Святые Отцы о частной собственности. Совместимость Православия и капитализма

Apr 05, 2016 04:58

Оригинал взят у arctus в Святые Отцы о частной собственности. Совместимость Православия и капитализма


Сторонники движения России в сторону капитализма не учитывают роли Православия в сознании народа - с либералами всё понятно, но с теми, кто позиционирует себя в антилиберальном ключе и одновременно антисоветском - это вызывает вопросы. Вопросы возникают потому, что большинство их апеллирует к Православию, которо де было уничтожаемо большевиками - а они, в противоположность, есть истовые его приверженцы.  Вопрос к искренности их позиции. И вот почему.
Каждый православный чтит учения Святых Отцов, и не только потому, что они авторитетны, а в персую очередь потому, что они излагают СУТЬ православия - т.е. задают те нормы, "матрицы" поведения, с которыми должны сверяться, с которых должны "писать" свою жизнь приверженцы учения.(Которыми себя объявляют таки известные люди, как , например, Н.С. Михалков)  И в этом смысле очень важно , что говорили Святые Отцы об отношении к частной собствености, что является краеугольным камнем борьбы капитализма против коммунизма.
* * *


Приведём интересный отрывок из книги С. Кара-Мурзы "Гражданская война", показывающий связь православия и народных чаяний, а так же показывающий глубинные причины Гражданской войны:

"Надо подчеркнуть, что и в духовно-религиозном плане частная собственность на землю всегда трактовалась крестьянами как небогоугодное устроение. В этом своем убеждении крестьяне опирались не только на представления стихийного «народного» Православия, но и на поучения отцов Церкви. Вот, например, поучения преподобного Симеона Нового Богослова (949-1022). В Девятом «Огласительном слове» он говорит:
«Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит. Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор, разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование. Она окружила все оградами и закрепила башнями, засовами и воротами, тем самым лишив всех остальных людей пользования благами Владыки. При этом эта бесстыдница утверждает, что она является владетельницей всего этого, и спорит, что она не совершила несправедливости по отношению к кому бы то ни было ».
В другом месте Девятого «Слова» осуждение частной собственности носит еще более резкий характер:
«Дьявол внушает нам сделать частной собственностью и превратить в наше сбережение то, что было предназначено для общего пользования, чтобы посредством этой страсти к стяжанию навязать нам два преступления и сделать виновными вечного наказания и осуждения. Одно из этих преступлений - немилосердие, другое - надежда на отложенные деньги, а не на Бога. Ибо имеющий отложенные деньги... виновен в потере жизни тех, кто умирал за это время от голода и жажды. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их умирать от голода и холода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать»
(Невозможно ратовать за капиталистический путь России, не отринув эти слова, не закрыв глаза на православные заветы. Но тогда стоит ли называть себя православным, если ты сознательно делаешь противоположный выбор? - arctus)

Таким образом, отрицание помещичьей собственности на землю приобретало не только политический, но и религиозный характер. Поэтому конфликт в земельном вопросе направлял Россию в русло непримиримого столкновения, которое и наблюдается во всех гражданских войнах с религиозным компонентом. Вопрос о земле был не только экономическим, и его невозможно было разрешить исходя из рационального расчета - речь шла о мировоззрении и представлении о желаемом жизнеустройстве в целом, в том числе и о путях развития, модернизации России. М. М. Пришвин записал в дневнике 27 декабря 1918 г.:
Что же такое это земля, которой домогались столько времени? Земля - уклад. «Земля, земля!» - это вопль о старом, на смену которого не шло новое. Коммунисты - это единственные люди из всех, кто поняли крик «земля!» в полном объеме.
Вот чем, по большому счету, и была предопределена победа Октября и победа красных в гражданской войне».
Капитализм стоит на накоплении. Православие его отрицает. «Что делать?»

Продолжение следует.

русские, Россия, поколение, революция, история, общество, как это было, мнение

Previous post Next post
Up