Роль и задачи государственного образования в сфере культурной самоидентификации русского народа

Nov 13, 2015 04:00



О судьбе единственной в мире Государственной академии славянской культуры, ликвидируемой Минобрнауки РФ - при том, что в России, самой большой православной стране, не существует ни одного самостоятельного государственного ВУЗа православной культуры. А это единственный государственныый вуз в мире, где изучают славянскую культуру как системный национальный этно-конфессиональный духовный феномен российских православных славян - русского православного народа

Образование в национально-конфессиональной сфере каждого народа, в том числе и русского, является одним из условий сохранения его идентичности, а, следовательно, и мощным фактором консолидации. Верность национальным традициям во многом служит поддержанию качества жизни, которое не сводится к уровню потребления, а предполагает, как отметил В.В. Путин, сохранение «собственного культурного лица, национального культурного кода, морального стержня». «Сохранить лицо» невозможно без сбережения этнокультурной и конфессиональной идентичности, которая содействует укреплению института семьи, препятствует депопуляции. Это чрезвычайно важно как для устойчивого развития страны, в которой русский народ является государствообразующим, так и для укрепления позиций России в международной политике. Одно из направлений этой политики в течение всей истории становления российской государственности - тесное содружество со славянским народами Европы, родственными и в конфессиональном, и в языковом, и в культурном отношении.

Первостепенной задачей любой страны, стремящейся сохранить собственные национальные устои и традиции, является подготовка специалистов, глубоко знающих особенности собственной национальной культуры и народов, родственных в цивилизационном плане. Чем больше исследователей и хранителей национально-конфессиональной культуры имеет в своем составе та или иная этническая и конфессиональная группа, тем лучше духовно-нравственный климат общества, тем выше его жизнестойкость. И напротив, свертывание такого образования приводит к размыванию национальной идентичности, к ценностному кризису общества и особенно молодежи. Если же такой кризис перерастает в затяжной многолетний процесс, то это повышает уровень политических и социальных рисков, подрывает основы единства общества и государства, угрожает территориальной целостности страны. Для многонационального государства это явление представляет особую опасность, если культурная деградация поражает государствообразующий народ, что и происходит в России. Негативные тенденции усиливаются на порядок с учетом того, что в РФ с момента распада СССР ликвидирована Палата Национальностей и в течение длительного времени не было даже государственного органа по делам национальностей и межнациональных отношений.

Начало XXI века характеризуется, с одной стороны, заметным подъемом религиозного сознания в нашей стране, но с другой стороны, глубоким системным кризисом в славянском мире, разделенном на «зоны влияния», чему содействовала и политика Российской Федерации, утратившая свой славянский вектор, что усилило последствия демократической катастрофы. С 1991 г. общая численность славянского населения России постоянно уменьшается - по разным оценкам от десятков тысяч до сотен тысяч человек в год, (а по некоторым оценкам - от 1 млн. ежегодно). С кризисом духовно-нравственных ценностей, социальное здоровье русской нации неуклонно разрушается, порождая напряженность в социуме, общее чувство нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, о чем свидетельствуют «гражданские» браки, аборты, сокращение рождаемости, наркомания, алкоголизация и другие социальные болезни.

Распространенная концепция, согласно которой главным фактором, влияющим на рождаемость, является уровень потребления, не в состоянии объяснить феномен многодетности в крестьянских семьях царской России, демографический рост в малообеспеченных регионах и странах, снижение рождаемости коренного населения в странах ЕС. И напротив, история постоянно подтверждает тот факт, что главной причиной расцвета любого народа является развитие его национально-конфессиональной культуры и укрепление его идейно-духовного состояния. А эта цель в современном мире достигается, прежде всего, сохранением необходимой численности подготовленных специалистов - носителей национальной культуры, которые могут стать и учителями, и наставниками, и лидерами общественного мнения.
Последнее обстоятельство является ключевым для России, которая прошла, по сути, через эпоху «культурного геноцида», когда физически истреблялись «образованные классы» и, прежде всего, духовенство - главный носитель «цивилизационного кода». Как известно, было репрессировано не менее пятисот тысяч служителей Русской православной церкви, из которых было уничтожено более 200 тысяч человек (по данным председателя Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий А. Яковлева, декабрь 1995 г.).

