпочитающие татуаж на лице. Они поделились с нами своим опытом переживания шейминга и хейта.
И такого много, много. Но этот поток историй, рекламирующих правильных людей, занятых чем-то полезным, вовсе не так смешон, как кажется.
Дело в том, что в России - но совсем не только в России, почти везде, - работает огромная культурная машина, создающая людям картину мира. И создаётся эта картина мира потоком, индустриально, подобно тому, как раньше клепались какие-нибудь танки.
Так, открывается в Москве какой-нибудь университет, а в этот университет бухаются огромные государственные деньги, как у нас принято - на что-то хорошее нет ни копейки, а тут бесконечные миллионы, и одно за другим здания в самом центре отходят этому университету под всё новые и новые кафедры и научные центры, и со всей страны приезжают туда поступать милые дети с хорошими аттестатами или богатыми родителями, чтобы кем-нибудь стать. Но там, в этих стенах, с ними что-то волшебное делают - и, выходя оттуда, они уже несут с собой целый чемодан идеологического знания - там и менструальная чаша, и шейминг, и «осознанное потребление», и веганы, и, разумеется, психотерапия, - ну а дальше, и это следующий шаг, это вроде бы экзотическое, невинное и смешное знание, эта уверенность в модных нелепых истинах - превращается в политический выбор. Ведь если «шелтер», то и Крым, само собой, уже не наш. И получается, что образование - но вовсе не только одно образование, тут и те самые прогрессивные газеты, и ещё миллион всяких форматов и институтов, блоги-лекции-тренинги, имя им легион, - что все они выпускают из своей пробирки целую толпу изготовленных ими людей. Толпу, которую вы уже не переубедите, и которую легко использовать хоть коммерчески, хоть в борьбе за власть. Так это работает.
Да что там наша скромная Россия, если даже в Америке, где в последние годы началось уже настоящее крушение прежнего национального канона - снимают памятники, разоблачают знаменитостей, учат жить по другим правилам, - оказалось, что все структуры, аналогичным образом производящие людей - те же университеты, журналы, голливудские студии, социальные сети - буквально все они настаивают на одной-единственной версии происходящего, шаг влево-вправо наказуем быстро и жёстко. А вот у противников перемен, как выяснилось, нет почти ничего: так, какие-то фермеры разъезжают на пикапах, размахивая флагами, но создавать встречную картину мира просто некому и негде.
Вот и у нас - «шелтеры», «практики», «осознанность» и прочая менструальная чаша, всё это имеется в изобилии, - а что взамен? Кто - и, главное, что - может предложить молодому человеку, приезжающему в большой город, ищущему истины о жизни, и желательно яркой, модной, легко схватываемой истины, - так, чтобы это знание, эта эстетика стала бы альтернативой тому ядовитому глобальному потоку, который, конечно, не ограничится приучением людей к безобидному посещению психотерапевта или отказу от мясоедения, но и - что уже хорошо видно в западном мире - неизбежно начнёт войну против христианства, за этническое замещение «плохих белых», и, в конечном счёте, постарается сочинить реальность, в которой Россия должна исчезнуть.
Где происходит производство других людей?
Боюсь, нигде.
Вся наша государственная, так называемая «молодёжная политика» отмечена печатью какого-то мутного комсомольского маразма.
Казна явно выделяет изрядные деньги, кто-то суетится, приветливо машет флажками, переводит старушку через дорогу, устраивает конкурсы с раздачей сувениров, летние лагеря и бег с прыжками через препятствия, но - какое содержание имеется во всём этом, помимо, конечно, обязательного казнокрадства? Что государство хочет сказать тем, кого оно вроде бы воспитывает? Да ничего. Миру мир, дружба-жвачка, Россия хорошая, ведите себя хорошо, дети. Это пустота - аналогичная той пустоте советских семидесятых и ранних восьмидесятых, из скучных глубин которой чуть позже явились неожиданно бандиты в адидасе, эти подлинные новые люди, произведённые эпохой. Нет, с этой вялотекущей казёнщиной мы не улетим дальше менструальной чаши - один либеральный активист, хоть бы и самый комический, но зато отлично знающий, кто он такой и что ему нужно, стоит десятилетий этого государственного распила и отката.
