75 лет назад. История троцкистов глазами советской карикатуры

Aug 23, 2015 14:23

Оригинал взят у maysuryan в 75 лет назад. История троцкистов глазами советской карикатуры
Продолжая тему 75-летия со дня гибели Л. Д. Троцкого (начало - здесь и здесь)... Это событие, очевидно, подвело черту под эпохой борьбы с троцкистской оппозицией в СССР. Хотя ещё оставался жив в заключении бывший до 1934 года лидер этой оппозиции внутри СССР Христиан Раковский, но гибель Троцкого обозначила, пожалуй, завершение данной исторической эпохи.
А вот как биография Троцкого и история борьбы левых оппозиционеров отражалась в советской карикатуре. На этом рисунке в начале 1923 года на обложке "Красного перца" Л. Д. ещё рядом с Лениным, они - в образах васнецовских богатырей. Троцкий - пока ещё никакой не оппозиционер, а второй человек в государстве после Владимира Ильича. По крайней мере, по общему впечатлению.



1923 год. Здесь, на рисунке К. Елисеева в том же "Красном перце", Л. Д. предстаёт в облике наставника молодёжи:


"- Вырастешь, Саша, - узнаешь... В "Правде" опубликовано письмо молодых партийцев тов. Троцкому и ответ тов. Троцкого.
- Лев Давыдович, скажите, что мне делать, чтобы стать умным?
- Да так, знаете... Это скорее... "индивидуальная особенность".

1924 год. Л. Д. продолжает наставлять красную молодёжь. Его знаменитые тогда слова, ставшие популярным афоризмом: "Никто не может стать Лениным. Но каждый из вас должен стать ленинцем":


На рисунке Бориса Ефимова 1924 года "Добрый химик" в руках у Л. Д. реторта с надписью "Доброхим", и в ней явно не духи... Буржуй на заднем плане в ужасе убегает. Забавно, что спустя лет 12-13 Л. Д. снова стали рисовать с ядами, и делал это порой тот же Борис Ефимов, но уже совсем в ином смысле...


Ещё одобрительные дружеские шаржи на Л. Д. разных лет:


Лев Троцкий (по Брэму). Рисунок Дени



"Троцкий в представлении благочестивой Антанты". Рисунок Дени



Обманчивая внешность. Рисунок К. Елисеева



Троцкий в образе Георгия-Победоносца. Советский плакат 1918 года



Товарищ Троцкий - почётный милиционер. Советский плакат, 1923 год

А вот одна из первых карикатур на левую оппозицию, нарисована в конце 1923 года, опубликована в январе 1924. Рисовали Дени и Борис Ефимов, изображены Буду Мдивани (оппозиционер) и Лев Каменев (в то время - один из вождей большинства). Карикатура, по сравнению с последующими, чрезвычайно мягкая. Художники подтрунивают над франтоватой внешностью "борца с аппаратом" Мдивани - отличный костюм-тройка, набор дорогих авторучек в кармане, пышный галстук, наручные часы... И изнемогающий от работы Каменев.


1925 год, январь. А это уже камешек в огород самого Льва Давидовича - по итогам "литературной дискуссии" вокруг книги "Уроки Октября", где Л. Д. напомнил о поведении Каменева и Зиновьева в октябре 1917 года. Но камешек пока маленький, деликатный.


Рисунок Л. М. "В партийной школе. Тов. Троцкий задумал давать "Уроки Октября". Придётся ему сначала получать уроки ленинизма".

1926 год. Дискуссии с оппозицией в разгаре. Рисунок Ивана Малютина "Оппозиционная палата №1. Хронические больные".


Над кроватью Каменева написано "История болезни. Febris oppositionica. (Оппозиционная лихорадка). Осложнение припадка 1917 года". Точно та же надпись красуется и над изголовьем Зиновьева. А у Троцкого немного иначе: "История болезни. Febris oppositionica. (Оппозиционная лихорадка). Перманентные приступы с 1923 г.".

1927 год, август. Оппозиционеров в печати ругают вовсю, но ещё "по-доброму", как "товарищей". Рисунок М. Храпковского "Тактика дальнего заезда". Контролёр в поезде проверяет билеты членов ЦК ВКП(б) у Троцкого, Зиновьева и других вождей оппозиции.
"КОНТРОЛЁР: - Вы, товарищи, заехали слишком далеко за партлинию. Эти билеты действительны только в её пределах!"


Сентябрь 1927 года. Это не карикатура, а скорее характерная зарисовка Д. Мельникова с натуры, типичная сценка того времени, хотя изображённая и не без юмора. Озаглавлена иронически - "Единогласно!". Из множества делегатов в зале только одна-единственная рука голосует против. Подпись к рисунку: "- За резолюцию оппозиции голосуют или за продолжение времени оратору?". На XV съезд ВКП(б) в декабре 1927 года были избраны лишь единичные представители оппозиции.


