Оригинал взят у
morozovsb в
Непрерывное и православное.Не знаю будет ли образование в России доступным и всеобщим, но непрерывным и православным обещает быть точно. А может быть оно будет доступным и всеобщим, только при условии, что оно будет православным.
Однако, как не говори, суть не меняется. На вчерашнем заседании Совета при президенте России по взаимодействию с религиозными объединениями РПЦ сделала такую хорошую заявку на увеличение своего присутствия в системе образования:
Развитие православного образования в нашей стране сегодня зависит от решения трех главных вопросов.
Первый вопрос - это расширение преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе.
В процессе апробации в 2009-2011 годах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) накоплен опыт взаимодействия религиозных конфессий, федеральных и региональных органов управления образованием. При подготовке к повсеместному преподаванию ОРКСЭ с начала 2012/2013 учебного года государство выступило инициатором создания системы школьного воспитания с привлечением к этому процессу семьи и Церкви. Пожалуй, это одна из наиболее важных и обсуждаемых инноваций последних лет, перспективы которой, непосредственно зависят от взаимопонимания и слаженности действий всех участников проекта.
Дальнейшее развитие этого процесса Церковью видится в поэтапном переходе к преподаванию религиозных культур и этики, начиная с первого класса школы и до последнего, используя в качестве отправной точки Поручение Президента России от 8 августа 2009 года, - о введении преподавания в школах новых предметов по выбору: «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ иудейской культуры» и других.
Опорой такой стратегии служит как полученный в апробации опыт, так и изначальная схема преподавания традиционных религиозных культур и светской этики в школе, одобренная Министерством образования и Русской Православной Церковью.
Расширение преподавания религиозных культур и этики по выбору семьи школьника по всем ступеням обучения может проводиться в два этапа. Для этого на первом этапе организуется разработка материалов по предметной области духовно-нравственного содержания, которую можно условно назвать «Религия и этика» для начальной школы на 135 учебных часов в 1-4 классах по 5-ти учебным предметам. Это 4 традиционные религиозные культуры и этика. Готовятся примерные программы, комплекты учебников, программы подготовки учителей. Было бы целесообразно использовать систему конкурса, по итогам которого отобрать 2-3 лучших комплекта учебников для начальной школы по каждому предмету. Преподавание в начальной школе религиоведения (модуль «Основы мировых религиозных культур» в ОРКСЭ) - педагогически нецелесообразно, так как при одновременном сравнительном изучении всего многообразия религиозных традиций обесценивается родная культура, в детях воспитывается дух релятивизма.
На втором этапе с участием конфессий готовятся примерные программы, учебники и учителя, в том числе со специализацией по каждому из предметов по религиозной культуре для основной и старшей ступеней школы примерно на 210 учебных часов для 6-11 классов. Вносятся соответствующие изменения в образовательные стандарты. Предметная область ОРКСЭ сохраняется в 5 классе и становится переходной между начальной и основной ступенями общего образования...
Еще один важный вопрос - обеспечение равных прав на образование для детей, учащихся в православных негосударственных школах, с учащимися школ муниципальных и государственных. Финансирование таких школ в части реализации ими федерального государственного образовательного стандарта, оплаты коммунальных услуг, питания детей, обеспечения образовательными материалами и т.д. - условия, без которых школа не может нормально работать, давать детям необходимые знания и воспитание, быть конкурентоспособной среди других общеобразовательных учреждений...
И, наконец, третий вопрос - о теологическом образовании в высшей школе. По сути, это продолжение изучения православной культуры в системе профессионального образования. Выпускник теологического факультета получает полноценные религиозно-культурологические знания, а общество - квалифицированного специалиста в православном богословии, культуре, традиции, способного применять свои знания и навыки в профессиональной деятельности на благо согражданам в разных сферах жизни общества. Здесь надо отметить, что до сих пор так и не решен вопрос о признании ученых степеней по теологии, что является общепринятой мировой практикой. Такое признание будет способствовать полноценной интеграции теологии в российскую образовательную систему, а также позволит укрепить взаимодействие высшей и основной ступеней общего образования, обеспечить школу квалифицированными учителями по религиозным культурам.
Таким образом, фактически сегодня идет речь о возможности создания в России полноценной непрерывной системы православного религиозного образования от детского сада до вуза.
http://www.patriarchia.ru/db/text/2322781.html Во всем этом меня очаровывает как фраза о непрерывности, так и сама двойственность, а то и тройственность термина православное образование. По идее термин "православное" должен указывать на религиозный характер образования. И тогда, когда речь идет о таковом образовании в стенах семинарии, духовного училища, духовной академии вопросов не возникает. Человек получает специализацию в том деле, какое он для себя выбрал. В этом смысле религиозное - специальное образование, ничем не хуже слесарного или инженерного.
Однако, речь идет о светской школе и светском, культурологическом в своем основе, предмете ОПК. В этом случае термин православный совершенно недопустим для словоупотребления, ибо знакомство с православной традицией совсем не то же, что приобщение к православной традиции. В первом случае ученики остаются лишь внимательными посетителями музея, которые сами решат, вернуться им вновь или нет, во втором, происходит насильственное, ибо предмет обязателен приведение к вероучению.
Если же епископ Макарий употребляет слово "православный" как синоним всей системы образования - это тем более недопустимо вследствие светскости образования, прописанной в соответствующих документах.
Итак, нам предлагают медленно и верно по часу в неделю с первого по одиннадцатый класс долбить ученика ОПК, предметом с крайне невнятным содержанием, отсутствием четкой методики преподавания, оценок и четких критериев овладения умениями и навыками за государственный счет. Более того, взвалить на плечи государства еще и религиозные школы с факультетами теологии.
Не жирно ли будет РПЦ решать свои проблемы катехизации и пополнения паствы за общественный счет? Какое дело обществу до проблем религиозного образования в рамках определенной конфессии?
Увы, вопросы, судя по всему останутся риторическими, поскольку тенденции развития взаимоотношения Церкви и образования последних лет, свидетельствуют о том, что РПЦ почти всегда получает то, что хочет.