Запись опубликована
ОбозRU. Пожалуйста, оставляйте
комментарии там.
Наконец-то закончился этот ужас, Зимняя Олимпиада в Ванкувере.
И я не понимаю, почему все так изумились, почему все так накинулись на Светлану Слепцову, когда она сказала «Мы никому ничего не должны». Ведь это же правда!
Это поколение спортсменов за все платило свои кровные. Папы и мамы покупали им форму и инвентарь, оплачивали аренду залов, за свой счет отправляли детей на соревнования и платили командировочные тренеру. Так чем же они нам обязаны? Оставьте разговоры про страну. Страна палец о палец для них не ударила.
Вспомните, что творилось у нас в области в 90-е годы. Директором управления спортивных сооружений Федерации профсоюзов Самарской области была тогда Вера Лекарева. 11 лет, с 1988 по 1999 год, она командовала всеми бассейнами, кортами и стадионами. Они все тогда были профсоюзными.
Сами профессиональные союзы как-то быстренько сошли на нет, а на непонятное образование под названием «Федерация» свалилось огромное богатство.
И началось бурное акционирование. Были профсоюзы «школа социализма» стали «школа капитализма». Полагаю, эта история все-таки дождется своего вдумчивого исследователя, и будут написаны большие тома. Уголовных дел. Но ведь что-то самарцы видели своими глазами. Как заливались асфальтом футбольные поля, как стадионы превращались в рынки…
Потом-то уж привыкли, а первый раз, когда Вера Лекарева
распорядилась устроить на стадионе «Буревестник» барахолку, в спортобществах был шок. Председатель областного комитета по физической культуре и спорту Владимир Заворин устроил грандиозный скандал. Торгашей погнали, а Федерация, чуть позже, когда страсти успокоились, просто продала «Буревестник».
Оценили его в 10 миллионов евро, а продали (по документам) за 1 миллион. А ведь там была Школа Олимпийского резерва.
Ванкувер, говорите? Вот он где начинался наш сегодняшний Ванкувер…
А профсоюзная база «Дубки»! Кто не помнит этот бандитский притон, с перестрелками и школой проституток? Когда стены профсоюзного борделя изрешетили автоматными очередями до полной непригодности, понадобился ремонт.
Ремонтировали, правда, за государственный счет. Вера Лекарева встретилась с губернатором Титовым и объяснила ему, что видит несомненную связь между отсутствием у детей стадионов и взрывом наркомании.
Дети и спорт - это вечная боль Веры Лекаревой, о которой она может говорить часами. «Дубки» отремонтировали за счет областного бюджета. Здесь открылся спортивный центр «Здоровье». Каждую смену сюда заезжало 50 детишек. В новеньких «Дубках» им даже выделили один корпус. Потом «Здоровье» переименовали в «Спортивно - оздоровительный центр Веры Лекаревой». Как рассказывала Вера Александровна,
об этом её очень просили дети. А детям отказать она не могла. Дети и спорт - это её слабое место.
Именно эта любовь к спорту и объединила их с Константином Титовым, который в это время поднимал с колен местную футбольную команду «Крылья Советов».
«Крылья Советов» тогда привычно болтались во втором дивизионе. Как, впрочем, и десятки других городских команд. Как до сих пор играют, например, в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Болельщики, впрочем, любили свою команду, любили игроков, которые были воспитанниками местной спортшколы, и стадион был забит до отказа. Но только Константин Титов смог открыть перед командой истинные горизонты.
Прежде всего, в Самару был приглашен Гаджи Гаджиев, который перед этим совершил
чудо в Махачкале. Слабенькая доселе команда «Анжи» за один сезон взлетает на самую вершину премьер-лиги! И почти берет бронзу. И тут же кубарем скатывается на 11-ое место и оказывается банкротом.
Махачкалинские болельщики потом, наблюдая за «Крыльями», грустно говорили: «Они повторяют нашу судьбу»… Но в Самаре слышали про то, что Гаджиев знает секрет, как взять в чемпионате «бронзу». Ему назначают оклад, который не платили ни одному тренеру в России. И предлагают не стесняться в тратах. На «Металлурге» горят фейерверки, каждый матч только на одних фейерверках сжигается около ста тысяч. На ЦТ, правда, гаджиевские «Крылья» фигурировали в тройке самых коррумпированных команд, торгующих матчами.
Но чудо свершилось! За один сезон «Крылья» взлетели на самую вершину премьер-лиги. А у команды появляются настоящие болельщики, торсида! Места на трибунах занимают подопечные Веры Лекаревой. В педагогически запущенных детях вдруг проснулась неистовая любовь к спорту. Настолько неистовая, что город замирал в испуге, когда торсида, празднуя победу, била стекла и с корнем вырывала сиденья в трамваях. Они с гордостью называли себя «крысами».
