Накануне Дня Победы Луганск осчастливился очередным памятником. На этот раз - «Жителям Луганщины, павшим от рук карателей-националистов из ОУН-УПА». Установили «идейную» скульптуру стоимостью миллион гривен прямо позади мемориального комплекса «Пилон славы», не доходя до «собачьего базара».
Важные персоны, принимавшие участие в открытии памятника, рассыпались в заверениях, что политической подоплёки здесь нет. По словам Виктора Тихонова, данное сооружение есть не более чем «
способ почтить память тех молодых людей, которые погибли за то, что действующая тогда власть направила их на Запад Украины лечить и учить местных жителей». Депутат Госдумы РФ Константин Затулин тоже косил под саму невинность: «
Никогда не будут на одной доске для нас ветераны ВОв и те люди, которые, неизвестно из каких побуждений, сделали ложный выбор и стали воевать с собственным народом». Короче говоря, официальная версия такова: увековечить память жертв психически нездоровых индивидов, которые ни с того, ни с сего кинулись крошить соотечественников за то, что они учат и лечат... Надеюсь, товарищам «открывателям» просто запретили говорить то, что они думают. В противном случае получается, что они нас за дураков держат.
Сделаю важную оговорку. Я не ставлю под сомнение факт, что жертвами украинских партизан-националистов были не только сотрудники советских «органов» (НКВД, МГБ и т.д.). Я не сомневаюсь в том, что «бандеровцы» не всегда разбирались, действительно ли очередная присланная учительница собирает информацию и «стучит». Более того, я уверен в том, что они нередко руководствовались исключительно ненавистью к советской власти и тем, кого она присылала, в том числе представителям «мирных» профессий. И я не против почтения их памяти.
Но я категорически против того, что меня считают идиотом или невеждой. А именно это и продемонстрировали господа «открыватели». Потому как им прекрасно известно, почему на Западной Украине было такое отношение к советской власти и всему, что было с ней связано.
Итак, о «неизвестно каких побуждениях». В первый раз советская власть пришла на Западную Украину в 1939 году и продержалась там до 1941-го. Как и любая новая власть, «Советы» принялись «зачищать территорию» от неблагонадёжных, с их точки зрения, элементов. У нас они сделали это раньше с помощью «усмирения голодом», «раскулачивания» и массовых убийств. Теперь пришла очередь наших западных братьев. С 10 по 13 февраля 1940 года из Западных областей Украины было депортировано 220 человек, 13 апреля 1940 года - 320 тысяч, в июне-июле 1940 года - 220 тысяч и в июне 1941-го - 300 тысяч. Таким образом, более миллиона западных украинцев «переехали» в Сибирь и Казахстан. Советская власть не ограничивалась депортациями. Приведу один (из, пожалуй, сотен возможных) пример. В конце июня 1941-го отступающие «Советы» начали массовое убийство заключённых в тюрьмах. В печально известной тюрьме на ул.Лонцкого во Львове с 23 по 28 июня было убито 1681 человека. Убивали всех - украинцев, поляков, евреев, осуждённых на выселение и временно заключенных. Всего во Львове за эти 5 дней было убито 4 тысячи человек. Произнесите эту цифру вслух. 4 тысячи чьих-то отцов, матерей, братьев, детей, друзей, коллег. Представьте на мгновение, что это были ваши отцы, дети и братья. Посмотрите сейчас на них и представьте, что они убиты. Вам захочется отомстить за них? Вы захотите с оружием в руках бороться с режимом-палачом? Вы захотите уничтожать слуг режима-палача? Конечно захотите. И даже не ради мести, а ради того, чтобы палач не добрался до остальных ваших близких. И что вы ответите тем, кто назовёт ваши утраты, вашу боль и страх «неизвестно какими побуждениями»? Вопрос, конечно же, риторический.
Не будем ограничиваться «человеческим» аспектом вопроса. Для политических гешефтмахеров это не имеет значения (как, впрочем, и для миллионов «простых граждан», которым вообще на всё наплевать).
Идеологический «мессидж» данного сооружения таков: преступлений советского режима на Западной Украине не было, а все, кто против этого режима восставал - преступники или психопаты. Да, это ещё одна подпорка в дряхлую советскую мифологию про «освобождение» и «мирных характер» всех советских начинаний. Но не это самое вредное и опасное. Подростающее поколение уже воспринимает советские мифы как атрибут ворчливых парабабушек, а инциденты вроде памятника Сталину в Запорожье - как эксцентричные выходки «стариков-разбойников», измученных ностальгией. Предоставим мертвым хоронить своих мертвецов.
И не в том опасность, что кто-то узнает про нескольких убитых националистами учительниц, пусть даже невинных. Опасность в том, что сбиваются критерии оценки нашего прошлого. Людей, воевавших с режимом-палачом, нам представляют как психов, убивающих соотечественников только за то, что они учат и лечат. Вместо осознания исторической трагедии нашего народа нам подсовывают очередную пятиминутку ненависти к «бэндэрам». «Бэндэрам», чья «вина» состоит лишь в том, что советский палач добрался до них чуть позже, чем до нас, жителей Луганщины, используя нас уже как своих слуг. Слуг палача, пусть даже невольных.
А что до самих убитых националистами жителях Луганщины, то их использовали ещё раз. Сначала «Советы», теперь...