Доцент МГИМО Ольга Четверикова рассказывает, кто стоял у истоков форсайт-проекта «Образование 2030», который скрыто внедряется в российской образовательной системе. Как в ближайшие 7-10 лет будет происходить сегментация и расслоение образовательной системы, для чего искусственно увеличивается разрыв между «элитарными» и «отстающими» учебными
(
Read more... )
В наше время говорят: « Опять день пролетел. О, неделя незаметно пролетела» . А то и год.
Я преподаю литературу и понимаю, что ребятам некогда даже прочитать и осмыслить тексты. Они, конечно, стараются, кому надо. Но это реально утомительно для них. Люди разучиваются вдумываться и созерцать тоже по этой причине-убыстрение времени. Поверхностное сознание может быть даже при очень глубоких познаниях в какой-то области.
Reply
С природными явлениями и, в частности, с созреванием помидор - интересное наблюдение. Знаете, я обратила внимание и на то, что в последние годы стали нормой регулярные значительные погодные перемены.
А то, что жизнь стала куда более суетной, это факт, хотя, с возрастом время всегда ускоряется, но теперь уже и совсем молодые отмечают, что хронически "не успевают за временем".
Очень интересно и то, что вы преподаете литературу и в непосредственном контакте с ребятами, безусловно, имеете уникальный опыт изучения молодой "поросли". Интересно, какого возраста ваши ученики? Не хочется вас утруждать, но, если не сложно, буду рада познакомиться с вашим личным опытом и возможными знаниями того, как они (ваши ученики) сами формулируют для себя основные личностные проблемы своего поколения.
Согласна с вами, что люди большей частью разучились вдумчиво, созерцательно мыслить, полагаю, что серьезной причиной подтолкнувшей к тому является навязанное через СМИ т.н. "клиповое" - дискретное мышление, при котором вообще становится трудным, если не невозможным для кого-то, глубокомысленно сосредоточиться, нельзя не учитывать и мощные информационные потоки, и частичную замену (особенно молодыми) нормального межчеловеческого общения большей частью пустыми и суетными виртуальными контактами.
Также интересно ваше опытное замечание, что даже при глубоких познаниях в некой области людям может быть свойственно поверхностное сознание. Я тоже обратила на это внимание, такое впечатление, что для последнего времени характерна массовая потеря личностной цельности, а разбросанность - разорванность сознания, системы ценностей и принципов, декларируется многими, как "широта взглядов".
Еще раз спасибо вам за интересное общение!:) Благополучия вам в жизни и успехов в столь важной области деятельности как педагогика!
Reply
По поводу личностных проблем учеников опишу тенденцию.Это ещё не данность, но всё к этому идёт, как я вижу.И не только семья играет роль,но и государство в целом.
Современные ученики практически полностью оторваны от социума,т.е. общественных проблем и мировых. Сконцентрированы только на себе: удовольствия, дружба,влюбленность, деньги,имидж. Это свойственно возрасту,конечно. Но если наблюдать в связке литературный герой-современный школьник,то по большей части проблемы,которые ставит перед собой герой, которые тревожат его душу, над которыми он размышляет, современным подросткам всё более и более чужды.Они не хотят так углубляться, им тоскливо от подобных размышлений, а сюжет порой им кажется примитивным, поскольку сейчас нафантазировано столько, что ученика мало,что трогает до глубины души.Он всего насмотрелся-навидался,хоть в кинематографе,хоть в реальной жизни. Открытое информационное пространство сделало своё дело: все говорят обо всём, ничего тайного, постыдного, запретного. Поскольку жизнь не упорядоченная, глубоко копать начинают лишь когда всё рушится, а до этого живут на "легком дыхании".
Но! Старшеклассники всё же ещё дети,и это их спасает.Они чисты, и своим чистым детским незамутнённым разумом легко впитывают всё доброе,светлое,что даёт классическая литература. Здесь важна личность педагога и умение преподнести произведение так,чтобы заинтересовать ученика.
Я стараюсь объяснять действия героев не только со стороны светской,душевной,но и с духовной. Не углубляясь в религию(это запрещено), показываю,как то или иное поведение потом может повлиять на судьбу. Ребятам это интересно,ведь они вступают во взрослую, непонятную ещё им жизнь. Родители в семье практически не ведут подобных бесед, а это очень важно.
У меня же один критерий:не навреди! Никогда я не скажу парню или девушке:"Сначала нагуляйся,а потом замуж выходи". Это безнравственно.
Например, рассказ Чехова "Дама с собачкой". Можно ли такие отношения называть чистыми,а чувства героев-истинной любовью?
То же с "Гранатовым браслетом" Куприна, "Темными аллеями" Бунина,которые принято считать рассказами о любви. Ну, или Катерина из "Грозы". "Луч ли света" она в "тёмном царстве"?
Всё это рассматриваем,обсуждаем с разных сторон. Мне важно,чтоб ученик сам обдумал,поразмышлял. А какие выводы он сделает, зависит не только от меня,но и и от его воспитания в семье. Мне же важно, чтоб ребята учились не подменять понятия, не искажать реальность "от головы своея", а видеть истинное положение вещей.
Reply
Очень интересны и ценны эти ваши наблюдения. Могу вам сказать уверенно, что вы умница! Вашим ученикам, на мой взгляд, повезло с вами, как с человеком и учителем литературы.
Знаете, мы с мужем несколько лет назад наблюдали метаморфозы, происходившие с соседскими детьми в старших классах школы. Две семьи, родители, вообщем-то, вполне приличные люди, занятые на работе и решением домашних бытовых проблем, у тех и других по двое детей (девочка и мальчиком), но складывалось впечатление, что эти люди, в качестве родителей, по инерции думали, что "в школе плохому не научат" и как-будто не придавали особого значения кардинально изменившемуся информационному полю. Мы общались с ребятами, они заходили к нам иногда поговорить и выпить чаю, мы иногда дарили им книги, но большей частью расспрашивали об их мечтах, планах на будущее, о том, как они что-то понимают. Все они учились в соседней с домом школе. Так вот, уж не знаю по какой точно причине, но именно в старших классах ( примерно с 8-го и до окончания школы) и ними и произошли разительные перемены - появился явный цинизм, они как-будто поглупели, романтические мечты сменились на прагматичные, меркантильные и примитивные, а часто и с весьма сомнительным моральным выбором. Далее все они поступили в институты, но настоящей заинтересованности в профессиях не было ни у одного из них, интересовали только деньги и устройство потом на выгодную в этом отношении работу. Мы поняли, что ни родителям, ни преподавателям в этой школе так и не удалось заложить своевременно верные принципы в их формирующееся сознание, в котором "модные тенденции" стали определяющими. Очень нас это опечалило, потому как этих детей, которых мы знали с их нежного возраста, действительно, как-будто подменили.
Большое спасибо вам за высказанные очень важные впечатления.
Всего вам доброго!
Reply
Ребята Ваши и их родители прочувствовали момент, что называется.Стремятся в высшую касту 😆😟
Но в жизни все может и перевернутся кардинально. Кто знает, к чему придут эти люди в будущем?
Reply
Leave a comment