Но если предаться безответственным мечтаниям, то - как можно было бы создать такую фабрику? И что за станки должны там работать?
Российская империя отвечала на этот вопрос однозначно. Образец человека - это офицер. Старая Россия была военным государством, и сам царь, да и его родственники, вся императорская семья - это прежде всего армейские командиры, а всё гражданское управление - это так, второй сорт. Собственно русское дворянство произошло из военнообязанных землевладельцев - и, хотя после известного указа о вольностях дворянских, служба перестала быть обязательным делом, офицерство всё равно воспринималось как лучшее, высшее занятие для благородного человека. И даже на тогдашней фотографии каких-нибудь гимназистов или железнодорожников легко увидеть этот мундирный, шинельно-фуражечный стиль - мирные ведомства и учреждения подражали армии как общественному эталону.
Но странно в нынешнем мире, где война, несомненно, перестаёт быть массовым занятием и уходит в руки как минимум контрактников, а то и наёмников, а дальше - и каких-нибудь роботов и беспилотников, - странно теперь полагать, что каждого человека - по крайней мере, каждого мальчика, имеет смысл воспитывать в армейском духе. Так уже не получится.
Советский Союз решал тот же вопрос по-другому. Образец человека - это религиозный фанатик. Как ни парадоксально, но именно религия стала основой производства людей в СССР - то есть заняла то место, какого совершенно не имело православное христианство в прежней империи. Положение церкви в царской России, вопреки отдельным феноменам религиозного расцвета, было, как мы знаем, бюрократически-казённым, люди получали справки о говении и причастии, священник работал загсом, и мало кто относился к этой стороне жизни всерьёз. Зато в СССР специфический коммунистический культ как раз настаивал на яростном служении, и потому всевозможные пламенные революционеры, пионеры-герои, погибшие вожди и герои Гражданской войны, весь этот университет кровавых жертв во имя утопии - он имел грандиозный размах, особенно в первые десятилетия существования советской власти. И, когда ближе к брежневским временам большевизм перестал производить верующую молодёжь, когда коммунистическая религия выдохлась и превратилась в бессмысленное бормотание - СССР поехал с ярмарки навстречу своей гибели.
Впереди у нас были долгие годы нового воспитательного стандарта - уже заимствованного от передовых заграниц.
И если сначала образцом человека, к которому уже не имело отношения государство, стали уголовные «коммерсанты», а чуть позже - лощёные корпоративные менеджеры, то теперь, как было сказано выше, к нам пришёл свежайший социальный стандарт: активист - или, что более актуально для пропагандируемого матриархата - активистка с той самой чашей вместо знамени.
Я убеждён в том, что единственное средство, которое можно было бы противопоставить этой надвигающейся большой волне - это политический национализм. Не тот унылый государственный патриотизм, абстрактный и беззубый, с позднесоветским оттенком, что у нас принят, нет, - бодрый, злой, молодой и весёлый русский национализм, который учил бы любить не воображаемый мир чиновников, где есть российский поэт Пушкин и 128 национальностей Ярославской области, но именно и конкретно русскую культуру и русский народ во всём его историческом, географическом и каком угодно ещё разнообразии, от новгородских и владимирских церквей до севастопольских кораблей и донецких шахт. Как показывает нам опыт всей современной Восточной Европы и почти всего бывшего СССР - это работает. Это может увлечь - и помочь обновить, омолодить нашу консервативную лояльность к своей стране, которая с некоторых пор сделалась слишком пенсионной.
Но, к сожалению, это у нас запрещённый приём. Считается, что сам разговор о чём-то русском - это фашизм, экстремизм, это кого-то «обидит», «разрушит единство» (пусть бы его и разрушали всегда, наоборот, обласканные Москвой антирусские сепаратисты), - словом, об этом надо молчать.
Ну что ж, тогда говорить - и воспитывать нас - будут жертвы шейминга, буллинга, менсплейнинга, харассмента, ксенофобии и абьюза.
А нам придётся их слушать.
[
Источник]