Теперь на стадионе дежурил отряд ОМОНа, пожарные и скорая помощь. Счастливый Константин Титов носил шарф «Крыльев» и кричал вместе со всеми «Крылья - чемпион!»
Счастье закончилось очень быстро. Как и в Махачкале, счастья хватило на один сезон. Аудиторы, которых пригласили для проверки состояния дел «Крыльев», выяснили, что команда жила в долг.
Что вы хотите? - Нынешний футбол очень дорогое удовольствие. Знаете, сколько сегодня вбухивается в легионеров? В весьма третьесортных, кстати, легионеров… Ежегодно Россия выплачивает им около 2-х миллиардов долларов. Это 60 миллиардов рублей. Чтоб было понятно - это годовой бюджет шести городов-миллионников, таких, как Самара. Представьте, если бы все эти годы спонсоры отдавали бы деньги не африканским гастарбайтерам, а в детские спортшколы, мы бы задавили сейчас весь Ванкувер.
Если бы тогда в губернаторе взял верх бизнесмен, он бы, конечно, недрогнувшей рукой обанкротил клуб, как заведомо убыточное предприятие. Но Титов не позволил взять верх меркантильности. Он не мог лишить детей спорта. Как и Вера Лекарева, о своей любви к спорту и детям он мог говорить часами. Они вообще были с ней единомышленниками.
Поэтому теперь практически все бюджетные деньги, что выделялись на развитие спорта, уходили «Крыльям Советов». На все прочее оставались сущие крохи, и в 2010-м самарской губернии уже некого было послать в Ванкувер.
Торсида считала, что нельзя смешивать любовь и деньги, любила спорт бескорыстно и безвозмездно. И категорически отказывалась платить за билет больше ста рублей. Клуб покрывал свои расходы от силы на треть и все глубже залезал в долги.
Вера Лекарева в это время рассказывала о любви к спорту и детям уже с высокой трибуны Государственной Думы. А вскоре туда же перебрался и Титов. И уже в Совете Федерации выступал экспертом по вопросам спорта, рассказывая, каких вершин, в бытность его губернатором, достигала футбольная команда «Крылья Советов».
Финансовый пузырь лопнул уже без него. И, услышав сумму, Самара втянула голову в плечи. 100 миллионов долларов задолжал футбольный клуб «Крылья Советов». Это 3 миллиарда рублей. На эти деньги можно было бы купить 2 тысячи квартир для обитателей ветхого жилья. 2 тысячи счастливых семей! Если бы главы этих семей пришли на площадь поговорить по душам с беснующимися «крысами»… Массой бы точно задавили.
Потому что, как ни пыжилась торсида, но больше 700 «крыс» собрать не смогла. Вот это и была та самая «многомиллионная армия болельщиков, которая, якобы, жить не может без футбола и умрёт, не простив». 700 крыс…
А пока они кричали кричалки и рычали речевки, в Кремле ломали головы и чесали в затылках четыре очень серьезных и ответственных товарища: Сергей Чемезов, Владимир Артяков, Игорь Сечин и Владимир Путин. Потому что шутки шутками, а долги отдавать надо. Кредиты же клубу выдавали не просто так: где-то и губернатор Титов ручался. Переговоры шли с середины января.
Вероятные спонсоры упирались, как могли. Платить чужие долги, да еще во время кризиса, охотников мало. Министр спорта Виталий Мутко в это время получал напутствие от патриарха Кирилла и депутатов Государственной Думы. Вера Лекарева говорила, что верит в наших спортсменов, что ждет их из Ванкувера с медалями. В Государственной Думе всем было известно, какой вклад внесла эта женщина в развитие спорта, и сколько она отдала детям.
… 17 февраля в раннем выпуске «Вестей» Владимир Путин сообщил, что готов список спонсоров для самарской команды «Крылья Советов». Эту новость Вера Лекарева услышала от Тархова. Всему виной разница во времени: в Самаре начался рабочий день, а в Москве еще было раннее утро. В Канаде, в Ванкувере было 3 часа ночи. Министр Спорта Виталий Мутко, однако, сразу снял трубку.
- Виталий Леонтьевич! Это я, Вера Лекарева! Вы слышали, что Путин сказал про «Крылья Советов»? Я звоню Вам по поручению Виктора Тархова.
- А при чем здесь Тархов?- спросил удивленно Мутко.
- Нет, Тархов здесь, конечно же, не при чем…
- А вы? - спросил Мутко.
- И я не при чем… Я просто проконтролировать.
…Чуть позже, когда до Москвы дошли новости из Ванкувера, и вся страна услышала, как биатлонистка Светлана Слепцова, занявшая 18-ое место, сказала, спокойно глядя в камеру: Мы никому ничего не должны», Лекарева поняла, почему Мутко не спал эту ночь. А, может быть, не поняла… По крайней мере, у неё лично, так много сделавшей для развития спорта, эта фраза вызвала глубокое возмущение!