Но все познается в сравнении. Наглядным примером сохранения и развития этноса и его национальной и конфессиональной идентичности является система еврейского образования. «Система еврейского образования, существующая не менее трех тысяч лет, сыграла решающую роль в сохранении целостности еврейского народа и развитии его культуры. Ни одна религия не придавала такого значения образованию, как иудаизм. Со временем образование стало восприниматься не только как средство сохранения религиозной жизни, но и как самоцель. В настоящее время еврейские общины диаспоры видят в развитии еврейского образования единственную преграду против ассимиляции еврейского народа»[1].

Славянская православная культура является общей исторической основой народов семьи большинства славянских стран. На современном этапе развитие государственной составляющей в национально-конфессиональном образовании у российских православных практически остановлено, а государственные вложения в такое образование практически сводятся к самому минимуму со стороны Минобрнауки России. Положение усугубляется и тем, что единственную общепризнанную в мире «Государственную академию славянской культуры» (далее - ГАСК или Академия), которая за три десятилетия своего существования стала символом славянской надежды, ликвидируют как самостоятельный вуз. В соответствии с рекомендацией Комиссии «по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации» в ведении Минобрнауки России (далее - Комиссия), уникальную Академию «сливают» с Московским государственным университетом дизайна и технологий. Единственный в мире научный и образовательный центр, широко известный в славянском мире, присоеденяют к отраслевому технологическому вузу, занимающемуся технологиями и дизайном в текстильно-обувной отрасли легкой промышленности, не имеющему никакого отношения к славянской культуре. Уже уволен ректор Академии заслуженный работник высшей школы профессор А.К.Коненкова (лучший ректор года 2012 и 2013 гг.).

И все это при том, что в России, самой большой православной стране, не существует ни одного самостоятельного государственного вуза православной культуры (вузы негосударственной частной формы собственности в этом обзоре не рассматриваются).

Государственная академия славянской культуры - это единственный государственный вуз не только в России, но и в мире, где изучают славянскую культуру как системный национальный этно-конфессиональный духовный феномен российских православных славян - русского православного народа. После ликвидации Академии в России не останется ни одного самостоятельного государственного вуза в сфере православной культуры российских славян.

Предназначение Академии - сохранение, изучение традиций и исторического уклада 110 млн российских граждан, осознающих себя этническими славянами и православными русскими. И видимо это национальное славянское православное самосознание и идентичность, как исконно русские "духовные скрепы страны" о жизненной необходимости сохранения которых многократно говорил В. В. Путин игнорируется самим же государством.

В то же время со стороны Минобрнауки России, фактически отказывающему в праве на жизнь государственному образованию в славянской культуре, существенная помощь оказывается Межвузовскому консорциуму по поддержке исламского образования при Минобрнауки России, включающему не менее 6 государственных вузов. Например, с 2007 г. до настоящего времени государство потратило примерно 2,8 млрд рублей бюджетных средств на поддержку исламского образования, то есть, около 300 млн рублей в год. Так, если в 2007 году исламских учебных заведений было 52[2], то сейчас их уже 97[3], то есть, за 8 лет образовательные ресурсы в исламском образовании практически удвоились. Аналогичный рост государственного национально-конфессионального образования наблюдается и в сфере культуры иудаизма. И ничего подобного мы не видим в сферах образования в славянской культуре и в православной культуре. Здесь все наоборот искусственно тормозится или сворачивается и ликвидируется, как в случае с ГАСК.

Далее:
Роль и задачи государственного образования в сфере культурной самоидентификации русского народа - Информационный портал
Previous post Next post
Up