Ноябрь 1927 года. Вот это уже совсем новый тон в изображении вожаков оппозиции - Зиновьева, Троцкого и Каменева - не добродушно-иронический, а жёстко-насмешливый, без церемоний. Обложка журнала "Крокодил":


Заметим, что автор рисунка - тот же К. Елисеев, ранее сопоставлявший Л. Д. с Рокфеллером (см. выше).

Ноябрь 1927-го. Начались первые исключения оппозиционеров из партии. Начали не с главных вождей оппозиции - Троцкого и Зиновьева, а с менее значимых деятелей - Преображенского и Серебрякова. Рисует тот же К. Елисеев. Подпись: "Троцкисты Серебряков и Преображенский исключены из ВКП(б) за раскольническую фракционную работу".
"ТРОЦКИЙ: - Гляди-ка! Птенцы-то уже оперились и вылетели!..
ЗИНОВЬЕВ: - Из гнезда?
ТРОЦКИЙ: - Нет, из партии."


Тогда же, в 1927-м, большой резонанс получил эпизод с подпольной типографией, где троцкисты печатали свою литературу. Его обыгрывает К. Елисеев, на первом плане - Радек и Каменев:


По итогам 1927 года вожди оппозиционеров исключены из партии. Рисунок М. Черемных в декабре 1927 года: "Ленин умер, но дело его живёт! Троцкий жив, но "дело" его умерло!".


Новый всплеск внимания к Л. Д. и его сторонникам - в 1929 году, в связи с высылкой Троцкого из СССР.


Карикатура К. Елисеева "Буржуазия и Троцкий.
1919 г. - У-у... у, Троцкий!!!
1929 г. - Хе-хе, Троцкий!..".

Тот же 1929-й. Рисунок А. Малеинова: "Явление седьмое: те же и Троцкий.
- У этого бывшего льва вполне подходящий голос... Споёмся!"


Декабрь 1934 года. Убит С. М. Киров, спустя несколько дней арестованы (уже не в первый раз) Зиновьев и Каменев. На рисунке Ю. Ганфа в январе 1935 года это событие отображено так: в "музее контрреволюции" на стену рядом с портретами Милюкова, Врангеля и Деникина вешают портреты Каменева, Зиновьева и Евдокимова. "Картинная галерея пополнилась".


1936 год. На процессе против Каменева и Зиновьева звучит новое и для многих неожиданное, невероятное обвинение: в тайном сотрудничестве с нацистской Германией и гестапо! Сам Л. Д., находившийся в Норвегии, писал: "Готовый ко многому, даже ко всему, я всё же не верил глазам...
- Хорошо, терроризм - это ещё можно понять... но гестапо... - повторял я в изумлении, - так и сказано: гестапо?
Да, так и сказано."
Это отображается в новых карикатурах, таких, как эта К. Ротова "Общая платформа" (ниже изображён фрагмент рисунка, где Троцкий, Каменев и Зиновьев красуются с нацистскими повязками на руках):


Рисунок Бориса Ефимова на ту же тему. Растерянный гестаповец держит в руках фотографии Зиновьева и Троцкого. "Недоразумение в гестапо.
- Опять вы фотографии троцкистов в одно место с марксистами сунули!.. Надо же, голубчик, отличать свою агентуру от врагов..."


На карикатуре Л. Бродаты призрак Азефа читает обвинительное заключение Каменева, Зиновьева и других. "Утраченный рекорд. Тень провокатора Азефа:
- Ну и отличились троцкисты и зиновьевцы!
Даже мой пожизненный рекорд низости, и тот побили!"


Январь 1937 года. В Москве идёт новый процесс над бывшими вождями оппозиции в ВКП(б) - Радеком, Пятаковым, Сокольниковым, Серебряковым и другими - "троцкистским параллельным центром". Карикатура Кукрыниксов "Своя ноша не тянет" на обложке журнала "Крокодил":


Ещё несколько типичных изображений тех лет:



"Советский плакат, 1937 год. Автор - тот же Дени, ранее рисовавший Л. Д. в образе льва (см выше)



Карикатура на Л. Д. Троцкого. Авторы - Кукрыниксы. 1937

Ну, и в заключение - рисунок Л. Бродаты из "Крокодила" 1936 года. Он любопытен тем, что понравился бы, наверное, современным либералам и антикоммунистам.
"Так на так.
- Я просила "Мою борьбу" Гитлера, а Вы мне завернули "Мою жизнь" Троцкого"!
- Это равноценные труды, мадам. И идеология в обеих книгах абсолютно одинаковая..."


СССР, картинки, троцкизм

Previous post Next post
Up